В китайской экспансии в рамках Шанхайской организации сотрудничества нет ничего страшного - об этом в ходе виртуального круглого стола на базу проекта "Центральная Евразия" заявил начальник отдела многостороннего сотрудничества и европейской интеграции министерства промышленности и торговли РФ Роман Андреещев. ИА REGNUM публикует мнение эксперта полностью.

Несмотря на внешний монолитный вид ШОС, многие эксперты справедливо отмечают ряд очевидных проблем Организации, которые могут повлиять на ее дальнейшее развитие. На мой взгляд, наиболее сильно расхождения между странами-участницами обозначились в отношении развязанной США войны в Ираке в 2003г.

Принятая в 2003г. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС декларирует намерение создать в рамках Организации зону свободной торговли. Однако России не удалось этого сделать даже с ближайшими партнерами по СНГ. Кроме того, было бы неплохо первоначально ответить на вопрос об экономических последствиях устранения всех барьеров в торговле с Китаем.

Еще одна проблема связана с участием стран-членов ШОС в других интеграционных инициативах. Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан являются членами СНГ и ЕврАзЭС. Кроме того, Казахстан и Россия совместно работают над созданием Единого экономического пространства. Китай, в свою очередь, участвует в объединении АСЕАН+3. При этом все из упомянутых интеграционных объединений тоже предполагают создание зон свободной торговли различного формата.

Очередную проблему представляет отсутствие целостности ШОС. Участники Организации различаются по уровню социально-экономического развития: с одной стороны "богатые" Россия и Китай, а с другой - "бедные" Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Данное размежевание проявилось сразу же, как дело дошло до реализации совместных экономических проектов. Все они, так или иначе, оказались на территории "бедных" среднеазиатских стран. Несмотря на официальное равенство всех участников ШОС и принцип совместного финансирования, "бедные" члены под различными предлогами попросили РФ и КНР увеличить свою долю финансирования.

Вторая линия раздела сложилась исторически: с одной стороны - Китай, с другой - все остальные. Среднеазиатские республики и Россия готовы наращивать сотрудничество с КНР, но одновременно испытывают страх перед его растущим могуществом и экспансией, группируясь вокруг нашей страны. РФ опасается потерять часть своей территории в Сибири и на Дальнем Востоке, а страны Средней Азии - контроль над энергоресурсами. Самым серьезным препятствием может стать расхождение политических и экономических интересов РФ и КНР.

Китай поставил перед собой цель стать мировым лидером в нынешнем столетии. А для этого ему нужны новые рынки сбыта товаров и дополнительные источники энергоресурсов. И то, и другое у него под боком: Средняя Азия полностью может удовлетворить эти потребности.

Китай уже давно осуществляет массированное наступление на среднеазиатский регион. Так, его товарооборот со странами Средней Азии уже почти сравним с товарообменом России с этими же государствами. К тому же КНР щедро предоставляет экспортные кредиты. В отсутствии у нашей страны продуманной политики в отношении стран этого региона Китай разворачивает местную экономику в свою сторону посредством выделения многомиллиардных сумм на реализацию различных инвестиционных проектов, инициирования масштабных совместных проектов в сфере инфраструктуры. Высокие темпы экономического роста Китая ведут к ежегодному увеличению потребления энергоносителей. КНР заинтересована в Средней Азии как в надежном поставщике энергоресурсов, заботясь тем самым о своей энергетической безопасности. А участие в ШОС дает ей возможность легитимно присутствовать наряду с Россией в Средней Азии, которая всегда считалась российской сферой влияния.

Уже сейчас Китай стремится максимально втянуть эти страны в свою экономическую орбиту посредством внушительных финансовых вливаний. Так, приоритетными проектами в рамках ШОС стали нефтепроводы "Атасу - Алашанькоу", "Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу" и газопровод из Бухарского газоносного района. По всей видимости, Китай рассчитывает добраться до нефти Каспийского региона. Однако здесь он может войти в конфликт с США и ЕС, которые имеют свои виды на нефтегазовые ресурсы Каспийского моря.

С одной стороны, в китайской экспансии нет ничего страшного. Да и выгоды для всех как бы очевидны: создается стабильный спрос на углеводороды, происходит расширение торговых связей в регионе, развивается инфраструктура, поступают инвестиции. С другой стороны - нерадужная перспектива стать придатком китайской экономики. С подобной проблемой уже столкнулись некоторые страны Юго-Восточной Азии. В определенной степени такая угроза существует и для нашей страны.

Таким образом, Китай теснит Россию в Средней Азии, а внутри ШОС продолжается борьба за лидерство и сферы влияния. РФ пытается противостоять этой экспансии КНР. Недавно предприняты серьезные шаги к тому, чтобы нефтегазовые потоки стран Средней Азии направились транзитом через Россию. Однако это не останавливает Китай от намерения и далее развивать сотрудничество в этом направлении.