Чем меньше времени остается до президентских выборов в Армении, которые намечены на февраль будущего года, тем больше сложностей возникает в отношениях недавних союзников по правящей коалиции - Республиканской партией Армении (РПА) и партией "Процветающая Армения" (ППА).

Напомним, что после майских выборов в парламент республики ППА попыталась расширить свои позиции в исполнительной вертикали, в частности, получив пост премьер-министра. Когда стало ясно, что амбиции ППА удовлетворены не будут, формальный лидер партии, олигарх Гагик Царукян заявил о выходе из парламентской коалиции.

Сказать, что при этом "Процветающая Армения" ушла в оппозицию, было бы большим преувеличением. Однако риторика партийных активистов и принадлежащих олигарху СМИ зримо ужесточилась. Впрочем, критические стрелы направлены исключительно в сторону правительства и лично премьер-министра Тиграна Саркисяна. Президента Сержа Саргсяна ППА не критикует никогда.

Это может свидетельствовать о том, что и Царукян, и его "куратор" экс-президент Роберт Кочарян до последнего времени надеялись "по-хорошему" договориться с властью о полюбовном разграничении сфер влияния и финансовых потоков. Одним из косвенных подтверждений этого может служить недавно прошедшая в местных изданиях информация о том, будто "в политических кулуарах обсуждается вопрос формирования после президентских выборов правительства национального согласия". Якобы, подобный вариант уже в ближайшее время будет предложен Царукяном главе государства - в обмен на поддержку на президентских выборах. Речь при этом вновь пойдет о премьерской должности, трети министерских портфелей и ряде губернаторских должностей. В этом случае полмиллиона голосов, полученных ППА на парламентских выборах, будут "брошены на чашу весов действующего президента". Если же договориться не удастся, олигарх выдвинет для участия в президентском марафоне свою собственную кандидатуру.

Пока, однако, нет никаких признаков того, что власть готова к подобным компромиссам. Напротив, давление на ППА возрастает день ото дня. Генеральный прокурор представил парламенту ходатайство о получении согласия на привлечение в качестве обвиняемого депутата Вардана Осканяна - одного из ведущих членов руководства партии, экс-министра иностранных дел. Речь идет о вскрытых в руководимом им фонде "Сивилитас" финансовых нарушениях и махинациях. Но это - лишь фон, суть же в том, что Осканян - один из самых близких к экс-президенту Кочаряну деятелей. Именно с подачи Кочаряна он был поспешно принят в ППА, проведен в парламент, где стал выполнять роль "мозга партии", никогда не отличавшейся чрезмерным интеллектуальным потенциалом и сколько-нибудь серьезным идеологическим багажом.

Теперь "угроза Осканяна" (которую многие наблюдатели называют "угрозой возвращения Кочаряна") может быть нейтрализована. Более того, резкие инвективы ППА в адрес премьер-министра заставили приглядеться к работе её министров в период пребывания партии во властной коалиции. И сразу же выяснилось, что в градостроительном ведомстве, ранее руководимом экс-министром Варданом Варданяном, имеются крупные недостатки, связанные, например, с ремонтом здания Национальной библиотеки. Варданян, как утверждается, со дня на день тоже станет объектом внимания прокуратуры (один из его подчиненных уже арестован). Аналогичная участь может ожидать и бывшего министра здравоохранения Арутюна Кушкяна.

А чтобы не создавалось впечатления, что речь идет о каких-то преследованиях по политическим мотивам, а не о системной борьбе с коррупцией, на днях были арестованы экс-депутат от РПА, бывший шеф Госслужбы соцобеспечения Вазген Хачикян с подельниками, в ведомстве которого еще два года назад были вскрыты вопиющие злоупотребления. Одновременно в течение последних дней президент Серж Саргсян подверг резкой публичной критике работу ряда исполнительных структур, в том числе и лично премьера Тиграна Саркисяна. Таким образом, создана определенная основа для его возможной отставки в будущем, поскольку в обозримой перспективе именно вокруг поста главы правительства будут разворачиваться все внутриполитические коллизии.

Между тем "Процветающая Армения", кажется, намерена продолжать свою борьбу, окончательные цели которой (не считая ясного стремления к руководству правительством) остаются не вполне очевидными. В этой связи ожидаются кадрово-организационные перемены на телеканале "Кентрон" и в ряде интернет-изданий, прямо или косвенно принадлежащих Царукяну. Их работа должна быть кардинально перестроена, ибо олигарх недоволен "слишком мягкой" позицией журналистов в отношении деятельности премьер-министра. Одновременно активисты ППА достаточно прозрачно намекают на возможность новых громких скандалов и разоблачений. Намерение прокуратуры вплотную заняться Варданом Осканяном вызвало крайне резкую реакцию Царукяна. В распространенном партией заявлении говорится, что речь идет о "политическом преследовании", причем не только в отношении персонально Осканяна, но и ППА в целом. Все представленные обвинения названы при этом "беспочвенными". Осудив "применение подобных методов в политических вопросах", партия утверждает, что не только будет защищать своего представителя всеми законными методами, но и "представит депутатам пакет документов, который докажет необоснованность обвинений генпрокурора".

Все это означает, что экс-союзники по власти находятся на пороге окончательного разрыва и конфронтации. Трудно представить, что олигарх Царукян мог бы решиться на подобный шаг самостоятельно. Его нынешняя позиция и действия, скорее всего, продиктованы истинным "политическим тяжеловесом" - Робертом Кочаряном. Однако ни сама ППА, контролирующая треть депутатских мандатов, ни оппозиционные фракции (отношение которых к преследованию Осканяна к тому же неоднозначно) не в состоянии помешать лишению экс-министра депутатской неприкосновенности, если такова будет консолидированная позиция правящей партии. И вот тут-то могут возникнуть вопросы. Во власти, по-прежнему, очень велико число людей, которых принято называть "кадрами Кочаряна". По очевидным причинам (в том числе из опасения когда-нибудь очутиться в аналогичной ситуации) они сегодня не могут не испытывать психологического дискомфорта. Неслучайно уже появились некоторые намеки на то, что "старые республиканцы" попытаются убедить президента "не сжигать мосты" и найти точки соприкосновения с его предшественником. Свою роль может сыграть и позиция западных государств, послы которых уже побывали в фонде "Сивилитас" и встретились с Осканяном.

Симптоматично при этом, что обе стороны пытаются представить себя в качестве "истинных союзников России" и создать впечатление, будто именно их Кремль желал бы видеть во главе страны. Кремль, однако, молчит. Надежды на визит Владимира Путина в Ереван в дни проведения учений Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ не оправдались. Одновременно вновь поползли слухи о возможном повышении тарифов на поступающий в страну российский газ. Эти невыгодные для власти обстоятельства предоставляют ППА (постоянно педалирующей свой "евразийский выбор) возможность несколько расширить свой электоральный сегмент.

При всем том, как действующий президент, так и его предшественник не могут не осознавать, какая колоссальная ответственность лежит на них. Ведь любое открытое политическое противостояние в стране, находящейся в состоянии латентной войны и непрекращающейся блокады, переживающей очень существенные социально-экономические трудности и демографические проблемы, может потрясти сами основы национальной государственности. Данное обстоятельство позволяет надеяться, что конфронтация между недавними политическими союзниками, в конечном итоге, будет исчерпана на основе компромисса. В противном случае победа для любой из сторон неизбежно станет пирровой.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)