Прошедшее в Ереване очередное 14-ое заседание армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству совпало с возникновением определенных шероховатостей в отношениях Еревана с Москвой.

Коллизия возникла после выступления в парламенте 3 октября премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна. Глава правительства заявил, что программа Федеральной миграционной службы России "Соотечественники" "неприемлема" для Армении. "Мы не давали согласия на то, чтобы эта программа действовала в Армении. Мы последовательно обсуждаем с российскими коллегами данную тему, в том числе в рамках совместной межправительственной комиссии", - заявил Саркисян, выразив надежду, что "проблема" будет решена, и эта "непозволительная" для Еревана деятельность продолжена впредь не будет.

ИА REGNUM уже сообщало о незамедлительной реакции на эти высказывания российского посла в Армении Вячеслава Коваленко. Напомним, что, стараясь не выходить за рамки дипломатических формулировок, посол, тем не менее, выразился вполне однозначно. В частности, он подчеркнул, что "армян насильно в Россию никто не тянет", и если они хотят воспользоваться преимуществами, предоставляемыми программой "Соотечественники", то это проблема не российской, а армянской стороны. "Думаю, уезжают из Армении потому, что на то имеются какие-то вполне объективные причины", сказал посол.

Выступление Вячеслава Коваленко вызвало в Армении заметный, причем, в ряде случаев, негативный резонанс. Некоторые СМИ сочли, что посол "уже оставляет за собой право осуждать царящую в нашей стране ситуацию", "осмеливается вмешиваться во внутреннюю жизнь страны" и т.д. Заметим, что это тот самый случай, когда "на воре шапка горит": российский дипломат ни слова не сказал о ситуации, царящей в социальной и экономической жизни республики. Однако всем известно, что именно большими проблемами, связанными с высоким уровнем безработицы, очень низкими пенсиями и зарплатами (редко превышающими $80 и $250 соответственно), практическим бездействием "социальных лифтов", ощущением беззащитности перед лицом произвола "сильных мира сего" и еще многими аналогичными обстоятельствами объясняется стремление многих граждан обустроить свою жизнь за пределами родины. Поэтому посол Коваленко прав в том, что для отъезда армян в Россию имеются объективные причины. К тому же он не без понятной обиды указал, что в США "по линии Green Card из Армении выехало больше людей", однако по этому поводу никакого "шума" нет.

Отметим, что само по себе возникновение "шума" вокруг этого вопроса, на первый взгляд, выглядит достаточно неожиданно. Дело в том, что относительно недавно, комментируя для одного из ереванских еженедельников проблему растущей миграции, тот же премьер Саркисян прямо дал понять, что правительство положительно относится к массовому выезду из страны потенциальной протестной массы (!). Неужели же, риторически вопросил премьер, нужно "делать все, чтобы эти люди не уезжали, чтобы эта критическая масса осталась здесь, и произошла революция?".

Разумеется, ничего такого правительство, из опасения вероятных "революционных последствий", никогда и не делало. За 20 лет независимости армянская экономика в немалой степени основывалась на частных трансфертах, получаемых от армянских гастарбайтеров, выехавших на заработки в Россию, США, страны Европы. Поначалу говорилось, что через такое прошли многие страны, например, государства Южной Европы и Турция, которые сумели в середине прошлого века модернизировать и поднять свои экономики благодаря присылаемым из-за рубежа средствам. Однако армянская экономика никак совершенствоваться и развиваться не желала, хотя в лучшие докризисные годы объем частных трансфертов превышал даже объемы госбюджета. Стало ясно, что подобное положение вещей многих устраивает, поскольку позволяет бесперебойно функционировать монополизированным несколькими субъектами сферам импорта и торговли, жилищного строительства, создавая впечатление экономического оживления. Чего стоило такое "оживление" стало ясно в 2009 году, когда из-за мирового кризиса объем переводов частных лиц сократился вдвое, и армянская экономика сразу же рухнула более чем на 14% (максимальный показатель в СНГ). Причем основной удар пришелся именно на строительную сферу и общественное потребление. И, кстати, довольно быстрое восстановление также было связано с возобновлением (пусть уже не в прежних масштабах) "валютного потока" из-за границы, и в первую очередь - из России, откуда в Армению поступает до 80% частных трансфертов.

В свете этого недовольство официального Еревана программой "Соотечественники" (кстати, созданной в 2006 году для решения демографических проблем России и не имеющей к Армении никакого прямого отношения) должно иметь глубокие, хоть и неочевидные причины. И они, разумеется, есть. Эксперты ИА REGNUM уже указывали, что возрастающая миграция из страны, приобретя кумулятивный эффект, со временем способна обрушить привычный и удобный для властей модус функционирования национальной экономики, поскольку сокращение населения означает и постепенное сокращение количества адресатов получаемых денежных переводов. Отметим, что этот процесс уже дает о себе знать. И на этом тревожном фоне президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому программа "Соотечественники" не только объявлена бессрочной, но и расширено число лиц, которые могут ею воспользоваться. В число последних, помимо родителей и родных детей, включены бабушки, дедушки, приемные дети, братья и сестры лиц, намеренных переехать в Россию. То есть уезжать смогут большие патриархальные семьи, и уезжать сразу, практически в полном составе. А в таком случае пересылать деньги станет уже некому и незачем. Вот объяснение того, почему программа - после 6 лет беспрепятственного функционирования в Армении - в одночасье стала для Еревана "неприемлемой и непозволительной".

При всем том не совсем ясно, каким образом армянская власть, - в условиях очень высокой военно-политической и экономической зависимости от Москвы, - может добиться прекращения программы. И хотя 14 сентября замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян вновь сказал журналистам, что "программа не может быть реализована, исходя из ясно выраженной позиции Армении", однако никакой конкретики (например, возможных сроков её прекращения) в этой связи не привел. Неясно также, как отразился этот вопрос (и отразился ли вообще) в подписанной сторонами по результатам заседания межправительственной комиссии Долгосрочной (до 2020 года) программе двухстороннего экономического сотрудничества.

Вообще создается впечатление, что резкие высказывания премьера имели характер предвыборной риторики. Ведь в Армении фактически стартовала президентская компания -2013, а проблема растущей миграции, резкого сокращения демографического потенциала страны является одним из важнейших козырей в руках всех критиков действующей власти. Но результаты таких высказываний вряд ли повысят рейтинг властей, скорее наоборот, поскольку встревожат десятки тысяч людей, надеющихся переехать в российскую провинцию и начать там новую жизнь. Тем более непонятно, зачем в предвыборный период вносить в армяно-российские отношения столь неуместный раздражитель. Тем более что параллельно определенные вопросы, связанные с историй лишения депутатской неприкосновенности экс-министра иностранных дел, члена партии "Процветающая Армения" Вардана Осканяна, обвиняемого в финансовых махинациях, возникли у американских и европейских партнеров Армении и у некоторых популярных деятелей зарубежной армянской диаспоры, подозревающих, что вопрос имеет не столько юридическую, сколько политическую подоплеку. Между тем фактор наличия внешней поддержки является традиционным и довольно действенным элементом предвыборных кампаний в Армении, причем и этот козырь обычно стараются разыграть все акторы внутриполитических процессов. Поэтому, понимая реальные причины решительной атаки на российскую программу "Соотечественники" в Армении и структуры, эту программу реализующие, одновременно следует признать, что актуализация этой темы в данный момент стала ошибочным, непродуманным и неудачным шагом. Тем более что, по здравому рассуждению, на деле никто миграцию всерьез ограничивать не осмелится - слишком велик риск критического возрастания протестной массы.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)