Денис Дворников: Россия должна защитить Иран и остановить третью мировую войну
Сегодня на страницах ведущих СМИ, в выступлениях экспертов мы довольно часто читаем и слышим слова о неизбежности нападения стран "демократической коалиции" на Иран, что неизбежно приведет к новой мировой войне. Подобные мнения можно обобщить примерно в такой тезис: "Вот расправятся с Сирией и возьмутся за Иран, а там уж заполыхает!".
Поражает не столько ясновидение и прозорливость экспертов, поскольку большинство из них свои выводы делают совсем не на кофейной гуще, сколько спокойствие, с которым российская власть и российское общество относятся к подобным прогнозам. Ведь речь идет не о будущей войне между островами Полинезии, не о конфликте вокруг далеких Фольклендов, а о полномасштабной бойне в самом взрывоопасном регионе планеты, в которую вероятно будут втянуты страны, обладающие ядерным потенциалом, но главное - в непосредственной близости от южных рубежей России.
Создается ощущение, что политическое руководство страны редко смотрит на карту мира. Не нужно обладать детальной информацией о военной мощи потенциальных участников конфликта, чтобы понять очевидную вещь, будущая третья мировая война, скорее всего, заставит перерисовать не только границы стран Центральной Азии и Кавказа, но и России. Самым лёгким "побочным эффектом" от ожидающего мир ада новой войны будет чудовищная гуманитарная катастрофа на Кавказе, включая северный его склон.
Иран это далеко не Ирак и не Афганистан, это гораздо более централизованное и мощное государство. Иран это даже не Сирия, и война в случае ее скорого начала закончится совсем нескоро. Она будет втягивать все новые государства и территории. Весьма вероятно, что под грохот канонады, такие хронические конфликты, как карабахский, абхазский и юго-осетинский вновь вернутся в острую стадию. Большой вопрос вызывает выживание в этих условиях "Христианской оси" Кавказа. Армению, имеющую общие границы с Ираном, в случае нарастания конфликта ждет нелегкая участь. Не должно быть иллюзий о возможности переждать бурю под ласковым крылом НАТО и у Грузии - на войне, как на войне, действует закон целесообразности, который может не совпадать с чаяниями грузинского руководства.
С большой долей вероятности можно сказать, что начало операции против Ирана спровоцирует "пожар" на Северном Кавказе. Близость армий наших "западных партнеров", общая неразбериха, циркулирующее вооружение, потоки беженцев, все это в совокупности составит довольно внушительное перо, которое переломит хребет усталой лошади федерального мира на российской территории Кавказа. Внутриполитические события последних дней, касающиеся заявлений губернатора Ткачева, конфликта между руководителями Чечни и Ингушетии, выход на сцену поволжских моджахедов, оптимизма не добавляют.
У меня вопрос. Может быть, пора начать как-то нервничать? Как-то переживать о самом недалеком будущем страны? Или уже существует какой-то неожиданный план по спасению положения? Что-то я сомневаюсь. Несмотря на громкие заявления, Сирию привычно бросили на произвол судьбы. Точно так же, как в свое время отдали на растерзание Сербию. Вот только с Ираном так не получится. Этот конфликт придет к нам в дом, и будет бессмысленно затыкать уши, чтобы не слышать мольбы о помощи, как это было во время Балканского налета НАТО.
Если государство не беспокоится о проблеме третьей мировой войны, то я призываю экспертов, так спокойно рассуждающих о новой бойне, открыть дискуссию по поискам оптимальных шагов, которые обязана сделать Россия, чтобы заставить мир сделать шаг назад от пропасти. Задумайтесь, скольким детям, которые в этот момент играют в песочницах, пока вы читаете эти строки, надлежит погибнуть, лишиться ручек, ножек, потерять родителей. Они пока об этом и не подозревают. Ну а политики-то должны знать.
России пора перехватывать инициативу. Опыт показывает, что попытки сыграть по правилам агрессивных демократий приводят лишь к очередному геополитическому позору. И если России хватило духу показать свою боеспособность в Южной Осетии, то сейчас, когда мы стоим перед выбором, оставаться ли нам региональной державой или сжаться и превратиться в "среднерусскую албанию", какие-то рудименты политической смелости должны взыграть.
Я бы предложил следующий сценарий, пусть его трижды раскритикуют великие геополитики, однако нужно проигрывать любые варианты.
Иран нужно защитить делом, а не дежурными заявлениями в терцию с КНР. Нужно в одностороннем порядке обеспечить полновесную поставку оборонительных вооружений, а политическую поддержку вывести на совершенно другой уровень риторики. Для этого достаточно вспомнить первоначальное значение фундаментальных норм международного права. В рамках масштабного соглашения о поддержке, Иран должен будет подписать обязательства об отказе от любых агрессивных планов по отношению к каким-либо третьим странам.
Нужно развивать диалог с иранским обществом по всем направлениям, начиная с науки, культуры, заканчивая инвестиционными проектами, а также интенсивными контактами с гражданскими институциями. Данный диалог также должен предусматривать защиту интересов и безопасности двух стран: Армении и Республики Арцах (Нагорный Карабах). Известно, что иранские инвесторы давно мечтают о вложении своих средств в экономику непризнанной республики. Признание Арцаха, а также обеспечение выхода к морю для Армении со стороны Ирана и ответная безоговорочная защита со стороны России помогла бы решить целый комплекс вопросов, начиная с предотвращения нового карабахского конфликта, заканчивая предотвращением третьей мировой войны. Россия сохранила бы свое влияние на Южном Кавказе. При этом, я уверен, что подобный внешнеполитический гамбит развернул бы в сторону нашей страны и другие государства региона, которые сегодня, благодаря активной "помощи" борцов за вселенскую демократию, находятся за бортом истории. В случае успеха реализации подобного плана, вопрос восстановления взаимоотношений с Россией стал бы и для Грузии более заманчивым, чем остросюжетное братство с Азербайджаном и Турцией, странами, у которых все чаще и более явно сдают нервы.
Нужно учитывать факт, что однажды Иран спас Россию от развала. Это было в 90-х годах, когда иранские власти осудили сепаратизм в Чечне. Возможности для религиозного диалога и авторитет иранских духовных лидеров могли бы и на этот раз помочь стабилизировать обстановку в России, которая начинает выходить из под контроля. Хотя, безусловно, это вопрос очень тонкий.
Какие риски существуют при реализации подобного сценария? Эмбарго? Развивая отношения с Ираном и не портя их с Китаем, мы способны пережить любую блокаду. Чем сегодня нас может напугать "международное сообщество"? Тем, что не приедут на Олимпиаду в 2014 году, как это было в 1980? Так проблема в том, что в случае начала третьей мировой войны никакой Олимпиады в кавказском Сочи просто не будет.