Много ли башен у Кремля? - обзор СМИ Приднестровья
Геополитика: "Риторика Москвы о территориальной целостности РМ с 1992 года претерпела серьезные изменения, а пространство возможных решений в этом русле значительно сузилось". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровье хотят привести вне какого-либо статуса прямиком в состав Румынии, в качестве совершенно безлюдной территории". Политика: "Политический клубок в Приднестровье превратился в моток колючей проволоки". Внешняя политика: "Опыт, наработанный дипломатами за 20 лет, должен лечь в копилку республики и активно использоваться новым поколением дипломатов". Дата: "То, что до Бендерской трагедии 19 июня 1992 года считалось невозможным, немыслимым, оказалась и возможным, и мыслимым".
Геополитика: "Риторика Москвы о территориальной целостности РМ с 1992 года претерпела серьезные изменения, а пространство возможных решений в этом русле значительно сузилось"
В силу навязанных извне обстоятельств с момента образования республики приднестровское общество находится в состоянии противоборства с западным проектом разрушения СССР и освоения его ресурсов, пишет "Приднестровье". Сама приднестровская государственность является результатом неприятия приднестровским обществом западной политики подчинения постсоветского пространства. Возникновение приднестровского феномена обусловлено тем, что на этом клочке земли в период социалистического строительства реально сформировалась новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по содержанию и многообразную по национальным особенностям культуру, федеративное (на тот момент) государство и общую цель. То есть та самая, сначала советская, затем приднестровская идентичность.
Ментальные качества нашего народа позволили нам самостоятельно стать на ноги, пишет "Приднестровье". Да, в силу различных причин наше государство далеко не так сильно, как хотелось бы. Но наша самоидентификация в качестве части Русского мира и признание нас его частью народом России предоставляет нам возможность опереться на помощь Российской Федерации. Совокупное действие этих факторов позволило нашему государству сохраниться и политически окрепнуть, нивелировать риски ликвидации государственности Приднестровья силовыми методами. В результате приднестровское государство состоялось, обрело независимость, пусть пока и без международного признания. Внешние поползновения, будь то в области экономики, будь то в сфере обороны, мы в состоянии отразить. А если собственных ресурсов будет недостаточно, то с помощью России уж точно выстоим.
В этой ситуации важно осознавать, что стабильность ситуации и положительная для Приднестровья динамика процесса зависит от того, сумеет ли наше общество сохранить приверженность собственным цивилизационным ценностям, продолжает "Приднестровье". Это важно осознавать потому, что государство может быть разрушено не только в результате грубого силового воздействия, но и в результате изменения шкалы ценностных суждений общества. И такое изменение можно осуществить путем специального информационного воздействия. Именно так был разрушен СССР, так сегодня разрушаются или подчиняются государственные институты в Восточной Европе, на севере Африки. Наше общество должно осознать, что "разруха начинается в головах", как сказал Булгаков устами профессора Преображенского еще в начале прошлого века.
Информационная война против нашего государства не прекращалась никогда, пишет "Приднестровье". Но до середины 2011 года она носила, по большому счету, вялотекущий характер. Начиная с прошлогодних предвыборных президентских баталий, информационная атака, направленная на изменение мировоззрения наших граждан, обрела черты интенсивного, профессионально организованного воздействия, которое направлено на разрушение самоидентификации приднестровцев в качестве составной части российской цивилизации путем дискредитации России. Сегодня в интернет-пространстве, в ходе различных мероприятий, зачастую в СМИ, в сознание граждан Приднестровья активно внедряется несколько тем, изменяющих парадигму приднестровского общества. Попробуем обосновать данное утверждение путем рассмотрения навязываемой приднестровцам повестки дня, направленной на дискредитацию роли России в обеспечении жизнеспособности Приднестровья. Речь идет о следующих информационных темах: "Россия столько помогает, а экономика все равно в разрухе"; "У Кремля много башен", "Приднестровье для России - это разменная карта".
Рассмотрим каждое из них в отдельности, продолжает "Приднестровье". "Россия столько помогает, а экономика все равно в разрухе". Этой формулой внедряется мысль о том, что российская помощь является недостаточной, Россия не хочет оказать действенную поддержку своим гражданам, соотечественникам, действия её руководителей непрофессиональны и небескорыстны. Подспудно внедряется мысль, что Приднестровью нужно искать другого, более богатого и умелого покровителя. Альтернативным покровителем, естественно, является западный проект, подключение к которому возможно через институты Республики Молдова. При этом замалчивается объем российского участия в экономике Приднестровья (как вариант, данное участие представляется само собой разумеющимся и нескончаемым), не осуществляется сопоставление его с преференциями, получаемыми республикой от западных структур. Одновременно выпячиваются мелкие, точечные результаты вливания в Приднестровье западных грантов. Но самое главное - от народа Приднестровья путем замалчивания скрываются условия взаимодействия России и Приднестровья. Эти условия состоят в том, что Россия оказывает поддержку, а не осуществляет управление экономическими и социальными процессами в Приднестровье. Данное умалчивание происходит неспроста. Ведь, владея такой информацией, наши граждане смогут разобраться в том, что тот беспрецедентный объем помощи, оказанный и оказываемый Россией приднестровскому народу, не дал ожидаемого результата только вследствие непрофессионализма и вороватости высших приднестровских чиновников, которые руководят страной на различных должностях уже очень долгое время. Почему дело обстоит именно так, можно сделать вывод из результатов реализации приднестровскими государственными деятелями программы приватизации, использования "газовых денег", эффективности реформы жилищно-коммунального хозяйства, работы государственного аппарата, использования земли и других природных ресурсов, реализации межправительственных договоренностей с Российской Федерацией по выходу на российские рынки, осуществления мер по реструктуризации экономики республики, промышленной и сельскохозяйственной политики и т.д.
Если до недавнего времени российская сторона данный аспект отношений публично не афишировала, то в настоящее время об этом говорят открыто, пишет "Приднестровье". В апреле во время встречи с председателем правительства Приднестровья
"У Кремля много башен". Навязыванием этого небесспорного постулата предлагается принимать решения, не оглядываясь на мнение Российской Федерации, формулируемое российскими органами государственной власти, продолжает "Приднестровье". Такое предложение пренебрегать мнением российского руководства объясняется тем, что, во-первых, Россия взаимодействует с народом Приднестровья, а не каким-либо лицом, занимающим ответственный пост, потому российское руководство будет активно работать с любым избранником народа Приднестровья. Во-вторых, приднестровские власти все равно сумеют наладить диалог с российскими официальными лицами, принимающими решения, через какие-то параллельные структуры, вроде бы имеющие контакт с российским руководством. Авторами таких утверждений являются люди, не имеющие взаимосвязи с руководством России. За подобными аргументами они скрывают желание использовать доверие приднестровского народа для своеобразного шантажа российских руководителей, которые действительно исходят из того, что российский народ и народ Приднестровья связывают братские узы. В этом случае те, кто вбрасывает в общество подобного рода аргументы, руководствуются принципом "победителей не судят". О том, что этот принцип является ложным, говорит опыт отношений, с 2006 года развивавшихся на наших глазах: Россия сохраняет взаимоотношения с народом Приднестровья, но с политиками отношения если осуществляются, то только в рамках минимального официального протокола. Но такая ситуация, как было отмечено выше, не может служить основой для развития Приднестровья. Еще одним умалчиваемым штрихом, опять же, является тот временной промежуток, который необходим для налаживания взаимодействия с властями Российской Федерации, если даже параллельные каналы связи имеются в наличии у таких деятелей. Не исключено также, что такие аргументы используются для того, чтобы элементарно отсечь российское руководство от влияния на политику Приднестровья. Такое поведение является нередким на территории
"Приднестровье для России - это разменная карта (как вариация: чемодан без ручки, тяжело нести - жалко бросить)". Проталкивается мнение, что Россия в любой момент может отказаться от Приднестровья, невзирая на мнение своих граждан, проживающих здесь, пишет "Приднестровье". Поэтому слишком уповать на Россию не надо, её мнение во внимание особо не принимать. Обоснованием такого утверждения является то, что Россия до сих пор не признала независимость Приднестровья. Напротив, все официальные лица России заявляют об уважении территориальной целостности Республики Молдова. При этом все лица (на молодежном сленге - тролли), активно продвигающие эти постулаты, весьма скупы в анализе результатов моментального одностороннего признания суверенитета ПМР Российской Федерацией. И эта скупость возникает неспроста, поскольку в ходе анализа последствий обязательно нужно будет ответить на вопросы о том, дает ли нам одностороннее признание Приднестровья Россией решение тех проблем, которые стоят перед приднестровским обществом?
Практика показывает, что нередко одностороннее признание суверенитета приводит к блокаде нового субъекта со стороны оппонентов, продолжает "Приднестровье". Об этом говорит пример блокады приднестровской железной дороги, блокады Кипра, Абхазии, Южной Осетии и т.д. Возможно ли жизнеобеспечение признанного в одностороннем порядке Россией Приднестровья в случае такой блокады при отсутствии подконтрольного России и Приднестровью транспортного коридора, прямой границы между двумя государствами, в целом нестабильной экономической ситуации в республике? Не усугубится ли в этом случае ситуация, не приведет ли это к утрате политических позиций как Приднестровья, так и России в этом конфликте? Даже поверхностный анализ показывает, что Приднестровье пока не обладает эффективными ответами на такие вызовы, и ему необходимо еще довольно долго работать, чтобы быть готовым к ним. И по многим направлениям мы находимся только в начале пути.
Алармисты, трубящие после каждого официального заявления представителей России по вопросу территориальной целостности Республики Молдова о том, что все пропало, замалчивают и другие аспекты проблемы, пишет "Приднестровье". В частности, обществу не представляется полный анализ эволюции позиции России по данному вопросу. А ведь, несмотря на вышеуказанные факторы, препятствующие отказу России от данной позиции, риторика о территориальной целостности с 1992 года по настоящее время претерпела серьезные изменения. Во-первых, пространство возможных решений в русле территориальной целостности Республики Молдова, озвучиваемых официальными представителями РФ, значительно сузилось. Во-вторых, решение проблемы в рамках территориальной целостности обросло трудновыполнимыми для сегодняшнего молдавского общества условиями "реального суверенитета молдавского государства". Но самым циничным в упреках об уклонении от признания Приднестровья является умалчивание того факта, что сам разговор о независимости республики сегодня существует только потому, что Россия является опорой нашего государства.
Уже две тысячи лет люди при отделении друзей от недругов пользуются формулой "всякое дерево познаётся по плоду своему", продолжает "Приднестровье". Так какие плоды принесла поддержка России приднестровскому народу? Перечислим основные из них: миротворческая операция и присутствие ОГРВ как основная гарантия сохранения мира на территории Приднестровья; экономическая поддержка (обеспечение международных банковских расчетов хозяйствующих субъектов Приднестровья, поставка газа в кредит, денежные вливания в виде гуманитарной помощи, частные и государственные инвестиции в Молдавскую ГРЭС, Молдавский металлургический завод, Рыбницкий цементный комбинат, ООО "
Стоял бы сегодня на повестке дня вопрос о независимости Приднестровья, если бы не было поддержки Российской Федерации? Вопрос риторический, пишет "Приднестровье". Яркой иллюстрацией этого является судьба Аджарии после утверждения власти
Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровье хотят привести вне какого-либо статуса прямиком в состав Румынии, в качестве совершенно безлюдной территории"
Развитие событий вокруг Молдавии и Приднестровья может пойти по двум возможным сценариям: германскому и румынскому, пишет РИА "Днестр". В настоящий момент Германия имеет определенное преимущество. Позиция Германии - федерализация Республики Молдова и минимизация влияния на региональные процессы со стороны Румынии. Германия рассчитывает окончательно погасить конфликт на границах ЕС, и продемонстрировать мировому сообществу свое умение обеспечить баланс интересов всех сил и центров при сохранении собственного доминирования. Румыния, в свою очередь, строго придерживается линии на поддержку идеи унитарной Молдавии, считая федерализацию уступкой Тирасполю и Москве.
Россия согласно многолетней позиции МИД и своего руководства поддерживает реализацию немецкого сценария, продолжает РИА "Днестр". В последнее время влияние непосредственно РФ на процессы в регионе конфликта медленно, но верно идёт на убыль. Руководство России с одной стороны не имеет амбиций изображать из себя "имперского жандарма" в регионе, с другой - не имеет плана выхода из ситуации с сохранением лица, поскольку права граждан РФ, проживающих в Приднестровье, при федерализации Молдавии скорее всего учтены не будут.
Между тем власти Приднестровья не думают о федерализации Молдавии - они исполняют заказ на ликвидацию ПМР без каких-либо условий и оговорок, утверждает РИА "Днестр". Им не нужна федерализация. Совершенно не случайно они опровергают комментарии прессы на данную тему - никакой федерализации не будет, в ней нет необходимости. Те, кто держат на контроле, на крючке нынешнюю политическую элиту Приднестровья, - им не нужна федерация, потому что им не нужна даже минимальная зацепка России за этот регион.
Сейчас ситуацию в Приднестровье контролируют не политики, а те силы, которые стоят за фигурами в руководстве республики, продолжает РИА "Днестр". Это группа государств, заинтересованная в том, чтобы максимально быстро нейтрализовать и ликвидировать российское присутствие в регионе, а Приднестровье привести вне какого-либо статуса прямиком в состав Румынии, в качестве совершенно безлюдной территории. Им нужна земля, а не люди. Люди, согласно их замыслов, должны будут убраться оттуда вон.
Внутри Молдавии руководство ПМР является, по факту, негласным структурным подразделением ЛДПМ, а их главным начальником является
Руководство Приднестровья шаг за шагом реализует программу безоговорочной сдачи республики под контроль оппонентов России на международной арене, продолжает РИА "Днестр". В рамках этой программы граждан России там быть не должно, по сути, речь идет о мягкой депортации, о выдавливании россиян из региона. Всё это делается под вуалью "борьбы с коррупцией", "с клеветниками", используются и другие уловки. Антироссийская команда, которая сегодня курирует Приднестровье, практически не допускает ошибок. Конечно же, людей никто не предупреждает, что на определенном этапе мягкая депортация сменится депортацией жесткой. И никому не будет позволено ни продать квартиру, ни вывезти вещи.
О сути правящего режима в Приднестровье говорит и тот факт, что ни в одном СМИ Молдавии и стран
Политика: "Политический клубок в Приднестровье превратился в моток колючей проволоки"
Ситуация в республике становится все более напряженной, пишет "Лента ПМР". Обратите внимание на цепь, в каком-то смысле взаимосвязанных событий. Первое, в парламенте имела место жесткая критика конституционных инициатив президента Шевчука. В результате он был вынужден их отозвать с рассмотрения и создать компромиссную Конституционную комиссию. Ход был абсолютно верный - парламентарии все равно провалили бы инициативы на голосовании, но при этом все же речь идет о поражении или отступлении главы государства. Одновременно с этим забуксовала налоговая реформа в ПМР, которую так же продвигал
И вот теперь очередные потрясения - коррупционный скандал с задержанием ряда офицеров милиции сопровождающийся первыми и, скорее всего, не последними отставками высокопоставленных чинов в МВД республики, продолжает "Лента ПМР". Борьбу с коррупцией в данном случае возглавила прокуратура, а, как известно, у прокурора
По мнению Союза молдаван Приднестровья, на пленарном заседании Верховного Совета при рассмотрении конституционных изменений сделан важный шаг к консолидации всех ветвей государственной власти, пишет ИА "Ольвия-пресс". Таким шагом послужило компромиссное решение по созданию комиссии при президенте, которая на паритетной основе будет работать над устранением противоречий, возникших при рассмотрении дополнений и изменений в конституцию ПМР, предложенных президентом. "Сам факт отзыва законодательной инициативы ее автором - Евгением Шевчуком - говорит о том, что президент готов на поиск конструктивных решений, направленных на оздоровление социально-экономической ситуации в республике", - подчеркивают в общественной организации. В этой ситуации Союз молдаван приветствует роль обновленного руководства Верховного совета, который "сумеет поддержать стремления президента работать консолидированно. Потому что у представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, в конечном счете, одни цели - это выработка комплекса конституционных изменений во благо каждого приднестровца и республики в целом".
Внешняя политика: "Опыт, наработанный дипломатами за 20 лет, должен лечь в копилку республики и активно использоваться новым поколением дипломатов"
3 июля в зале заседаний Верховного Совета ПМР состоялся круглый стол на тему: "Двадцатилетие дипломатической службы ПМР. Опыт и перспективы", пишет "Приднестровье-XXI". Организаторами круглого стола выступили: Ассоциация внешней политики Приднестровья, Комиссия по вопросам внешней политики и международным связям Верховного совета, ОО "Тираспольская школа политических исследований", российский фонд "Созидание", а также в круглом столе приняли участие депутаты ВС ПМР, политические партии, общественные организации и движения Приднестровья.
Первый министр иностранных дел республики
Как отметил депутат Верховного Совета
О народной, культурной дипломатии и внешнеэкономической деятельности как условиях успешного проведения внешней политики, состоянии переговорного процесса на сегодняшний день говорили в своих выступлениях депутаты Верховного Совета Владимир Боднар и
Участники первого круглого стола высоко оценили значимость подобных встреч и считают, что такая свободная демократическая дискуссионная площадка должна быть постоянно действующей, пишет "Приднестровье-XXI". Опыт, наработанный дипломатами за 20 лет, должен лечь в копилку республики и активно использоваться новым поколением приднестровских дипломатов, подводит итог издание.
Дата: "То, что до Бендерской трагедии 19 июня 1992 года считалось невозможным, немыслимым, оказалась и возможным, и мыслимым"
19 июня 1992 года для приднестровцев особая дата, пишет "Человек и его права". Этот день разделил нашу историю на "до" и "после". Его ещё называют точкой невозврата. В тот июньский день было расстреляно очень многое - наши иллюзии, представления, убеждения. То, что до 19 июня 1992 года считалось невозможным, немыслимым, оказалась и возможным, и мыслимым. Людей убивать не так уж и сложно, если только освободить себя от нравственных норм и возомнить вершителем человеческих судеб. И за это, представьте, ничего не будет.
Но этот день проверил приднестровцев на право строить свою государственность, продолжает "Человек и его права". Потребовал заплатить за это право огромную цену. У каждого свое 19 июня, но у всех нас ещё и общее. Это было страшное испытание, которое выдержали не все, но все вместе мы всё-таки выдержали. Именно после Бендерской трагедии мы почувствовали себя не городами и районами Приднестровья, а республикой. И весь мир увидел в нас республику, народ.
19 июня - день, в который хочется помолчать, пишет "Человек и его права". Краеугольным камнем лёг он в нравственную основу ПМР. По этому дню республика сверяет себя, каждый прожитый год. И отмечали мы его очень по-разному, в соответствии со степенью развития или деградации нравственного потенциала республики. Незабываемой была первая годовщина трагедии - 19 июня 1993 года. От Мемориала в Тирасполе до только что сооружённого Мемориала в Бендерах многие тысячи тираспольчан, бендерчан, представители районов ПМР одномоментно сомкнули руки в знак нерушимого единства. Ничто не сотрёт из памяти лица стоявших в цепи. Их руки, плечи, сердца стали в тот миг проводниками мужества, сплочённости, готовности к самопожертвованию, любви к родному краю и его жителям, гордости за свершённое, горькой памяти. Потом был пуск первого троллейбуса на линии Тирасполь - Бендеры. Правобережный город стал неотрывной частью Приднестровской Молдавской Республики, намертво прикрученным к её столице ещё и четырьмя медными проводами сечением в 90 квадратных миллиметров.
Не менее волнующими были и последующие годовщины начала Бендерской трагедии, продолжает "Человек и его права". Защитники ПМР собирались у арки села Парканы. Сколько было волнующих встреч, объятий, возгласов. Тогда мы были молоды и почти все - дома. Ещё неприватизированные предприятия продолжали работать. Но самое главное, мы верили, что временные трудности в экономике действительно всего лишь временные. Вспоминали горькое и смешное. Потом строились побатальонно, поротно и повзводно и шли в направлении с нетерпением ждавшего нас города Бендеры. Впереди шёл сам епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, казаки несли хоругви и знамёна. На груди сотен казаков - только боевые ордена. Юбилейные ещё не вручены. С ними рядом - красавицы-казачки, исполненные гордости за своих мужей, и нетерпеливые казачата. Останавливаемся на молебен у мест гибели первых тираспольчан, штурмовавших мост. В первых рядах колонны в лучах утреннего июньского солнца, в лучах славы и любви всенародной идёт генерал
Так было, пишет "Человек и его права". Мероприятия по поводу годовщины Бендерской трагедии продумывались до мелочей. Организаторы выкладывались каждый раз, не допускали и малейших промахов, недочётов, оттого мероприятия получались живыми, цельными... Юбилейные траурно-торжественные мероприятия 2012 года даже отдалённо не напоминают те первые годовщины начала трагедии. Ибо готовились и проводились они людьми, не испытавшими тревог и тягот 1992 года. Бездушными пустоглазыми бюрократами. Они не понимают нас: ну побегали вы пару месяцев с автоматами по посадке, ну и что? И действительно, ну и что? Кто расскажет о нас простыми и правдивыми словами? Вероятно, никто не расскажет, какими мы были, до срока отправленные на свалку истории. Самое кощунственное, когда рисуют нас какими-то роботами без страха и сомнения. Нет, мы были обычными людьми, боялись и сомневались. Дрожали от холода в сырых окопах, изнывали от жары, ругали командование за нерегулярное обеспечение питанием, за чай, настоянный на заварке месячной свежести, за несвоевременное обеспечение боеприпасами. И ещё страшно хотелось вымыться... Да, мы боялись. Кланялись пулям, а при артобстрелах, когда земля дрожала, словно при сильном землетрясении вжимались в дно окопа. Не так страшно было умереть, как страшно представить себе родителей, бредущих за твоим гробом. Подобную картину каждый из нас наблюдал не раз...
Почему мы были готовы к самопожертвованию? - продолжает "Человек и его права". Потому что многие из нас были детьми и внуками ветеранов
Справка ИА REGNUM: 27 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял документ под названием "О государственном суверенитете и нашем праве на будущее", в котором объявил незаконными пакт
2 ноября 1990 года вооруженный отряд полиции особого назначения ССР Молдова попытался прорваться в приднестровский город Дубоссары, однако встретил отпор безоружного гражданского населения. В результате произошедших столкновений трое жителей Дубоссар было убито, ещё 16 ранено. Аналогичная атака против Дубоссар была предпринята Кишиневом 13 декабря 1991 года. 2 марта 1992 года молдавская полиция, а, впоследствии, и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами предприняла третью атаку против ПМР, которая переросла в полномасштабное военное противостояние. В ходе агрессии Кишинева, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 386 участников конфликта, ранения получили 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты Республики Молдова и России в присутствии президента ПМР подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".