К 2015 году Каспий станет одним из самых нестабильных регионов мира: минобороны Казахстана
К 2015 году Каспий может стать одним из самых нестабильных регионов мира. На это есть все объективные и субъективные причины. Об этом в ходе второй конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии", которая прошла 12-13 сентября 2012 года в казахстанском городе Актау, заявил эксперт центра военно-стратегических исследований министерства обороны Казахстана Рафик Таиров, выступивший с докладом о вызовах и угрозах военной безопасности. ИА REGNUM, на правах официального партнера конференции, публикует доклад специалиста полностью.
В настоящее время все чаще и чаще звучат мнения о том, что войны будущего будут вестись за энергетические ресурсы. "Арабская весна", народные революции в Северной Африке и на Ближнем Востоке, не спадающая напряженность в Кавказском регионе, нарастание борьбы за богатства шельфа Северного Ледовитого океана все чаще рассматриваются аналитиками и военными экспертами как предпосылки возникновения будущих энергетических войн.
К примеру, по данным исследований: 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. Поэтому вполне очевидно, что стремление отдельных сильных государств иметь доступ к жизненно важным ресурсам будет только увеличивать число конфликтных зон.
Каспий не является исключением. Это регион, где уже сегодня присутствуют политические, военно-стратегические и экономические интересы многих стран мира, причем не только прикаспийских государств (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан), но и наиболее влиятельных мировых держав. Регион становится зоной повышенного внимания одновременно Севера и Юга, Востока и Запада, имеющих свои геополитические интересы. За этими географическими названиями стоят такие страны или группы стран: с Севера - страны
Здесь можно выделить следующие группы интересов в данном регионе:
во-первых, прикаспийские страны (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия, Иран), пытаются решить внутренние проблемы за счет поставок энергосырья на мировой рынок;
во-вторых, страны зон транзита (Россия, Иран, Китай, Турция, Грузия, Армения, Украина, Румыния, Болгария и другие), стремятся извлечь дивиденды из транспортировки энергосырья по их территории;
в-третьих, субрегиональные лидеры (Россия, Иран, Китай, Турция) - намерены максимально укрепить стратегические позиции в регионе;
в-четвертых, крупные мировые игроки (США, ЕС, Россия, Китай) рассматривают Каспий как элемент геополитической борьбы за контроль над стратегически важными регионами мира.
При этом взаимозависимость и взаимовлияние различных государств настолько велики, что проведение одним государством своей политики без учета интересов других государств и мирового сообщества приводит к пересечению границы национальной безопасности и становится сферой противостояния национальных интересов, а основным способом разрешения выступает вооруженное насилие.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция милитаризации каспийского региона. Здесь наблюдается ажиотаж вокруг энергетических ресурсов Каспийского моря, это дало толчок для формирования военно-политического узла противоречий в регионе, создающего одну из опасных конфликтных зон в современной мировой политике, которая уже получила "кодовое" международное название "Южная дуга нестабильности".
Поэтому интерес политиков, ученых, аналитиков экспертов очевиден. Только за последние пять лет прошло более 50 международных мероприятий и межправительственных встреч по выработке механизма "Каспий - море мира".
Каким мы хотим видеть Каспийский регион в будущем? Какие у нас будут отношения с нашими соседями, близкими и дальними?
И для того чтобы ответить на эти важные и непростые вопросы в своем выступлении я сделаю акцент на следующих ключевых моментах:
во-первых, военно-политическая ситуация в прикаспийском регионе;
во-вторых, состояние сил и средств вооруженной борьбы в акватории Каспийского моря;
в-третьих, пути решения противоречий среди прикаспийских государств.
***
Военно-политическая ситуация в Каспийском регионе в последние годы характеризуется высокой динамичностью и обусловлена активизацией конкурентной борьбы между прибрежными государствами, а также внерегиональными силами за контроль над углеводородными ресурсами Каспия и маршрутами их транспортировки на мировые рынки.
К вызовам и угрозам региональной безопасности в Каспийском регионе относятся:
1) противоречия между прикаспийскими государствами относительно правового статуса Каспия:
- не решена проблема разграничения водного и воздушного пространства, над которым необходимо установить режим национального суверенитета. Важность решения этой проблемы связана не только с использованием биоресурсов Каспия, но и с охраной нефтегазовых месторождений, а также с прокладкой трубопроводов по дну моря, находящихся в ведении стран, по территориям которых они проходят;
- не решена проблема разграничения морского дна.
На сегодняшний день соглашение о разграничении морского дна подписано тремя государствами - Россией, Казахстаном и Азербайджаном (разделено 64 % акватории моря). В соответствии с этими соглашениями Казахстан получил контроль над 27 % дна, Россия контролирует 19 %, а Азербайджан - 18 %. Ирану предлагается 14 % шельфа, однако он претендует на 20 % и настаивает на переносе границы на 80 км севернее от линии, по которой прежде проходила морская граница СССР. Эта позиция Тегерана получила поддержку со стороны Туркмении.
2) наличие в регионе неурегулированных конфликтов и зон террористической активности:
- диверсионно-террористическая активность зарубежных исламских экстремистских организаций и движений в странах Кавказа и Центральной Азии;
- азербайджано-армянский конфликт из-за Нагорного Карабаха;
3) разногласия, противоречия и противостояние между странами региона:
- Азербайджан-Армения;
- Турция-Армения;
- Азербайджан-Иран (месторождения Араз-Алов-Шарг);
- Туркменистан - Азербайджан (месторождения Осман (Чираг), Хазар (Азери) и Алтын Асыр (Шарг);
- Грузия-Россия;
4) активные мероприятия США и ведущих западных стран, а также исламских государств по расширению своего политического, экономического и военного влияния в зоне Каспия и на подступах к этому региону:
- перспектива размещения военных объектов "третьей силы" в отдельных прикаспийских государствах.
Отдельно хотелось бы выделить продолжающееся противостояние между Ираном и США.
Все эти противоречия создают почву для возникновения конфликтных ситуаций между этими странами и для вмешательства в дела каспийского региона как соседних стран (Турция, Китай), так и внерегиональных государств, в первую очередь, США и стран Евросоюза.
Следует отметить, исходя из военно-политической ситуации в регионе, государствами выработаны доктринальные документы, которые определили военно-политическую, политико-стратегическую и политико-экономическую основу военной безопасности стран, определили в случае необходимости методы и формы реализации военной стратегии.
Сравнительный анализ военных доктрин прикаспийских государств свидетельствует о наличии следующей картины:
Страны (вид стратегической направленности) | Военно-полит. противники | Военно-полит. союзы, блоки | Взгляды государств на размещение зарубежных баз |
Азербайджан (8.06.10) (оборон-наступ) | Армения | не состоит | не допускает размещения на территории страны зарубежных военных баз. (оставляет за собой право допустить временное иностранное военное присутствие, если того потребуют национальные интересы) |
Казахстан (11.10.12) (оборон) | ни одно государство не является потенциальным противником | Не определено по доктрине. Имеется решение совета ОДКБ Военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ размещаются лишь с согласия всех участников | |
Россия (5.02.10) (оборон) | ОДКБ, ШОС | Не определено по доктрине. Имеется решение совета ОДКБ Военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ размещаются лишь с согласия всех участников | |
Туркменистан (23 01.09) (оборон) | не относится ни к одному государству как к своему противнику | принцип нейтралитета | не будет размещать на своей территории военные базы иностранных государств |
Иран оборон-наступ | Израиль, США и ЕС |
Исходя из доктринальных установок и военно-политической ситуации в прикаспийском регионе, определяющую роль в продвижении национальных интересов прикаспийских государств в международных отношениях на Каспии играет военный фактор, включающий военно-морской потенциал.
В настоящее время картина на Каспии становится все тревожнее, а сама каспийская проблема медленно превращается во все более взрывоопасную и непредсказуемую ситуацию. Прикаспийские государства начали активно вооружаться, что является первым признаком растущего недоверия друг к другу. Как показывает анализ открытых данных о бюджетах стран прикаспийских государств, военные расходы, начиная с середины 2000-х годов, стабильно растут. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010 годом общие военные расходы на национальную оборону в прикаспийских государствах выросли на 23% и составляют около $82 млрд.
№ п/п | Страна | 2010 г. млн. долл. | % от ВВП в 2010 | 2011 г. млн. долл. | % от ВВП в 2011 |
1. | Россия | 56213 | 3,9 | 66980 | 4 |
2. | Азербайджан | 1585 | 3,95 | 3100 | 6,2 |
3. | Казахстан | 1066 | 1 | 1297 | 1 |
4. | Туркменистан | 261 | 1,5 | 336 | 1,5 |
5. | Иран | 7500 | 3,3 | 10000 | 3,4 |
6. | Итого | 66625 | 2,51 | 81713 | 3 |
Между тем, некоторые обобщенные данные о военных расходах республик прикаспийского региона заставляют задуматься.
Абсолютный рост военных расходов в прикаспийских государствах опережает рост ВВП этих стран. В среднем по прикаспийским государствам валовой внутренний продукт увеличился в 2010 г. на 4,5%. Прирост военных расходов опережает этот показатель почти в 6 раз.
Сравнительный анализ военных расходов в структуре валового внутреннего продукта внерегиональных государств в 2010-2011 годах (в млрд. долл.) которые имеют прямой или косвенный интерес в Каспийской акватории, свидетельствует об их снижении на 15% (с 1175 до 998,3).
№ п/п | Страна | 2010 г. млрд. долл. | % от ВВП в 2010 | 2011 г. млрд. долл. | % от ВВП в 2011 |
1. | США | 698 | 4,7 | 600 | 4,7 |
2. | Китай | 119 | 2,1 | 81,4 | 2,1 |
3. | Саудовская аравия | 45,2 | 10,4 | 45,2 | 10,4 |
4. | Франция | 59,3 | 2,3 | 45 | 2,3 |
5. | Германия | 45,2 | 1,3 | 45,2 | 1,3 |
6. | Индия | 41,3 | 1,8 | 41,3 | 1,8 |
7. | Япония | 54,5 | 1 | 44,3 | 1 |
8. | Турция | 11,3 | 5,3 | 11,3 | 5,3 |
9. | Великобритания | 59,6 | 2,7 | 42,8 | 2,4 |
10. | Южная Корея | 27,6 | 3,6 | 28,1 | 3,8 |
11. | Израиль | 14 | 9 | 13,7 | 7,3 |
Итого | 1175 | 998,3 |
Вместе с тем, сравнение оборонных расходов развитых стран США, Саудовской Аравии, Турции, Израиле и Южной Кореи за последние десять лет свидетельствует о том, их оборонный бюджет превышает более 3% от ВВП.
Таким образом, следует отметить, что рост военных бюджетов прикаспийских государств, региональных и отдельных внерегиональных государств, свидетельствует о том, что они взяли курс на переоснащение своих армий новыми видами вооружения и военной техники. Это требует значительных затрат и говорит о возможной подготовке к военным действиям.
***
Если рассматривать военно-морской потенциал в разрезе каждого государства, то просматривается следующая картина.
Страны | Боевые корабли и катера (из них ракетных) | Численность личного состава (чел.) | Береговые войска | Морская пехота | Авиация | Резерв ВМС |
Россия | около 60 (6) | до 20000 | Ракетный дивизион с ПКР "Уран" | бригада | Вертолетная эскадрилья + ВВС, включая дальнюю и фронтовую авиацию | 17-я отдельная морская пограничная бригада |
Казахстан | около 28 | до 3000 | бригада береговой обороны | батальон | 2 эскадрильи самолетов СВО+АБ "Актау" | корабли и катера пограничной службы |
Иран | около 55 (более 3, одна-две мини субмарины) | до 3000 | Корпус ВМС МО - 3 бригады - 2600 чел.ВМС КСИР - 1 бригада - 5000 человек | Морская авиация: боевые и патрульные самолеты и вертолеты | Части корпуса стражей революции | |
Азербайджан | около 46, есть сверхмалые ПЛ "Тритон-1М" и "Тритон-2" | до 3500 | Батальон морской пехоты (численность - 2000), разведывательно-диверсионный центр специального назначения | ВВС Азербайджана, три базы на берегу Каспия. Фронтовые бомбардировщики | Береговая охрана в составе бригады патрульных кораблей | |
Туркмения | около 31 (2) | до 2000 | от батальона до бригады морской пехоты | На вооружении ВВС находится до 250 вертолетов и самолетов | Нет. Охрану морской границы под оперативным руководством пограничной службы осуществляют ВМС |
Здесь следует отметить, что боевые корабли прикаспийских государств, за исключением России и Ирана, в большинстве своем представляют старые образцы советской постройки, а также далеко не самые современные суда приобретенной у США, Турции и Кореи.
Анализ проведенных военных учений на Каспии все больше свидетельствует о том, что вопрос из области дипломатии все больше переходит в область военную. Этот факт подтверждает рост числа военных учений, в которых задействованы каспийские государства. Так с 2003 по 2012 годы было проведено 11 военных учений различного уровня.
Сравнительный анализ военных учений прикаспийскими государствами в Каспийской акватории показывает следующую динамику:
№ п/п | Наименование страны | 2003 | 2009 | 2011 | 2012 | Итого |
1. | Россия | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
2. | Казахстан | 1 | 1 | 1 | 3 | |
3. | Азербайджан | 1 | - | - | 1 | 2 |
4. | Туркмения | - | - | - | 1 | 1 |
5. | Иран | 1 (планируется - октябрь) | 1 | |||
Итого | 3 | 2 | 2 | 4 | 11 |
К примеру, с наступлением сентября текущего года несколько прикаспийских стран активизировали военную деятельность в регионе. Так, 17 сентября на полигоне "Аданак" в Дагестане пройдут учения "Кавказ-2012". В ходе учений будут отрабатываться совместные действия подразделений мобильного берегового ракетного комплекса "Бал" Каспийской флотилии ВМФ и артиллерийских батарей морской пехоты РФ. Одновременно на восточной стороне Каспия впервые в истории своих военно-морских сил (ВМС) Туркмения проводит учения "Хазар-2012". К масштабным военным маневрам, в том числе и на юге Каспия, готовится Иран. В постоянной военной активности находятся военно-морские силы Азербайджана и Казахстана.
При этом проводимые военные учения на Каспии имеют замысел, тесно связанный с особенностями военно-политической ситуации в регионе. И в случае ее обострения в той или иной степени предполагают конкретные боевые действия.
В целом военно-морской потенциал на Каспийском море характеризуется превосходством России в силах и средствах над корабельными группировками всех остальных прикаспийских стран.
К примеру, ракетный сторожевик "Дагестан" и флагманский корабль "Татарстан", которые имеют на вооружении ударные морские комплексы, торпедные аппараты, реактивную систему бомбометания, зенитно-ракетное, артиллерийское вооружение и два боевых вертолета, способны уничтожить любой существующий на данный момент, флот на Каспии.
В настоящее время с целью усиления боевых возможностей береговых подразделений моряков и пограничников РФ, разработана специальная программа, в рамках которой создан новый образец мобильной артиллерийской установки "Берег". Ожидаемое в ближайшей перспективе развертывание береговых ракетных комплексов "Бастион" на побережье Каспийского моря уже само по себе резко меняет расклад сил и средств в регионе, даже не учитывая планы корабельного и авиационного усиления Российской флотилии.
Вторым по мощности военно-морского потенциала является Иран. По существующим оценкам военных экспертов, Иран способен за короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива (включая входящие в состав ВМС КСИР десантные катера на воздушной подушке английского типа "Веллингтон").
Военно-морские силы Азербайджана обладают третьим по мощности военно-морским потенциалом. При необходимости Азербайджан может пополнить корабельный состав за счет мобилизации части судов торгового, рыболовного и нефтепромыслового флота, имеющихся в достаточном количестве у республики. Кроме того, Азербайджан может пополнить свой военно-морской потенциал за счет союзнических отношений с США, Турцией и Израилем, с учетом их заинтересованности в сохранении своего влияния на данное государство.
В настоящее время боеспособность туркменского флота остается самой слабой на Каспии по сравнению с военно-морским потенциалом других прикаспийских государств.
Стоит упомянуть и о наличии у прикаспийских государств, за исключением Туркменистана, собственных производственных баз и профессиональных кадров для постройки малых сторожевых кораблей и вспомогательных судов, а также их ремонта.
К примеру, в Азербайджане основу этой базы составляет мощный комплекс из четырех судоремонтных заводов бывшего ПО "Каспсудоремонт", а также военный судоремонтный завод (бывший СРЗ №23 ВМФ СССР) в Баку.
В Казахстане основу этой базы составляют два судоремонтных завода: "Зенит" и "Гидроприбор".
Кроме того, от советского военно-промышленного комплекса Казахстану достались крупные предприятия, специализирующиеся на выпуске минно-торпедного вооружения и средств противоминной обороны. Номенклатура производимого минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных предприятий превышают потребности национальных ВМС, и выходят далеко за пределы таких потребностей.
****
Таким образом, к 2015 г. Каспий может стать одним из самых нестабильных регионов мира. На это есть все объективные и субъективные причины:
во-первых, расширение военного присутствия в прикаспийском регионе США некоторых стран и НАТО побудит Россию и Иран несмотря на их идеологические различия и особую позицию по вопросу урегулирования статуса Каспийского моря, скоординировать свои действия по противостоянию попыткам "третьей силы" закрепиться на Каспии;
во-вторых, усиление оборонной мощи Азербайджана увеличивает вероятность крупномасштабных конфликтов на Каспии и в Нагорном Карабахе.
Таким образом, отсутствие действенных систем международной и региональной безопасности делает военно-политическую ситуацию в регионе нестабильной.
Поэтому на сегодняшний день обсуждается достаточно много возможных сценариев развития ситуации в прикаспийском регионе.
Я перечислил негативные факторы и угрозы, чтобы обозначить проблемы, с которыми придется столкнуться прикаспийским государствам. В какой-то мере предложения оптимальных путей решения проблем зависит и от экспертного сообщества.
Поэтому хотел бы остановиться на следующих путях решения данной проблемы:
во-первых, в целях минимизации влияния третьих сил на политику прикаспийского региона необходимо активизировать интеграционные процессы между государствами для самостоятельного поиска решения имеющихся проблем;
во-вторых, для преодоления противоречий между прикаспийскими государствами необходимо создавать механизмы сотрудничества в рамках региональных и международных организаций (например, ШОС), что будет способствовать обеспечению безопасности в прикаспийском регионе;
в-третьих, решить вопрос правового статуса Каспийского моря и относительно принадлежности нефтяных месторождений путем поиска компромиссов со стороны прикаспийских государств;
в-четвертых, урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе путем многосторонних переговоров с привлечением представителей авторитетных международных организаций (например,
в-пятых, осознавая непримиримость позиции политического руководства США и Ирана, приемлемым будет рассмотреть вопрос сотрудничества между этими государствами на уровне бизнес-элит, что в свою очередь, сдержит конфронтацию.