Станислав Тарасов: Россия-Израиль-Сирия-Турция-Иран: танец с саблями или пляски куртизанок?
По инициативе турецкой стороны, состоялся телефонный разговор премьер-министра Турции
Напомним, что первоначально Анкара признала факт "незначительного нарушения воздушного пространства Сирии", но затем стала утверждать, что инцидент произошел в международном воздушном пространстве. Но сложная драматическая интрига далеко не исчерпана. Тем более, что инцидент с турецким самолетом-разведчиком произошел накануне начала работы так называемой "Группы действий" по Сирии на уровне глав МИД в Женеве. Поэтому он мог быть использован как повод для срыва встречи этой группы.
Дело в том, что Москва выступила с проектом созыва международной конференции по Сирии без участия официального Дамаска и сил оппозиции. Этот проект родился не случайно, поскольку многочисленные конференции с участием Турции так называемых "Друзей Сирии" имеют односторонний и даже провокационный характер. Затем этот проект трансформировался в озвученный спецпосланником ООН и Лиги арабских стран
Внешне может показаться, что после победы на президентских выборах Владимир Путин счел необходимым посетить святые места в Иерусалиме, и только попутно решать острые региональные проблемы. В действительности, на наш взгляд, все выглядит сложнее. Фактом является то, что феномен так называемой "арабской весны" резко меняет соотношение политических сил в регионе. Более того, Вашингтон открыто вступает в альянсы с исламистами, что рано или поздно приведет к смене всей конфигурации "Большого Ближнего Востока". Ее базовые характеристики выглядят следующим образом:
1. Вся Северная Африка может оказаться под влиянием "Братьев-мусульман".
2. Сирия объективно выступает в роли водораздела между исламистами, разделившимися между Турцией и монархиями Залива.
3. Заметно увеличивается значение фактора шиитского Ирана, реально противостоящего усиливающемуся на волне "арабской весны" радикальному суннизму.
4.Потенциально Израилю грозит геополитическая изоляция.
Поэтому, потеряв Египет, а вслед за этим и Турцию, Израиль пытается укрепить на востоке позиции за счет сближения с Саудовской Аравией и ее соседями по Персидскому заливу. На западе - расширяет связи с Грецией, Кипром, Болгарией и Румынией. Что касается Турции, то она "играет" против Израиля за счет тесной корреляции своей внешней политики с интересами США. В свою очередь Россия пытается определиться в том, кто ее союзники в регионе и остались ли таковые вообще. Неслучайно, многие израильские эксперты связывали визит Владимира Путина в регион с поисками новых партнеров.
Сегодня Россию и Израиль связывает огромный экономический пакет: инфраструктурные проекты, совместные проекты в сфере космоса, развитие биотехнологий, вплоть до совместных оборонных проектов. Это - во-первых. Во-вторых, борьба с международным терроризмом, от которого Россия страдает не меньше, чем Израиль. В то же время Израиль атакует иранскую ядерную программу, давит на Москву с разных направлений, чтобы заставить изменить ее отношение к Ирану. С другой стороны, России не удалось по-настоящему сблизиться с так называемым "суннитским поясом". Даже с Турцией, отношения с которой сейчас на словах квалифицируются как "стратегическое партнерство", не все так просто. Поэтому для Москвы и Тель-Авива появляется реальная возможность вместе "сплясать танго с "шиитским поясом" - Ираном и Сирией. Кстати, если бы Израиль попытался бы решить для себя проблему Дамаска, пользуясь сирийским кризисом, то режиму
Именно этот фактор быстро прочувствовала Анкара, когда после возвращения в Москву Владимира Путина из ближневосточного турне с ним по телефону связался премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но удастся ли ему на сей раз провести эффективную контригру с Кремлем - покажет ближайшее время.