Мурат Лаумулин: Несмотря на потребность в России, США подрывают ее безопасность
Несмотря на долговременную потребность в России как будущем союзнике - балансире в Азии и партнере в стабилизации наиболее беспокойных регионов мира, которая, к тому же, вряд ли станет основным экономическим конкурентом, американцы продолжают подрывать российскую внутреннюю стабильность и внешнюю безопасность России и
При анализе внешней политики РФ необходимо в первую очередь учитывать широкое проблемное поле отношений России с Западом. Данное поле включает в себя следующие факторы: система ПРО США в Европе, потенциальное расширение
Кроме того, противоречия и различия в подходах РФ и Запада охватывают более широкую сферу международных отношений и стратегической безопасности: проблема Афганистана, атомная программа Ирана, Сирия (отношение к "арабской весне" и внешнему вмешательству) и др., а также в ряде других регионов планеты (
Таким образом, проблемы и противоречия между Россией и Западом носят широкий и комплексный характер. Часть из них вполне решаема, как показала "перезагрузка" 2009г. Но некоторые проблемы носят принципиальный характер и не могут быть предметом политических компромиссов. Это упорное противодействие Запада и особенно США интеграции постсоветского пространства под эгидой Москвы, стремление политических кругов США и НАТО к обеспечению в одностороннем порядке стратегического превосходства над Россией, подстрекательская и провокационная политика в отношении ряда стран СНГ в их связях с Россией.
Более того, экономический масштаб влияния мировой финансовой системы на российскую настолько существенен, что приобрел политический характер. Можно говорить о таких его политических проявлениях, как частичная потеря Россией суверенитета в денежно-финансовой политике и возникновение существенных валютных рисков национального уровня, а также ограничения на использование Россией финансово-экономических инструментом во внешней политике.
Стратегически Россия и КНР, в меньшей степени - Индия, нацелены на формирование вокруг себя крупных региональных рынков, с достаточным (сотни миллионов) количеством потребителей, чтобы обеспечить их устойчивость, и создание привилегированного пространства для деятельности национального бизнеса. В идеале, основным расчетным средством на этих рынках, а возможно, и резервной валютой, станет денежная единица, основанная на рубле, юане, рупии. Достижение такой цели помогло бы "заместить" во внешнеэкономическом обороте существенную часть долларов и евро, обеспечить большую монетарную независимость и получить, в ограниченном объеме, экономические и политические выгоды "производителя" международно признанной валюты. США и Европейский Союз такой линии России будут противодействовать.
Оценивать воздействие всех этих факторов на состояние отношений между Россией и евроатлантическим сообществом крайне сложно. С одной стороны, Россия, вследствие многих причин внутри страны и в ее внешней политике перестала быть угрозой для Запада. Одной из особенностей отношений между Россией и странами Евроатлантики стала растущая асимметрия их возможностей и перспектива неравенства, что не может не вызывать напряженности. В то же время именно "сокращение масштабов" России, слабость ее экономики, зависимость от импорта продовольствия, медикаментов, автомобилей, электроники и предметов быта делают ее привлекательной для западного бизнеса и не столь устрашающей для политиков и обывателей на Западе.
Россия опасается, что неравенство ее возможностей станет источником давления на нее со стороны западных структур, причем как общего давления в связи с критическим отношением к тому, что происходит в России со строительством демократии, так и конкретных видов давления по вопросам энергетической политики и отношений с соседями. Запад в ответ опасается, что помощь России, особенно в создании высокотехнологичных отраслей производства, в будущем может укрепить ее традиционную склонность к конфронтационности.
Таким образом, асимметрия возможностей между Россией и евроатлантическим сообществом содействует усилению недоверия. Одновременно она создает потенциальную напряженность в этих взаимоотношениях, потому что может усилить конфронтацию из-за растущей разницы между российской бедностью и западной зажиточностью.
Однако Россия все еще ядерная сверхдержава с крупной оборонной промышленностью и оборонным научным комплексом, развитой системой военных институтов, развитыми воинскими традициями. Россия - крупнейшее по территории государство мира, располагающее впечатляющими запасами природных ресурсов, прежде всего энергетических. В этом качестве она, с одной стороны, является одним из важнейших поставщиков ресурсов, в том числе и для стран Европы, а с другой - граничит и взаимодействует с двумя другими крупными мировыми игроками, каждый из которых представляет собой сложную стратегическую проблему для Запада, - с Китаем и исламским миром. В целом же, в период нахождения у власти дуумвирата Путин-Медведев произошли значимые изменения в процессах межгосударственного взаимодействия на постсоветском пространстве. Фактически впервые с 1991г. наметилась смена дезинтеграции на интеграцию. Создание
Внешние условия благоприятствовали экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана. Мировой экономический кризис заметно снизил дееспособность ключевых мировых игроков на постсоветском пространстве. К тому же, как можно предположить, российско-американская перезагрузка включала неафишируемое сторонами понимание, что активность США будет меньшей, чем при президенте
Тем не менее, несмотря на долговременную потребность в России как будущем союзнике - балансире в Азии и партнере в стабилизации наиболее беспокойных регионов мира, которая, к тому же, вряд ли станет основным экономическим конкурентом, американцы продолжают подрывать российскую внутреннюю стабильность и внешнюю безопасность России и СНГ.