Для эффективной безопасности нужна поддержка людей: Дмитрий Журавлев
Россияне, как правило, считают, что ситуация с обеспечением безопасности населения на транспорте остается стабильной (54%) либо улучшается (27%). Об этом свидетельствуют данные исследований ВЦИОМ. Лишь 12% россиян отмечают негативные тенденции. Об улучшении ситуации говорят прежде всего жители г. Грозный (63%), не видят серьезных изменений жителей городов Казань (66%) и Ставрополь (65%). При этом уровень информированности о действиях в случае угрозы акта незаконного вмешательства на транспорте пока остается не слишком высоким - в среднем по стране 46%. Велик и разброс по этому показателю. В Сочи, например, о том, как правильно себя вести, знают 73% опрошенных, в Ставрополе - 51%, а в Воронеже - всего 29%. Результаты исследования комментирует гендиректор Института региональных проблем
Опросы общественного мнения показывают, что отношение населения к мерам, предпринимаемым государством для обеспечения безопасности на транспорте, может сильно меняться от региона к региону. Чем можно объяснить такие колебания?
Да, это действительно так, но нужно иметь в виду, что подобные социологические исследования отражают не объективную ситуацию, а субъективное отношение людей к ней. Наименьшую удовлетворенность мерами по обеспечению безопасности на транспорте выразило население Северного Кавказа, но это, прежде всего, связано с террористической обстановкой в этих регионах. У людей вызывают беспокойство возможные террористические акты на транспорте. Однако в средней полосе России, где терактов, к счастью, нет, жители тоже недовольны предпринимаемыми мерами по обеспечению безопасности на транспорте. Но здесь информированность населения об этих мерах весьма низка. Получается, что в средней полосе России недовольство населения основано на его слабой информированности о действиях государства по решению вопроса безопасности на транспорте.
Как вы считаете, нужно ли "выравнивать" ситуацию? Если да, то, как это сделать?
Мы должны не выравнивать, а повышать безопасность, как в "отстающих" регионах, так и в "передовых". Для этого необходимо внедрять новую технику, создавать единую информационную систему безопасности, готовить специалистов. Также нужно существенно повысить уровень работы с населением: информирования, обратной связи и взаимодействие с ним. Без поддержки людей эффективной системы безопасности создать нельзя.
На решение этих задач направлена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, которая была разработана в соответствии с указом президента сразу после терактов в московском метро в марте 2010 года. Ее основная цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, от террористической угрозы. Программа рассчитана на срок до конца 2013 года. Общий объем финансирования на период 2010-2013 гг. - более 46 млрд рублей.
Программа учитывает специфику различных видов транспорта, по каждому из них предусмотрен свой набор мероприятий. К примеру, до конца 2012 года средствами досмотра должны быть оснащены станции всех восьми метрополитенов страны. Также проводится обеспечение новыми инженерно-техническими средствами 6 крупнейших морских портов России. На железнодорожном транспорте обеспечивается необходимыми инженерно-техническими средствами процедура досмотра пассажиров, внедряются системы интеллектуального видеонаблюдения на высокоскоростных магистралях. А в аэропортах ведется оснащение дополнительными инженерно-техническими средствами контрольно-пропускных пунктов, периметровых ограждений, зон досмотра пассажиров и их багажа.
Несмотря на то, что Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, далека от завершения, уже сейчас видны положительные результаты. ВЦИОМ уже дважды проводил социологические исследования по теме транспортной безопасности. И, если сравнить оба исследования, то видно, что уровень информированности населения о предпринимаемых мерах и удовлетворенность населения ими существенно возросли. Останавливаться нельзя, нужно повышать, как уровень безопасности, так и уровень работы с населением.
Согласно Комплексной программе обеспечения безопасности на транспорте, к концу 2013 года около 80% граждан должны знать, что делать и как себя вести в случае возникновения чрезвычайной ситуации на транспорте. Как можно достичь этой цели?
Для повышения информированности необходимо создание эффективных каналов информации. Парадоксально, но телевидение, радио, интернет дают меньший эффект, чем информация, размещенная в транспортных средствах. Значит, есть ещё значительный резерв в использовании этих каналов. На мой взгляд, недостаточный эффект электронных СМИ определяется тем, что в них информация о транспортной безопасности идет в рекламных блоках в виде роликов, которые теряются в потоке рекламы. Для распространения этой важной информации нужно создавать специальные передачи на телевидении и радио, специальные сайты и форумы в интернете. Насколько мне известно, некоторые электронные СМИ уже рассматривают эту идею.
На мой взгляд, без эффективно работающей системы транспортной безопасности государство не сможет уверенно смотреть вперед. А это значит, что идеи и задачи Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте должны быть воплощены в жизнь.