«Теневая» Армения: сколько экс-президентов, столько и экономик
Проблема «тени» в экономике Армении — одна из наиболее серьезных и при этом бесцельно обсуждаемых. Все знают, что половина национальной экономики действует в «тени», все с этим соглашаются, но поделать ничего не могут. Уж слишком сильны тылы теневиков — центральные политические кланы. Однако в жизни каждого государства, тем более такого маленького и маломощного, коей, откровенно говоря, является сегодняшняя Армения, приходят моменты, когда задачей всего ответственного политического класса становится спасение страны. Той же общей кормушки. Ибо, потеряв страну, загнав ее в долги окончательно, правящие кланы положат начало процессу собственного уничтожения.
Согласно постсоветским традициям, наиболее экономически мощными оказываются кланы, приближенные к правящим кругам. Вся проблема в демократии. Поскольку Армения не может себе позволить таких вольностей, как Азербайджан — постоянно переизбирать одного и того же президента — нет нефти и общество другое, то армянским крупным олигархическим кланам приходится время от времени нервничать. Меняется власть. Но уходящие на покой президенты считают активы, созданные за счет нещадной эксплуатации административного ресурса, своим собственным бизнесом — бизнесом своих сыновей, друзей, зятьев и прочей родни. Они просто уводят с собой созданную за годы президентства финансово-олигархическую пирамиду. С этой точки зрения президентство Роберта Кочаряна, одно из наиболее динамичных в плане экономического роста, но абсолютно бездарных с точки зрения эффективного использования дивидендов, явило собой абсолютный армянский феномен — уйдя на политический покой, он вывел в тень и половину экономики страны. Чем дальше от политики Роберт Кочарян, тем глубже в тени аффилированный с ним бизнес.
Такое становится возможным потому, что экс-президент, как об этом свидетельствует экспертная молва, остается теневым политическим лидером — куратором партии «Процветающая Армения», которая вышла из политического тандема с правящей Республиканской партией во главе с президентом страны
Если бизнес олигархов, к примеру,
В царукяновскую империю входят: «Мульти Груп Концерн», «Мульти Леон», «Мульти Газ», «Мульти Медиа Кентрон ТВ», «Мульти Моторс», «Мульти Рест Хаус», «Мульти Груп — Джосонс», «Мульти Агро», «Мульти Груп Стоун», «Мульти Сервис», «Мульти Сити Хаус» и другие. Только первые пять компаний фигурируют в списке 1000 крупнейших налогоплательщиков республики. Необходимо отметить, что в списке представлен весь крупный и средний бизнес страны. К примеру, по итогам I полугодия 2012 года, занимающая последнюю строчку списка компания выплатила налогов в объеме 35 млн драмов — порядка $85 тыс.
К примеру, владеющая самой большой сетью автогазозаправочных станций (как известно, в Армении более 90% автотранспорта работает на газе) компания «Мульти Газ» в I полугодии выплатила налогов в объеме 100 млн драмов. За сопоставимый период кризисного 2009 года — 119 млн. То есть, вопреки росту числа автотранспорта и росту потребления газа, компания стала выплачивать меньше налогов.
Самая «крутая» из серии «мульти» — компания «Мульти Груп Концерн» по итогам I полугодия 2012 года в списке крупнейших налогоплательщиков занимает 238 место, выплатив налогов в казну меньше, чем излюбленная иранскими туристами бюджетная гостиница «Ани плаза отель». Не хило, признаемся. Принадлежащий царукяновскому клану крупнейший производитель цемента в Армении — компания «Араратцемент» — на 142 месте. Понятное дело, что капстроительство в стране чахнет, но не настолько, что не имеющий экспорта солекомбинат для трехмиллионной Армении производит продукцию с большей прибылью, чем гигантский завод, уже три года работающий на природном газе за одну и ту же себестоимость.
Любопытно, что правящий режим вытягивает из тени всю олигархию, кроме кочаряно-царукяновской. Конечно, трудно предположить, что свою «пенсию» Кочарян обеспечивает за счет цемента или произведенного матерью Царукяна меда — реальный его бизнес давно почил на оффшорах и в политически стабильных гаванях. Но… чтобы содержать электорально полезную армию в стране необходимы такие производства, как «Араратцемент». Много таких, чтобы его сотрудники вместе с их семьями и иными родственными душами в случае чего готовы были обеспечить базовую избирательную легитимность.
Эту возможность власти оставляют Роберту Кочаряну. Прижимая в плане налогов первого торговца Армении — Самвела Алексаняна, государство не трогает околокочаряновский бизнес. Он остается в тени. Думается, для властей теневой бизнес Кочаряна является козырной картой перед предстоящими в 2013 году выборами президента. Еще раз оговоримся, крупный бизнес в 3 миллионной Армении — крупная же электоральная база. Между тем, с околокочаряновским бизнесом вполне можно было бы уже «разобраться», закатав его под налогово-судо-принудительное исполнение. Благо, опыт этому есть еще с 2008-2009 гг., когда власти предъявили неподъемные налоговые претензии заводу «неблагодарного» олигарха
Любопытна и ситуация с предприятием «Араратцемент», который при сокращении производства увеличил налоговые отчисления и… встал. Возможно, что его попытались вывести из тени, на что Царукян ответил приостановлением производства. Тоже своеобразный метод демарша, но не против налоговой системы, а против всей системы власти и самого государства, поскольку без работы остались полторы тысячи человек. Впору сожалеть о практике ротации президентов!
По разным оценкам, теневая экономика Армении равна налоговым доходам государственного бюджета страны. А в это время государство лелеет надежды, что ему ссудит полтора миллиарда евро Брюссель, потом миллиард долларов — Москва. А ведь деньги то здесь есть, в самой стране — их можно собрать.
Рубен Грдзелян