Намерение властей второго по величине, преимущественно русскоязычного города Молдавии Бельц добиться автономии и реакцию Кишинева на данную инициативу прокомментировал 30 июля для ИА REGNUM молдавский политолог Виктор Жосу.

Первое, что приходит на ум, когда читаешь сообщения, связанные с назначенным на 9 сентября бельцким референдумом, это известный афоризм про сон разума, рождающий чудовищ. Бесспорно, по части разума у кишиневской политической элиты ощущается острый дефицит (так что спать как бы нечему), да и зарождающийся в Бельцах сепаратизм не большее "чудовище", чем многие молдавские политические феномены. Не большее, например, чем поощряемый либерально-демократическими властями ползучий румынский унионизм или проводимая ими же под соусом "европейской интеграции" политика насильственной вестернизации Молдавии (закон о "равенстве шансов", да разве только он?). И все же в данном случае аналогия с афоризмом уместна. Не столько своим содержательно-смысловым аспектом, сколько причинно-следственными связями.

Республика Молдова страна маленькая, но разная. Эта разность или разнообразие - языковое, этнокультурное, но, самое главное, цивилизационно-идентитарное - требует от власти если не разумной (разум-то отсутствует), то хотя бы осторожной, аккуратной политики. По принципу - не навреди. Это в оптимальном варианте. В минимальном варианте присущая нам разность предполагает только одно-единственное ограничение - на то, чтобы воображать себя румынами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если, конечно, мы всеми силами не стремимся к повторению нашей же собственной истории начала 1990-х годов.

Ведь ни для кого не секрет, даже для Гимпу с племянником (имеется в виду мэр Кишинева, вице-председатель Либеральной партии Дорин Киртаокэ, являющийся племянником лидера Либеральной партии Михая Гимпу - прим. ИА REGNUM), что это в Кишиневе, Колонице, Дурлештах и еще нескольких пригородах молдавской столицы преобладающая часть местной "элиты" не любит русских и всё, что с ними связано. На всей остальной части Молдавии (Приднестровье в этом контексте даже скучно упоминать) среди населения преобладает стойкая неприязнь к румынам. Почему и как они возникли, эти разновидности нелюбви, кем подпитываются сегодня - всё это вопросы для отдельного разговора. Сейчас мы лишь констатируем явление, которое в связи с происходящим сегодня в Бельцах - городе, чье население в массе своей мало чем отличается по менталитету от населения, скажем, Бендер или Тирасполя - представляется нам важным, но, разумеется, не единственно примечательным явлением. Столь же ощутима в упомянутом географическом разрезе и разность в отношении к советскому прошлому. Да к чему угодно, к той же пресловутой "европейской интеграции" - словосочетанию, навязчивое повторение которого кишиневскими политиками вызывает у людей, живущих в Бельцах, да и не только там, лишь растущее раздражение.

На заседании Бельцкого муниципального совета сторонники проведения референдума о расширении местной автономии не случайно не смогли чётко сформулировать, каких именно полномочий им не хватает. Слишком глубока пропасть недоверия, которую испытывает абсолютное большинство бельчан к власти либерально-демократического альянса, чтобы можно было втиснуть его в какие-то конкретные формулировки. Когда тебя ненавидят, носителям этого чувства очень трудно бывает сказать, за что именно они это чувство испытывают. Тебя просто ненавидят, и всё. Попытки привязать эту ненависть к чему-либо социально осязаемому - скажем, к недовольству поведением местной полиции, содержащейся за счет местного же бюджета, или долей поступающих в этот бюджет отчислений из центра - это уже следствия. Могут озвучиваться эти мотивы, могут озвучиваться другие. Не в них суть.

Если нынешняя кишиневская власть реально верит в тезис о Республике Молдова как втором румынском государстве - хотя почему "если", Гимпу же верит, а Филат и Лупу во всём идут на поводу у Гимпу, последним тому примером стало постановление парламента о запрете "коммунистической символики" - как говорится, на здоровье. Но при этом пусть власть не удивляется, что "северная столица" Молдавии, как часто называют Бельцы, даёт понять: в таком государстве она хотела бы жить отдельно. Даже неважно, насколько и как именно отдельно - важно, что отдельно.

Пока трудно предвидеть, как будут разворачиваться события ближайших недель. Можно лишь предположить, что сторонников повторения в Бельцах приднестровского или хотя бы гагаузского сценария, скорее всего, ждет разочарование. Еще даже не факт, что референдум состоится. Кишинев сделает все, что в его силах, а сил для этого у него достаточно, чтобы его сорвать или, как минимум, априори делегитимизировать. Противостояние и здесь пойдет по линии борьбы между либерально-демократической властью и коммунистической оппозицией, которая сама в Бельцах является властью, у ПКРМ в тамошнем муниципальном совете большинство, да и мэрия за ней. Но Партия коммунистов Республики Молдова - при всей воинственной риторике Владимира Воронина и революционном зуде Марка Ткачука - не Объединенный совет трудовых коллективов (приднестровская организация, стоявшая у истоков борьбы республики за независимость - прим. ИА REGNUM). И это, наверное, хорошо.

Плохо то, что у альянса нет разума, необходимого для проведения такой политики, в которой действительно нуждаются страна и молдавское общество. Сказки про "европейскую интеграцию", в которые население не верит, считая всю эту возню с Европой попыткой присоединить Бессарабию к Румынии, вкупе с затеянной на исходе третьего года пребывания у власти дурацкой борьбой с советским прошлым, способствуют лишь еще большему углублению хаоса. И если у какого-то района или города возникает желание от этого хаоса хоть как-то отгородиться - что ж, его жителей можно понять и даже им посочувствовать.