Владимир Аватков, Татьяна Тюкаева: Ближневосточный пирог делят без России
В продолжающем тлеть регионе Ближнего и Среднего Востока за громкими "демократическими" перестановками в Египте, за попытками оживить "мирную инициативу" Аннана по сирийскому урегулированию, все больше кажущейся той самой "припаркой", которая "мертвому" ни к чему, за новыми провокациями на сирийско-турецкой границе и другой "пылью", пускаемой в глаза мировой прессой рядовому потребителю информации, прослеживаются знакомые силуэты мировых и региональных акторов, которые "новыми" словами и действиями со "старыми" намерениями с разной долей успеха продолжают проводить свои интересы в регионе.
США "и компания" практически контролируют ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке за редким исключением, Россия пытается, хотя и не всегда достаточно убедительно, отстаивать свои интересы в этом "исключении", будущее которого до сих пор туманно. Сомнений во "внерегиональном региональном" лидерстве американцев в регионе нет, "новый" режим в Египте этому очередное подтверждение.
После победы в самых "свободных и справедливых" президентских выборах за всю историю Египта кандидата от "Братьев мусульман"
"Исламской угрозой" в арабских странах западная пресса пугает уже не первый год. После победы исламистов в египетских парламентских выборах 2011-2012 гг. складывалось впечатление - не без стараний тех же журналистов, талантливых на раздувание проблемы, - что, вырвавшись "на свободу" после стольких лет нелегального статуса, они являются движущей силой египетского общества, способной смести существующую систему и бросить вызов контролирующим власть военным. Параллельно, в египетском направлении активизировались турки и саудовцы (и другие "заливники", главным образом - катарцы), борющиеся за лидерство в регионе, каждый - своими методами. Анкара, сумев за достаточно короткий срок продвинуться в сотрудничестве с Каиром по многим направлениям (начиная от стремительно растущих экономических связей и заканчивая военно-политическим диалогом), а также представляя наиболее успешную - экономически и политически - модель развития, очевидно, обошла на этом направлении Эр-Рияд с его попытками сгладить "кризис с отзывом" (май 2012) миллиардным спонсированием.
В преддверии первого тура президентских выборов в Египте (а тем более по его итогам) в арабских, в том числе египетских, СМИ все чаще появлялись статьи о привлекательности "турецкой модели" для стран "Арабской весны", оптимальность этой модели для египтян фактически не оспаривалась. Помимо бурной и весьма успешной внешнеполитической деятельности Анкары в регионе в целом, экономической активности турецких кампаний и компаний в Египте - в частности, общей "любви" к справедливости Эрдогана и Мурси (отразившейся в названии турецкой и египетской партий) и личных контактов премьера Турции с египетскими исламистами о наиболее вероятном "околотурецком" будущем страны свидетельствовала предвыборная риторика кандидата от "Братьев мусульман". Будущий президент Египта, по сути, повторял основные постулаты эрдогановской пропаганды об исламе как синониме демократии, о приверженности принципам свободы и уважения прав человека, явно не гнушаясь быть ассоциированным с "брэндом" турецкой модели. И "улица" довольна: стремление к демократии, что бы она ни означала в понимании простых египтян, - очевидно, отношение к туркам - в целом положительно, соответственно и "турецкая демократия", критикуемая в основном в иракских и "заливных" СМИ, к которым в Египте не принято прислушиваться, - вполне привлекательна; Тахрир более чем удовлетворен прединаугурационными обещаниями нового президента о светскости государства, о правах женщин и меньшинств, а также "всенародностью" новоизбранного лидера "без бронежилета". Кроме того, опасения западной прессы о появлении "исламского государства Египет" развеяны, и "дружба" с экономически важной Турцией обеспечена.
Вместе с тем, тот факт, что во второй тур также прошел
Дальнейшее развитие событий показало, что первоначальное представление о том, что исламисты способны бросить вызов военным и осуществить перестройку египетской системы власти, является, как минимум, сомнительным. Накануне второго тура президентских выборов решением конституционного суда Египта (контролируемого ВСВС) был распущен парламент с исламистским большинством, на что, по всей логике, "Братья мусульмане" должны были ответить бурным протестом, коего не последовало. Очевидно, имела место сделка военных с Мурси. По всей видимости, по ее условиям лидер партии "Свободы и справедливости" и одержал победу на выборах с перевесом в 3%. Сомнения о том, кто в этой сделке выступает с позиции силы и кто в действительности контролирует ситуацию в Египте, испаряются, если вспомнить, что в стране до сих пор не выработана конституция, в которой прописывались бы полномочия новоизбранного президента, распущен парламент, а государством продолжает управлять ВСВС.
Другими словами, военные в Египте, наученные турецким опытом, логично предпочли сохранить за собой контроль за властью в стране, формально не занимая руководящих постов (не считая главы ВСВС Тантауи, который продолжит занимать пост министра обороны). Соответственно, они будут отслеживать, чтобы новый президент не сильно увлекался исламскими идеями - ни внутри страны, ни во внешнеполитических связях, и при необходимости, логично предположить, могут сменить "непослушного" формального главу государства на более "сговорчивого", как это бывало в Турции. То есть в Египте, вероятно, будет воплощаться своего рода "турецкая модель", но не современная "эрдогановская", а прежняя, которую искоренил нынешний турецкий премьер, если, конечно, новый президент Египта не предпримет решительных шагов, которые сделал Эрдоган.
Вместе с тем, все это не означает, что турецко-египетской "дружбе" - конец, этого не допустит ни Анкара, которая вряд ли захочет сдавать свои позиции в ключевой стране арабского Востока, за влияние в котором турки борются, ни Каир, который осознает экономические проблемы Египта и видит в Турции выгодного внешнеторгового партнера/помощника. В этом плане особенно грамотной была позиция турецкого руководства, которое изначально дальновидно не поддерживало ни одного из кандидатов (в отличие от саудовцев, которые высказывались отрицательно в адрес Мурси). Поэтому, "выборы - выборами, а Турция - по расписанию".
Ожидать каких-либо кардинальных перемен во внешнеполитических симпатиях Египта также не следует. Громкие заявления Мурси о налаживании дружбы с Тегераном и пересмотре мирного договора с Тель-Авивом уже были опровергнуты, к одобрению американцев и израильтян. Не следует забывать о значительной помощи США (которые, как и Турция, "по расписанию") египтянам по линии ВТС. Американские интересы в регионе - это еще один "ограничитель" внешне и внутриполитических возможных "своевольств" исламистского президента Египта (который, правда, как и обещал, вышел из партии "Свободы и справедливости", чтобы стать "президентом для всех египтян").
Еще один младший партнер-сателлит Вашингтона - Саудовская Аравия - будет продолжать, по всей видимости, своими миллиардами пытаться завоевать расположение египтян; катарцы действуют по такой же схеме. Таким образом, февральская революция 2011г. в Египте мало что изменила: Мубарака сместили, система, по сути, осталась прежней - власть в стране контролируют военные, которые, в свою очередь, зависят от воли американцев; турки успешно наращивают свое soft power влияние в стране, саудовцы (а теперь и катарцы) также пытаются "внедриться".
"Внедрение", главным архитектором которого продолжают оставаться турки, изыскивая все более изощренные методы, продолжается и на сирийском направлении. Конфликт все так же тлеет, мировые и арабские (читай "заливные") СМИ не прекращают сообщать о новых жертвах среди мирного населения, турецкие - о новых беженцах в приграничных с Сирией районах. Отказавшись от угроз создания на границе буферной зоны и привлечения сил
За бурной дележкой "Ближневосточного пирога", лакомые сирийский, иракский и египетский куски которого с разной степенью успеха пытаются урвать соперники за региональное лидерство под чутким взором Вашингтона, об интересах России в этом "вожделенном" регионе никто не вспоминает. И реализовывать их Москве на Ближнем и Среднем Востоке становится все труднее под натиском "США и компании". Последний форпост Кремля - Сирия - попала под пристальный взор Анкары: если российское руководство ничего не противопоставит железной хватке Эрдогана, то России в регионе останется довольствоваться скромной ролью участника практически не играющего роли "Ближневосточного квартета".
Необходимо предпринимать решительные действия в отношении этих трех - Сирии, Ирака и Египта - "смутных" государств: в первой максимально сохранить свое влияние, обеспечив мирный переход власти из рук Асада лояльному России по смыслу, но не по пафосу режиму (в случае реализации нового плана Аннана о создании коалиционного правительства - гарантировать максимально возможное количество сторонников асадовского режима и невраждебно настроенных к Кремлю представителей оппозиции), не забывая при этом об экономических связях. В двух других - стараться увеличивать качество и количество инструментов мягкой силы, особенно реально это посредством укрепления торгово-экономических контактов: несмотря на твердые позиции в Ираке и Египте турецкого капитала в интересах руководств обоих государств диверсифицировать внешнеэкономические связи. Однако до настоящего момента на фоне активности региональных держав в этих трех "смутных странах", а также все обостряющейся напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, шаги России в этом направлении выглядят достаточно блекло.
Владимир Аватков, турколог, преподаватель военной кафедры и кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО.
Татьяна Тюкаева, арабист, сотрудник информационно-аналитического портала "Русориент".