Илья Галинский: Поддержка Россией "молдавского федерализма" и кишиневских политиков-"флюгеров" приведет ее к поражению
В последние месяцы все чаще так называемая приднестровская проблема, под которой подразумевается молдавско-приднестровское урегулирование, напрямую увязывается западными акторами с переформатированием российской миротворческой операции на берегах Днестра, с заменой ее на международную полицейскую миссию. Причем, складывается впечатление, что первичным здесь оказывается вовсе не урегулирование молдавско-приднестровского конфликта, а ликвидация российского миротворческого присутствия, хотя генеральный секретарь
Казалось бы, какой смысл ликвидировать то, что прекрасно работает и вот уже двадцать лет демонстрирует свою востребованность и высокую эффективность. В свою очередь, ведущиеся разговоры о том, что, мол, "кровавый 1992 год" уже никогда не может повториться, и поэтому нет смысла держать здесь вооруженных российских миротворцев, не выдерживают никакой критики. Постоянные провокации с молдавской территории, особенно участившиеся в последнее время, в которых участвуют полицейские и лица, "одетые в гражданское", увы, говорят о возможности повторения тех трагических событий. Вспомним, что нападение молдавских военных подразделений на Бендеры в 1992 году началось именно с провокации, организованной по указанию тогдашнего президента
Мы полагаем, что все дело в том, что оппоненты Приднестровья прекрасно осознают, что российские миротворцы являются тем реальным щитом, который не позволит им решить "приднестровскую проблему" на их условиях, а значит их надо убрать из этого важного для Запада геополитического региона. На Западе хорошо помнят, как в 2008 году российские миротворцы дали отпор грузинским агрессорам, напавшим на Южную Осетию. Российские миротворцы - это не французские миротворцы, которые без сопротивления пропустили сквозь свои ряды армейские подразделения Хорватии, которые без особого труда "зачистили" политическое и гражданское поле Сербской Крайны - огнем и мечом уничтожили это самобытное сербское государство. Отсюда и проистекают все последние заявления западных политиков высокого уровня и ранга, а также всего политического Олимпа сегодняшней Молдовы, включая президента
В то же время, и это признается абсолютным большинством серьезных политиков и экспертов, именно Россия благодаря своей уникальной миротворческой операции смогла остановить войну на берегах Днестра и вот уже двадцать лет успешно обеспечивает мир и безопасность народам Молдовы и Приднестровья. Поэтому не удивительно то, что к прошедшему в Тирасполе 28 июля международному научно-экспертному форуму "Миротворческая операция на Днестре в контексте геополитических вызовов современности", было приковано пристальное внимание политического и экспертного сообществ: Приднестровья, России, Украины, Молдовы, Гагаузии и других стран. Удивительно другое - то, что представители ОБСЕ в Республике Молдова, которые всегда подают себя в качестве объективных и неангажированных акторов молдавско-приднестровского урегулирования, в этот раз демонстративно проигнорировали данный форум, несмотря на посланные им официальные приглашения. Тем самым, они фактически продемонстрировали свою подлинную политическую позицию (ну как они могли участвовать в обсуждении успешности российской миротворческой операции, если глава миссии ОБСЕ в РМ выступает за ее переформатирование!), показали с кем они и против кого.
Данный форум отличался от всех предыдущих, проходивших в экспертно-политическом пространстве Приднестровья, пожалуй, только двумя особенностями: чрезвычайно высоким уровнем российского политического и экспертного представительства (присутствие
Смысл данного действия стал понятен сразу же после выступления в прениях на форуме Игоря Додона и Виктора Шелина, которые фактически превратили свои выступления в политические декларации возглавляемых ими политических формирований. Другими словами, им было очень важно озвучить свои программные идеи в области молдавско-приднестровского урегулирования именно на территории Приднестровья.
Собственно говоря, вынесенные ими для обсуждения идеи вызвали у приднестровских и российских экспертов искреннее удивление и достаточно жесткое, но корректное отторжение. А как можно было поступить иначе, если ими утверждалось, что народ РМ и приднестровский народ это одно целое - единый народ Молдовы, который давно уже хочет объединиться и жить в едином молдавском государстве, что и нужно незамедлительно осуществить. И что наилучшей государственно-административной формой такого объединения является федерация. Правда, они так и не прояснили вопрос, каким образом можно будет построить такую федерацию в ситуации, когда господствующая правящая элита Молдовы и их западные покровители на дух не выносят даже самого понятия "федерация", не говоря уже о ее классическом высоко-равноправном содержании, а также, в силу каких причин приднестровские власти и народ должны отказаться от результатов всенародного референдума 2006 года - своей независимости (В Приднестровской Молдавской Республике 17 сентября 2006 года состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM).
Правда, мы можем допустить, что при определенном "сговоре с Западом" (что очевидно уже происходит), правящий класс Молдовы может согласиться с "созданием на бумаге" некоего маскировочного, витринного федерализма для обмана Приднестровья и России. С единственной целью - включения Приднестровья в состав Молдовы и даже под международные гарантии. А что такое международные гарантии сегодня, и что такое Конституционные и Политические обязательства, взятые на себя высшими властями Молдовы, мы знаем на примере реализации положений Меморандума 1997 года, Уложения Гагаузии и ряда политических соглашений, подписанных в свое время президентом
Обо всем этом, в частности, можно судить в связи с педалированием идеи федерализма отдельными политическими фигурами Молдовы, включая осторожные "оговорки" высших молдавских руководителей. Создается впечатление, что эта красивая конфетная обманка - идея федерации была подброшена Западом, как нынешним российским властям, так и молдовенистам РМ, в качестве некой панацеи решения молдавско-приднестровского конфликта. Цель данной операции, на наш взгляд, опять таки, лежит на поверхности - любой ценой (в нашем случае - под видом федерализации) добиться включения Приднестровья в состав Молдовы, чтобы как можно быстрее интегрировать ее в
К нашему огорчению, Россия, как мы полагаем, все еще находится в плену "советских" иллюзий прошлого века. А именно, нынешняя Молдова во многом воспринимается российскими политиками как прежняя миролюбивая Советская Молдавия, как интернациональная республика, что приводит к выработке по отношению к ней стратегии и тактики, которые не учитывают молдавских реалий сегодняшнего дня. На самом же деле - сегодняшняя Молдова - это национальное государство, находящееся в состоянии борьбы двух идентичностей (молдавской и румынской), к тому же, находящееся в ситуации острой перманентной внутриполитической борьбы за власть. Это государство, формально нейтральное, на самом же деле принимающее участие во многих учениях
Приднестровье же - это по-настоящему интернациональное государство, которое не сможет выжить не то что в составе Румынии, но и в условиях национального государства Молдова. Приднестровскому народу чужды, как унионизм, так и молдавский национализм, симпатизантами которого фактически являются находящиеся в оппозиции к правящему в Молдове альянсу так называемые молдавские патриоты (в первую очередь левый политический блок). Поэтому все попытки вовлечь Приднестровье в совместное проживание с Молдовой, либо на условиях автономии, либо на условиях субъекта федерации, на деле приведут к уничтожению приднестровской государственности, в итоге - к вытеснению России из данного геополитического региона.
Приверженцы федерализации Молдовы и ее вступления в Евразийский экономический союз, любят ссылаться на данные "непредвзятых" социологических исследований. Якобы, незначительное, но все же большинство жителей Молдовы отдает предпочтение
Поэтому, на наш взгляд, негласная поддержка кремлевскими чиновниками находящихся в оппозиции правящему альянсу левых политических сил Молдовы в лице Игоря Додона, Виктора Шелина и Владимира Воронина - это очередная дорогостоящая погоня за призрачным и "непостоянным" журавлем в небе. С каждым месяцем политический вес данных фигурантов сокращается, как и сокращается их электоральная поддержка. Мы также можем прогнозировать, что Владимир Воронин, в случае возникновения неких новых политических обстоятельств, поступит аналогично тому, как он поступил, "сдав" без особого морального надрыва "
Нельзя "пройти" и мимо того, что своей политической фразеологией в Тирасполе, в присутствии
В данной связи, мы не раз пытались понять жизненное кредо и "повествовательную" логику авторов этих заведомых страшилок о том, что якобы новый президент, следуя политическому поведению
Скорее всего, приднестровское общество даже не представляет себе, в каком критическом, удручающем состоянии (прежде всего экономическом) Евгений Шевчук получил в управление республику (Дмитрий Рогозин, специальный представитель президента РФ по Приднестровью по этому поводу сказал достаточно лаконично: "в последние годы экономикой у вас никто не занимался"). И вполне возможно, что любой другой на месте Евгения Шевчука просто бы от власти отказался. Себе дороже. Однако Евгений Шевчук, в которого поверил приднестровский народ, и который обещал приднестровцам вернуть власть, благополучие и веру народу, не мог так поступить. Не мог же он откровенно сказать ему, что с такой экономикой Приднестровье, может быть, протянуло бы еще год, ну может быть два, а потом - финальный позорный конец (и завоевывать никому не надо). Засучив рукава, он принялся за дело, разгребать "авгиевы конюшни", понимая, что экономика - это основа основ государственности, без жизнеспособной экономики говорить о независимом приднестровском государстве - это либо фикция, либо словоблудие.
Другой важнейшей проблемой для нового президента, без решения которой тоже не просматривались перспективы развития Приднестровья, стала проблема выхода республики из политической изоляции, ликвидация синдрома "осажденной крепости". В чем тут суть? А суть в том, что находясь за стенами этой "крепости", как бы в безопасности, приднестровцы все больше теряли во внешних связях, контактах с мировым сообществом, с общественностью других стран, испытывали из раза в раз все большие тяготы, обнищание, разрушение производственного фонда, потерю населения. Катастрофически ухудшался международный имидж государства. Все чаще в приднестровских "понимающих головах" возникал главный вопрос: а дальше что? Народ, государство, все больше теряли перспективу дальнейшего развития. Да, они могли сколько угодно кричать, что "врагу не сдается наш гордый "Варяг"....", но приднестровцы ведь сражались за свою свободу и независимость, чтобы "Варяг" успешно бороздил океан, а не для того, чтобы лишить себя будущего.
Надо отдать должное президенту Евгению Шевчуку. В этой архисложной политико-экономической ситуации он прозорливо смог отыскать может быть единственно верную тропу (называемую в обществе - тактикой малых шагов), которая при правильно осмысленной и разработанной стратегии и тактике с уверенностью может вывести Приднестровье из экономического кризиса, из международной изоляции, укрепить основы приднестровской государственности. Это ничто иное, как теория и практика конкретных реализуемых дел по "спасению" Приднестровья от "гибели". Это попытка установления с Молдовой, при интенсификации контактов со всеми заинтересованными сторонами (Россией, Украиной, ОБСЕ. Евросоюзом, США), взаимовыгодных (даже более выгодных для Приднестровья, чем для Молдовы) отношений в области экономики, в социальной, культурной и других сферах. Это демонстрация открытости и договороспособности приднестровского государства и ее нового президента. Это стремление наладить отношения с Молдовой как с соседним государством, такие же, например, которые существуют между Польшей и Чехией, Венгрией и Словакией. Именно как с соседним государством, а не как с частью будущего общего государства. При этом ни в коем случае не поступиться главным - сохранить самобытное приднестровское государство и свою независимость. Кроме того, если хотите, это выигрыш очень важного, так необходимого для Приднестровья политического времени. А все разговоры "независимых" политологов о якобы размораживании Приднестровьем так называемого 3-го пакета переговоров (блока политических и военных вопросов) и начавшейся сдаче приднестровской независимости под давлением Запада и Молдовы, так разговорами и останутся, ибо ни одного факта, подтверждающего сие, они представить не могут. Кстати, эту "страшилку", достаточно предметно и убедительно прокомментировала министр иностранных дел Приднестровья
Безусловно одно, и мы это ответственно заявляем: приднестровский выбор, выбор приднестровского народа, зафиксированный в результатах всенародного референдума 2006 года был и остается единственным ориентиром президента Евгения Шевчука и его политической команды. Не случайно на недавней пресс-конференции президент зачитал выдержки из дневника погибшего защитника Приднестровья, где он завещал не сдавать Дубоссарский район. Этот наказ погибшего защитника, как можно было понять из реплики Евгения Шевчука, является определяющим в его политическом кредо - "не сдавать Приднестровье"!
И последнее, сегодня, пожалуй, уже ни у кого из серьезных аналитиков и политиков не вызывает сомнения вопрос: "чьим человеком" является Евгений Шевчук - Запада, Кишинева, Москвы или Киева (хотя сама постановка вопроса в таком контексте некорректна, поскольку Евгений Шевчук по своему психологическому складу и волевому настрою не является "чьим-то" и никогда им не будет, он совершенно самодостаточная и исключительно самостоятельная политическая фигура). Вспомним хотя бы, как в предвыборный цикл его оппоненты называли его и западником, и украинофилом, и чуть ли не "английским шпионом". Сегодня уже совершенно очевидно, что президент Приднестровья в решении главных, стратегических, судьбоносных вопросов ориентирован на Россию, на российский цивилизационный и геополитический вектор развития. А это значит, что Россия, российский политический класс, администрация президента РФ, курирующая решение многих приднестровских вопросов, должны исходить именно из данного посыла, всячески поддерживать разумные, продуманные и весьма взвешенные шаги Евгения Шевчука, направленные на укрепление жизнеспособности и перспективу развития приднестровского государства. Только так Россия сможет сохранить за собой Приднестровье в качестве государственной территории соотечественников и геополитического плацдарма. В данном контексте весьма обнадеживающе для приднестровцев прозвучали слова президента России