Как сообщает портал DEBKAfile, известный своими тесными связями с израильскими и американскими спецслужбами, 27 июля верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи провел совещание высшего руководства силовых структур страны. Сайт цитирует аятоллу, который, якобы, сказал, что он проводит последний военный совет в мирных условиях.

"Мы окажемся в состоянии войны в течение нескольких недель", - сообщил духовный лидер генералам, среди которых были министр обороны Ахмад Вахиди, командующий Вооруженными Силами Сейед Хасан Фирузабади, командующий Корпусом революционной гвардии (Стражи Исламской революции) Мохаммад Али Джафари, командующий "Бригадами Аль-Кудс" (подразделения специального назначения - ред.) Касем Сулеймани, а также командующие родами и видами войск.

Согласно докладам, отражение американских и израильских ударов возложено на силы ПВО - как воздушные, так и наземные, а баллистические ракеты "Шехаб-3", способные преодолевать более 2 тыс. км., подготовлены для возможного удара по Израилю, Саудовской Аравии и военным объектам США в регионе, в том числе - в зоне Персидского залива. При этом "будут взорваны саудовские нефтяные терминалы, а Ормузский пролив - перекрыт". Союзники Ирана - "Хизбалла", в Ливане, а также ХАМАС и "Исламский джихад" в Газе - должны одновременно атаковать Израиль с северного и южного оперативных направлений.

Выслушав доклады военных о готовности их частей и подразделений ко "дню Х", аятолла Хаменеи особое внимание обратил на ход строительства защитных сооружений, призванных оградить предприятия ядерного комплекса от многотонных американских бункерных бомб, способных пробивать многометровые железобетонные препятствия. Сообщается, что ядерные объекты заваливаются громадными скальными глыбами, заливаются бетоном, а сверху устанавливается стальной колпак.

В ходе указанного военного совета верховному лидеру было также доложено, что начато обогащение урана до уровня 60% - то есть до состояния, после которого можно всерьез говорить о перспективах создания оружейного плутония.

Между тем, именно 27 июля Пентагон презентовал новые образцы тяжелых бетонобойных боеприпасов глубокого проникновения. Каждая такая бункерная бомба весит 15 тонн и способна проникать на глубину до 20 метров и более, преодолевая инженерные и естественные препятствия. Именно после этого верховный аятолла приказал собравшимся военачальникам "быть готовыми к вооруженному конфликту в течение нескольких ближайших недель".

Практически одновременно с появлением данной информации на DEBKAfile, в газете The New York Times вышло интервью бывшего главы израильской разведки "Моссад" Эфраима Леви. По его словам, в складывающейся политической обстановке "атака на иранские ядерные объекты может быть осуществлена в течение ближайших трех месяцев". "Если бы я был иранцем, то мне пришлось бы опасаться за свое существование в ближайшие 12 недель", сказал, в частности, бывший глава "Моссада". Подобного же мнения, указывает Второй израильский телеканал, "придерживаются многочисленные источники в силовых структурах США и Израиля". А израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху считает, что к концу осени Иран "пройдет точку невозврата", создав первые образцы ядерной бомбы.

Отметим, что все приведенные апокалиптические сценарии (в том числе - и приписываемые иранскому руководству) излагаются израильскими или американскими источниками. Причем делается это далеко не в первый раз - достаточно вспомнить недавние сообщения, будто Тегеран готовится перекрыть Ормузский пролив. Эти слухи иранской стороне пришлось последовательно опровергать. В результате создается ощущение, что регулярные утверждения о готовности Ирана к конфликту, о неизбежности начала войны на Ближнем Востоке имеют цель подготовить общественное мнение к готовящейся и, вероятно, уже в целом утвержденной, антииранской военной операции.

Можно предположить, что и сроки (несколько недель, 3 месяца) называются не случайно. Возможно, расчет делается на то, что в течение этого времени в Сирии падет режим президента Башара Асада, Иран лишится своего главного (если не единственного) союзника в регионе, а на Ближнем Востоке в целом начнется длительный период глубокой нестабильности. В этих условиях спровоцировать начало широкомасштабных военных действий уже против самого Ирана не составит особого труда и, в целом, будет воспринято обработанным заранее такими информационными вбросами мировым сообществом как нечто неизбежное. Поэтому, даже если какое-то совещание, подобное описанному, в Тегеране и состоялось, и на нем прозвучали заявления, аналогичные вышеприведенным, то это может свидетельствовать лишь о том, что руководство ИРИ хорошо владеет реальной ситуацией.

Есть и другая версия, которая заставляет с большими оговорками относиться к многочисленным "ближневосточным военным страшилкам". Многие эксперты склонны считать, что ожидать скорого восстановления мировой экономики не приходится. Об этом свидетельствует как ситуация в еврозоне, так и замедление экономического роста в странах АТР, включая Китай, Японию и Южную Корею. Проблематична в этом смысле и перспектива США, поскольку безработица не снижается, а следовательно, нельзя говорить о росте деловой активности. В этих условиях цены на энергоносители и металлы постоянно демонстрируют тенденцию не просто к снижению, но временами - к обрушению. Удержать их на сколь-либо приемлемом уровне могут только так называемые геополитические риски. Именно с целью актуализации в массовом сознании этих рисков и составляются апокалиптические сценарии "неизбежных" якобы войн на Ближнем Востоке. В противном случае постоянные негативные ожидания основных акторов мировой экономической сцены могут привести к сильному одномоментному удешевлению основных товаров, а следовательно - к кризису на финансовых рынках и рынках ценных бумаг. Последствия, считают специалисты, будут хотя и краткосрочными, однако исключительно критическими - особенно для государств, существенным фактором процветания которых является печатание универсальной валюты для иных стран мира.

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)