Константин Сыроежкин: Выходя из ОДКБ, Каримов забывает о трагической судьбе "друзей США"
Заявление Узбекистана о приостановке своего членства в
Самое странное в демарше Узбекистана - это выбранное для него время. Если верить последней информации, нота МИД Узбекистана была составлена за неделю до ее обнародования, 28 июня. То есть через две недели после визита в Ташкент
И в этом контексте еще более странным выглядит заявление пресс-секретаря Владимира Путина
Проблема в другом: если ваш "союзник" откровенно дает вам понять (причем не в первый раз), что вас приглашают "дружить" только тогда, когда это выгодно, имеет ли смысл подставлять другую щеку? Это во-первых. Во-вторых, новый демарш Узбекистана - косвенная оценка "эффективности" деятельности ОДКБ, а следовательно - всей системы региональной безопасности, создаваемой под патронажем России. В-третьих, в военно-политических блоках (а ОДКБ относится именно к таковым) так поступать как-то не принято, и возвращение блудного сына будет весьма проблематичным. Наконец, необходимо соблюдение существующей процедуры и наличие очень сильных аргументов.
Ни первого, ни второго в заявлении МИД Узбекистана нет. Во-первых, устав ОДКБ не предусматривает процедуру приостановки членства в одностороннем порядке. Этот вопрос - прерогатива Совета коллективной безопасности. И поэтому логичнее выглядело предложение
Начать, очевидно, нужно с того, что свое повторное членство в ОДКБ Узбекистан рассматривал достаточно формально. Причина, скорее всего, в том, что его членство в этой организации было восстановлено как бы авансом, без каких-либо обязательств со стороны Ташкента. При этом большинство членов, очевидно, понимали, что особая позиция Узбекистана по большинству вопросов сохранится и впредь, но это неизбежная плата за расширение рядов ОДКБ.
Эти опасения в полной мере оправдались. Узбекистан так и не ратифицировал более 15 соглашений и протоколов, направленных на более эффективную деятельность ОДКБ. Именно саботаж Ташкентом принятия многих важных документов вредил и продолжает вредить альянсу.
В 2009 году
С момента возвращения блудного сына в 2006 году Узбекистан последовательно уклонялся от участия в военном сотрудничестве в формате ОДКБ. Военные и иные подразделения этой страны в состав коллективных сил и региональных группировок, в том числе коллективные силы оперативного реагирования, не командировались. Представители официального Ташкента не участвовали в учениях, штабных тренировках и других оперативных мероприятиях.
Но наибольшее неудовольствие Узбекистана вызвали решения ОДКБ, принятые по итогам саммитов в августе и декабре 2011 года. Напомню, на них в устав ОДКБ были внесены серьезные поправки, несколько ограничивающие суверенитет стран-членов в плане того, что открытие на их территории иностранных военных баз возможно только с согласия всех участников организации.
С этим согласились все участники альянса, кроме Узбекистана. По-видимому, Ташкент посчитал это угрозой для себя. И немудрено! Потенциал ОДКБ (в том числе военный) может быть использован в противовес интересам Узбекистана, а он будет лишен возможности заблокировать соответствующее решение. О том, что в пассиве этого государства серьезные конфликты практически со всеми соседями по региону, думаю, напоминать не нужно.
Если согласиться с большинством экспертов в том, что за демаршем Узбекистана лежит очередной поворот Ташкента в сторону приоритетности сотрудничества с США и
В последнее время эмиссары из США очень активно посещают Ташкент, а еще осенью 2011 года комитет по ассигнованиям сената США одобрил закон, позволивший Америке давать Узбекистану деньги на приобретение военного оборудования, выводимого из Афганистана. Изменились и политические оценки американской администрации режима Каримова. Так, по мнению
По-видимому, Ташкент решил использовать открывающуюся перспективу в полном объеме. Во всяком случае, первый заместитель госсекретаря США
Чем закончится это сотрудничество, предсказывать не берусь. Однако стоит обратить внимание на непреложный факт: в последнее время США с легкостью сдают своих бывших союзников (один премьер экс-лидер Египта
Впрочем, Ислам Каримов - опытный политик. Ему виднее...