Промежуточные итоги референдума об импичменте президенту Румынии Траяну Бэсеску прокомментировал 3 августа для ИА REGNUM политолог Александр Ангели.

Конституционный суд Румынии перенес на сентябрь вынесение решения о судьбе референдума об импичменте Траяну Бэсеску. Намерение КС провести сверку избирательных списков на предмет их соответствия реальной численности избирательной базы не сулит Бэсеску ничего хорошего. Последние статистические данные (в том числе пока неофициальные, но оттого не менее достоверные данные переписи 2011 года) свидетельствуют о том, что с момента предыдущей переписи населения 2002 года число румынских граждан, обладающих правом голоса, снизилось примерно на 2 млн. человек. Если КС примет эти расчеты, то референдум об отставке президента может быть признан состоявшимся, и Бэсеску будет отстранен от должности.

Что это будет означать для внутренней и внешней политики Румынии?

Во-первых, дальнейшее ухудшение отношений новых властей Румынии с Брюсселем и Вашингтоном, которые негативно отнеслись к "кавалерийским" действиям лидеров Социал-либерального союза, за 3 дня сменивших руководство обеих палат парламента, объявивших импичмент президенту и, самое главное, попытавшихся подмять под себя судебную власть. Едва ли западным партнерам Румынии понравится очередное ноу-хау новых властей - пересмотр задним числом избирательной базы, что является последним средством для устранения главного политического оппонента.

При этом улучшения отношений с Россией ждать не стоит. "Пророссийской" новую румынскую власть называют разве что во внутриполитических пропагандистских диспутах. В то же время сами Виктор Понта и Крин Антонеску, подобно многим левоцентристам в постсоциалистическим странах, став у руля, первым делом пытаются доказать, что не являются русофилами. И в этих попытках иные левые готовы переплюнуть любых правых. Так было в соседней Молдавии, на Украине. Вот и в Румынии одним из первых указов левоцентристского премьера Виктора Понты стало показательное назначение своим советником бывшего командующего американскими войсками в Боснии и Косово одиозного генерала Уэсли Кларка.

Во-вторых, следует ожидать усиления внутриполитического кризиса и ухудшения межэтнических отношений. Социал-либералы явно не намерены прощать этническим венграм столь дружный бойкот голосования за импичмент Бэсеску. При этом для самих венгров, выбор был вполне очевиден. И вмешательство на стороне Бэсеску премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и одного из главных идеологов венгерского автономизма в Трансильвании Ласло Токеша стало лишь дополнительным, но не решающим сигналом. Вдобавок к общему безразличию венгров к происходящему в бухарестской политике, в Трансильвании отдают себе отчет в том, что более провенгерского (или скорее менее антивенгерского) президента, чем Бэсеску, в нынешней Румынии быть просто не может. Тем более, что идущие на смену Бэсеску социал-либералы представляют собой союз наиболее антивенгерски настроенных политических сил страны. Получение ими всей полноты власти в стране приведет к резкому откату назад в отношениях между Трансильванией и Бухарестом и, соответственно, радикализации позиций обеих сторон.

В-третьих, уход с политической арены Траяна Бэсеску будет означать закат популистско-идеалистического румыноунионизма, ориентированного на соседнюю Бессарабию и часть территорий Украины. Недаром румынская диаспора за рубежом, подобно венграм внутри страны, практически проигнорировала референдум. Из нескольких сотен тысяч румынских граждан в Бессарабии, на 14 открытых там участков пришли лишь немногим более 2 тыс. человек. Да и то, подавляющее большинство из них проголосовали в поддержку Бэсеску, видимо, просто не зная о призыве сторонников президента бойкотировать плебисцит. Едва ли в обозримые сроки "румыны отовсюду", как называют в Бухаресте представителей зарубежных диаспор, получат президента столь явно проводящего в отношении них политику "положительной дискриминации", порой даже в ущерб интересам жителей самой Румынии.

Фактическое захлопывание "румыноунионистского фактора" с уходом его главного проводника ударило бы по очень многим региональным игрокам. Половина из них останется без удобного "внешнего врага", другая - без не менее удобной возможности долгосрочного и бесплодного финансового иждивенчества на "унионисткой идее". Саму эту идею-фикс румынского президента, если говорить всерьез, в любом случае можно считать отыгранной, по крайней мере, на нынешнем ее этапе. Ввиду политической неразборчивости и ставки на откровенных маргиналов и ксенофобов, Бэсеску так и не удалось напрямую выйти на достаточно широкую бессарабскую аудиторию, что можно считать главным его политическим поражением на бессарабском направлении. Тем не менее, в той же Бессарабии, на унионистком мифе и ведущихся вокруг него популистских баталий держится едва ли не большая часть политической сцены. Что они все будут делать без Бэсеску и его идеалистического унионизма?

По большому счету, президент Бэсеску выгоден и удобен всем, кроме существенной части жителей Румынии, ополчившихся на него после внедрения мер жесткой бюджетной экономии. Этим не преминули воспользоваться его конкуренты, противопоставившие внешнеполитическому и идеалистическому популисту Бэсеску, еще больший популизм, только уже внутриполитический и утилитарный. Несмотря на дыру в бюджете и "греческие перспективы" румынской экономики, Понта и Антонеску пообещали вернуть румынам урезанные Бэсеску в целях экономии пенсии и пособия. А наиболее действенным их пропагандистским оружием на референдуме в пользу отставки Бэсеску стали не формальные обвинения в "нарушении конституции", а баннеры с изображением "бедной старушки-пенсионерки" и лозунгом "Он забрал у тебя пенсию? Отправь его в отставку!"

Теперь точку в битве политических популистов в Румынии предстоит поставить Конституционному суду.