Более 35% московских АЗС могут приостановить свою работу - такая информация появилась в ряде СМИ. Это связано с тем, что Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) намерен закрыться на плановый ремонт, а независимые операторы будут вынуждены закупать бензин на Ярославском НПЗ. Между тем, по данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", эксперты рынка полагают, что ремонт МНПЗ не станет главной причиной подорожания топлива, которое произойдет в любом случае.

"Подобная ситуация, безусловно, скажется на стоимости топлива, так как в нее будут закладываться затраты на транспортировку нефтепродуктов. При высоких ценах потребители предпочтут покупать топливо на заправочных станциях, принадлежащих ВИНК, что должно будет привести к временному закрытию независимых заправок. Кроме того, стало известно, что с 1 по 5 сентября МНПЗ отказал независимым операторам в продаже бензина марок АИ-92, 95 и 98 без объяснения причины, - сообщила аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович.

Газпромнефть-МНПЗ - дочернее предприятие "Газпром нефти", обеспечивающее около 40% потребностей столичного региона в нефтепродуктах, напомнила она. Кроме Московского НПЗ бензин на столичные АЗС с Рязанского, Саратовского и Ярославского НПЗ поставляет ТНК-ВР. "Компания "Лукойл" продает в столице бензин, произведенный на принадлежащем ей Нижегородском НПЗ. Роснефть торгует топливом, выпущенным Самарской группой заводов. Эта компания также планирует в течение ближайших двух лет построить в Московской области собственный нефтеперерабатывающий завод мощностью около 12 млн. тонн в год", - отметила эксперт.

"Во-первых, стоит отметить, что, если вдруг завод откажет независимым АЗС в продаже топлива, это немедленно привлечет внимание ФАС, - подчеркнула Войтович. - Во-вторых, полной остановки Московского НПЗ на ремонт не планируется. Компания "Газпром нефть" реализует программу модернизации производственных мощностей в течение всего года. Эта программа направлена на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов в соответствии с техрегламентом по моторному топливу, установленным правительством. Так, на производство Евро-3 нефтеперерабатывающие заводы должны перейти до конца 2012 года, Евро-4 - до конца 2014 года, Евро-5 - к концу 2015".

В текущем году "Газпром нефть" запланировала инвестиции в модернизацию Московского НПЗ в размере более 20 млрд. рублей, отметила аналитик. ""Газпромнефть-МНПЗ" полностью перешел на выпуск высокооктановых бензинов стандарта Евро-4 в апреле 2012 г. Кроме того, на время проведения модернизации, чтобы компенсировать возможную нехватку нефтепродуктов, компания формирует резерв для обеспечения потребностей рынка. Благодаря наличию подобных запасов не возникнет снижения предложения продукции", - полагает специалист.

Бензин, несомненно, подорожает к концу 2012 года, констатировала Войтович. "По прогнозам общий рост розничных цен может составить около 5-7%. Например, Лукойл объявил о повышении цен на бензин в конце августа, и вполне вероятно, что его примеру последуют другие компании с крупными сетями АЗС, такие как Башнефть и ТНК-ВР. Отмечу, что в то время у некоторых небольших сетей АЗС бензин уже стоил дороже, - добавила она. - Удорожание бензина вполне ожидаемо: оптовые цены на топливо растут, а розничные цены в первой половине года жестко контролировались властями. Напомню, что в январе этого года государство потребовало от нефтяников не повышать розничные цены на бензин до выборов. В то же время с 1 января и с 1 июля повышались акцизы на бензин, а это непосредственно влияет на рост цен на топливо. Так, с 1 января 2012 года акцизы для бензинов стандарта Евро-3 и ниже выросли на 28-30%, для Евро-4 и Евро-5 - на 33%. А с 1 июля 2012 года были подняты ставки акцизов для бензина класса Евро-3 и Евро-2 - на 6,7% и 6,2% соответственно. При этом акцизы на Евро-5 снизились на 24,6%".

"Сейчас повышение цен на бензин обусловлено также рыночной конъюнктурой. Осенью топливо традиционно дорожает, причем сезонный рост потребления совпадает удорожанием нефти на международных рынках. Розничная цена на бензин у независимых операторов АЗС будет несколько выше, чем на заправках, принадлежащих крупным нефтяным компаниям. Причина в том, что топливо, которое поставляют на свои заправки ВИНК, обходится им дешевле, чем независимым операторам, которым приходится покупать продукцию у сторонних НПЗ", - резюмировала экономист.