Димитрий Кленский: Эстонское общество дезинтегрируют даже памятниками
После "бронзовых ночей" в апреле 2007 года в Эстонии отказались от открытой войны с "оккупационными", в основном с советскими памятниками. Те, что "выстояли", негласно поделены между двумя, преднамеренно расколотыми двумя основными группами населения - эстонцами и русскими с т.н. русскоязычными.
Отношение к "их" памятникам - демонстративно разное. За "своими" присматривает (в т.ч. финансирует) и власть. За "чужими", как правило, следят только общественные организации русскоязычного населения. Если речь идет о памятниках павшим в Великую Отечественную войну, то в определенной степени плечо подставляет Россия.
Исключение составляет еврейская община, которая с помощью Израиля сумела заставить эстонские власти не только признать, но и уважать "свои" памятники (в основном это - мемориалы жертвам Холокоста). Также немалые усилия в этом направлении предпринимают другие национальные общины, в том числе самая многочисленная - русская, которая, увы, чаще всего натыкаются на равнодушие, противодействие властей, а то и, пусть в завуалированной форме, враждебную реакцию. Нормальное человеческое отношение эстонских властей ко всем памятникам, как к таковым, большая редкость. Не озабочена проблемой и эстонская общественность, интеллигенция. Это считается нормой.
В результате официально признанные памятники содержатся в образцовом порядке, среди "непризнанных" многие находятся в плачевном состоянии или практически разрушены. От полного развала спасают энтузиасты.
Разделили население, и даже монументы
В российский День памяти и скорби русские жители по традиции собираются у памятников погибшим при освобождении Эстонии от гитлеровцев или в афганской войне, приводят в порядок братские могилы, приносят цветы и венки, поминают павших. Нельзя сказать, что это - массовые мероприятия. Среди приходящих на братские могилы есть ветераны, родственники тех, кто покоится в земле, но всегда находятся и неравнодушные, считающие человеческим долгом помянуть тех, благодаря которым выжили остальные.
Братских могил по всей Эстонии великое множество - но больше всего убитых лежит в эстонской земле на "русскоязычном" северо-востоке. И в основном - в Синимяэ (Sinimäe). Здесь проходили кровопролитнейшие бои летом 1944 года - против советских войск, в состав которых входил 8-й Эстонский стрелковый корпус, сражались составленные из добровольцев воинские подразделения СС, причем из нескольких стран Северной Европы, включая и эстонцев из 20-й Эстонской дивизии СС. То есть эстонцы воевали с эстонцами.
По разным оценкам тут, на германском оборонительном рубеже "Танненберг" (Tannenberg) от Чудского озера до Финского залива, погибло несколько десятков тысяч человек. Соответственно и братских могил и с погибшими эстонцами в этих краях великое множество. Здесь, под Синимяэ находится самое крупное захоронение в Эстонии - есть данные, что только здесь упокоение нашли более 12 тысяч красноармейцев. Рядом - могилы земляков, погибших в мирное время, в основном в первую афганскую войну.
На портале русской общины Эстонии - Baltija.eu независимый журналист Евгений Капов, пожалуй, впервые задался вопросом: "Почему из года в год мы видим разное отношение к памятникам?" Он застал в Синимяэ старушку, которая с обидой воскликнула: "Ужас! Волость совсем не следит за этим военным кладбищем". Вокруг много заброшенных могил неизвестных солдат или известных, да не имеющих родственников в Эстонии. "Но вот неподалеку, - пишет журналист, - стоит другой мемориал - в честь солдат 20-й эстонской дивизии ваффен-СС. На его территории круглый год идеальный порядок. И убеленные сединой старики не приходят сюда с лопатками и граблями, чтобы убрать сухую листву, выполоть сорняки, снять паутину с памятных камней".
Зато они приходят сюда каждый год в конце июля почтить память погибших однополчан. И не одни, а с детьми и внуками, и... с бритоголовыми парнями крепкого телосложения в армейских ботинках и майках с нацистской с символикой, вперемежку с атрибутикой ветеранских организаций Освободительной войны за независимость в 1918-1920 годы.
И каждый год эти слеты оставляют впечатление не просто ветеранских слетов, а праздника с откровенно пронацистским душком. На мероприятия приезжают и "коллеги" из Европы, которые также воевали под Синимяэ с "большевиками", то есть с Красной Армией. То есть с союзницей войск антигитлеровской коалиции - США, Великобритании и Франции. По этому поводу даже выражали протест диппредставительства ряда европейских стран, из которых в Синимяэ приезжали ветераны-эсэсовцы. Но каждый год слет посещает кто-нибудь из представителей какой-либо ветви государственной власти, охрану (недопущение к мемориалу антифашистов) обеспечивает полиция, среди спонсоров - солидные эстонские фирмы. Порядок наводит местная власть.
Волостной старейшина на вопрос о такой избирательности в выборе памятников, подлежащих уходу за счет средств волости, заявил, что "с памятниками не воюет". Но так и так выходит, что власти ухаживают только за "правильными".
Эстонцы подлежали изгнанию из Эстонии
К слову, вспоминается история трехлетней давности, в небольшом городе Кивиыли (Kiviõli). По инициативе местного общественника Саркиса Татевосяна был восстановлен заброшенный в роще, что по соседству с городом, памятник погибшим советским солдатам. На граните восстановили их имена, надписи на плитах. И тут приходит предписание - монумент снести, так как восстановлен он в нарушение действующих в Эстонии правил. Сколько нервов и сил потратил Татевосян, чтобы оттянуть снос надгробных сооружений. Только вмешательство русских журналистов заставило угомониться местных чиновников. И отсюда недоумение: неужели Эстонское государство, общественность, интеллигенция настолько слепые, что не понимают простой вывод сделанный Евгением Каповым: "Не победи в минувшей войне те, кто лежит под "неправильными" памятниками, заросшими сорняками" не было бы сегодня и независимой Эстонии".
Да, нельзя не понимать стремления народа к свободе и независимости, но в Таллине задолго до начала Второй мировой войны знали, какую судьбу намерена уготовить ей нацистская Германия. Ниже публикуется отрывок из имевшегося в распоряжении довоенного МИД ЭР секретного документа - выступления Адольфа Гитлера еще в 1932 году на закрытом совещании (курсив мой - Д.К.): "Мои подвижники по партии, то, о чем мы тут говорим, должно остаться тайной... Мы никогда не сможем осуществлять большую политику без надежного, крепкого как сталь, ядра власти в Центральной Европе. Ядра из населяющих её 80 или 100 миллионов объединившихся немцев-переселенцев. Моя первая задача - создать такое ядро, которое сделает нас не только непобедимыми, но которое обеспечит нам навсегда решающее превосходство над всеми народами Европы.
В это ядро входит Австрия, это - понятно. Сюда входят и Богемия-Моравия, западные районы Польши до известной стратегической границы. Туда будут входить и Балтийские государства, в которых веками присутствовал тонкий слой немецкой элиты. Сегодня в этих районах живут в численном превосходстве чуждые народы. И, если мы хотим создать на все времена свое великое государство, наш долг - изгнать эти народы. Нет никакой причины этого не делать. Наше время предоставляет нам технические возможности легко реализовать такие программы переселения.
Всю Богемию и Моравию мы заселим немецкими крестьянами. Мы переселим чехов в Сибирь или в регион Волыни. Чехов надо изгнать из Центральной Европы. И когда я справлюсь с этим, тогда я буду готов отвечать за принесенную в жертву кровь всей немецкой молодежи. Я ни на миг не стал бы колебаться, если бы пришлось принять на себя, на свою совесть, смерть 2 или 3 миллионов погибших немцев. Иначе представляется это в Балтийских государствах. Нам легко германизировать население. Это - корни, которые в расовом смысле нам близки, и которые давно бы были онемечены, если этому не препятствовали бы предрассудки немецких баронов и их социальное чванство. Проблемы с границами, как таковые, меня не интересуют..."
И это - не пустые мечты Гитлера, очень скоро они стали явью в виде плана "Ост" - детальной программы "колонизации восточных земель" и самой деятельности немцев на оккупированных ими территориях. Этот текст напечатан в книге на эстонском языке "Pruun katk" ("Коричневая чума"). Немецко-фашистская оккупация в Эстонии 1941-1944. Документы и материалы. Таллин, издательство "Eesti raamat", 1988. (Источник: ЦГАОР ЭССР, f. 957, n. 1, s. 995, I. 11-13). Полный текст этого выступления приводится в статье, бывшего малолетнего узника концлагеря в эстонском городе Палдиски Владимира Михайловича Зимина.
И запах горелого "человеческого мяса"
Он распространил свою статью в Интернете накануне открытия памятника в этом тихом приморском городе, в который он попал узником концлагеря в возрасте 10 лет, и в котором живет по сегодняшний день. Это он предложил поставить памятник. Но не просто было ему и Русской общине города убедить в этом городские власти. И все же председатель горсобрания Николай Пичугов и мэр Каупо Каллас (Kaupo Kallas) дали добро. Правда, с оговорками. Первое - монумент установят на городском кладбище. Хотя Владимир Зимин настаивал на нынешнем центре города, где и находился концлагерь. Второе - в своей речи на открытии памятника Владимир Зимин не должен быть радикальным в обличениях, особенно в свете нынешней дискриминационной национальной политики Эстонии. Может быть, поэтому мэр города и сообщил, что в силу обстоятельств не сможет принять участие в церемонии открытия?
Чтобы понять опасения властей, стоит прочитать отрывки из статьи Владимира Зимина: "...Летом 1941 года мой город Карачев, что расположен в Брянской области, был оккупирован фашистами. Пленных красноармейцев загнали в православную церковь, и закрыли в ней... Я видел зарешечённые окна, видел перекошенные от ужаса лица и слышал вой отчаяния умирающих в нечистотах от жажды и голода людей. Второй концлагерь военнопленных, который мне запомнился, находился рядом с латвийским лагерем Саласпилс... Без пищи и на морозе они и принимал мученическую смерть. Об этом свидетельствовали лишь сосны, обглоданные на высоту до двух метров..."
А вот уже о лагере в Палдиски: "После санобработки нас построили и повели в лагерь, который стал для шестидесяти процентов собратьев местом последних мук перед уходом в мир иной. Летом 1943 года в концлагере содержалось около 8.500 русских людей из Ленинградской, Псковской, Новгородской, Орловской и Брянской областей. Было много детей. В филиалах концлагеря содержалось более двух тысяч человек. Содержались русские люди в не отапливаемых помещениях, окна не были застеклены, в очень холодное время на полу разводили костры... Перед казармами (бараками) были уборные с выгребными ямами длиной 10-15 метров, общие для женщин и мужчин. Места гигиены, где можно было бы помыть руки и умыться, не предусматривались. Видимо устроители концлагеря придерживались принципа: "бактерии от грязи дохнут" и "зараза к заразе не пристаёт". Раз в 10-14 дней полагалась баня (единая для женщин и мужчин). Для бани выдавали по кусочку мыла размером с кусочек сахара. По желанию "санитаров" иногда для развлечения включали поочерёдно горячую и холодную воду под дружный хохот "санитаров". Одежду пропускали через тепловую камеру, но количество вшей не уменьшалось, их можно было доставать из-за пазухи горстями уже на следующий день.
Кормили заключённых 2 раза в сутки очень скудно, недостаточно даже для детей... Весной 1944-го пала лошадь и её закопали где-то на территории лагеря. Ночью мужчины выкопали её, разделали и по частям раздали по баракам. Моей семье досталось часть ноги. Всю ночь на полу в бараках горели костры - варили мясо. Это был большой пир.
В результате голода, холода и инфекционных болезней (тиф, менингит и др.), страшной завшивости, умирало до 15-20 человек в сутки. Холод усугублял положение обречённых. Ничего не могу сказать о главном враче Мюрсепп (Müürsepp), но в его ведомстве были и весьма достойные люди, которые при отсутствии условий и лекарств делали всё от них зависящее, что бы облегчить страдания больных. Хорошую память оставил о себе замечательный человек и доктор Вайн (Vain). Он после освобождения Палдиски никуда не убежал, остался жить в городе и продолжал лечить жителей. Медсестра Елизавета Ивановна Ветте (Vette) тоже осталась жить в Палдиски, работала в воинской части. Она никому и в любое время суток не отказывала в помощи и люди были ей признательны за это. Когда уже она сама не могла себя обслужить - ей помогли бывшие узники. Вместе мы проводили ее в последний путь".
Убийцам помогали местные добровольцы
Казалось, выжившие узники должны были бы озлобиться на весь белый свет, но они не только не выпячивают свой гнев, но демонстрируют умение быть объективными и справедливыми, ценить и беречь человеческое добро. Вот бургомистр Палдиски Туузар (?). Как его звали точно, Владимиру Зимину узнать так и не удалось. Но тот после бегства охраны первым сообщил, что Красная Армия приближается и открыл ворота концлагеря, приказав всем укрыться в окрестностях города. Этим он спас 3,5 тысячи узников от уничтожения фашистами, потому что очень скоро в Палдиски приехали немцы со своими эстонскими подручными, которые хотели повторить то, что им удалось сделать в соседнем лагере Клоога (Klooga). Там, они, пытались замести следы, сложили поленницу (вперемежку из дров и убитых ими заключенных) и подожгли ее. Сразу после освобождения Владимир Михайлович побывал там несколько раз, видел совершенные там зверства, разговаривал с уцелевшими узниками. А запах горелого "человеческого мяса" еще много лет преследовал его. Владимир Михайлович рассказывает, что за прошедшие с тех пор 68 лет он так и не смог понять причину и мотивы тех зверств, которые остались на совести немцев и эстонских "борцов за свободу". Именно так сегодня в Эстонии называют ветеранов, воевавших против Красной армии. Но на их совести десятки и десятки тысяч жертв. Только в Палдиски умерло почти 12 тысяч узников.
Владимир Зимин показывает документы и продолжает: "На территории Эстонской ССР было 166 фашистских концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания советских и иностранных граждан. Но не принято сегодня вспоминать в "цивилизованном" мире, в том числе и в России, а тем более в Прибалтике, что за годы немецкой оккупации, к примеру, Литвы, гитлеровцы и их литовские подручные уничтожили до 700 тысяч человек! В том числе 229 тысяч советских военнопленных, более 370 тысяч жителей самой Литвы и более 100 тысяч граждан оккупированных стран Европы. Около 70 тысяч тружеников Литвы было вывезено в Германию и, в большей своей части, погибли от каторжных работ и голода. В Эстонии за те же три с половиной года фашистской оккупации гитлеровцы и их местные пособники уничтожили 125 тыс. 307 человек (по другим источникам - 320 тысяч человек), в Латвии - 313.798 человек, в том числе - 39.835 детей. У наших южных соседей всю черновую "работу", об этом говорят документы немецких архивов военных лет, при уничтожении сотен тысяч женщин, стариков, детей и мужчин литовские, эстонские, латышские полицейские, выполняли так называемые бойцы самообороны, команды особого назначения и так далее. В Эстонии это - подразделения "Омакайтсе" (Omakaitse) и "Кайтселийт" (Kaitseliit). Из тех же кадров гитлеровцами были сформированы десятки карательных полицейских батальонов, на счету которых сотни чудовищных преступлений... С весны 1943 года, когда стала ощущаться нехватка добровольцев, немецкие власти начали проводить мобилизации. Члены "Омакайтсе", "Кайтселийт", 3-я эстонская добровольческая бригада СС, а также полицейские батальоны участвовали в боях с партизанами, расстрелах мирного населения, грабежах, уничтожении целых деревень в России и Белоруссии, массовой отправке мирного населения в Германию..."
И мог ли кто сразу после войны представить, что власти Эстонии будут увековечивать память тех, кто совершал преступления против человечности? Их неподдающийся нравственным критериям цинизм разоружает любого нормального и здравомыслящего человека. В Эстонии и Латвии преследуют за преступления против человечности рядовых советских исполнителей перемещения в 1949 году тысяч местных крестьян и их семей на поселение в отдаленные районы Сибири. Многие переселенцы сотрудничали с немецкими оккупантами или содействовали их преступлениям на оккупированной территории. А вот легионеры из 20-й дивизии СС, комплектовавшейся и из числа добровольцев, признаны "борцами за свободу и независимость Эстонии", им предоставлены социальные льготы. Причем стоит напомнить: эта дивизия СС комплектовалась из вояк, участвовавших в полицейских карательных операциях против мирного населения в России, Белоруссии, Словакии. Нынче парламент Эстонии выразил и им признательность от имени Эстонского государства?!
Без поддержки США никак не получается!
И потому нет ничего удивительного в том, что в день открытия в Палдиски памятника узникам концлагерей ни один министр или парламентарий не нашли время для того, чтобы почтить память невинных жертв немцев и их местных пособников. На то у них была объективная причина: предстоящая разгульная Иванова ночь и официальные торжества, приуроченные к государственному празднику - Дню Победы. 23 июня 1919 года под Вынну (Võnnu, эст., латвийский город Цесис) эстонская национально-освободительная армия обратила в бегство части Ландесвера (Landeswehr), состоявших, из ненавистных веками, баронов-угнетателей - остзейских немцев. Увы, именно поэтому игнорирование скромного мероприятия в Палдиски имело крайне неприятный политический привкус. Если сам парад прошел в Пярну, то пролог к нему накануне состоялся в Тори - недалеко от известного курортного города.
Здесь находится церковь, превращенная в честь всех жертв Второй мировой войны в храм памяти всех, воевавших за свободу и независимость Эстонию. Тут прошло традиционное священнодействие - благословение огня Победы, от факела с которым Президент страны во время парада зажигает факелы, развозимые в тот же день по всем уездам Эстонии.
Но неприятная пикантность обнаруживается в том, что инициаторами восстановления этой разрушенной во время войны церкви и превращения его в своеобразный алтарь национальной славы в свое время стал Клуб ветеранов Эстонского легиона в уезде Пярнумаа. То есть речь идет о тех самых эстонцах, которые воевали летом 1944 года под Синимяэ против Советской армии (а значит и антигитлеровской коалиции) в составе 20-й дивизии СС, укомплектованной, в том числе из головорезов карательных батальонов.
Удивительно, но такая политическая неразборчивость современной эстонской политэлиты не смущает посла США в Эстонии. Майкл Полт (Michael C. Polt) также участвовал в ритуальных действиях в Тори. Впрочем, это неудивительно, весной этого года американский посол стал известен скандальными анотроссийскими заявлениями, в частности он утверждал, что бомбежка Таллина в марте 1944 года советской авиацией была варварской. При этом он "забыл" о шокировавших мир бомбардировках американской авиацией Дрездена, Хиросимы, Вьетнама, Югославии. Американский гость выразил удовлетворение церемонией в Тори, запомнившейся и тем, что в ней принимали участие лица, которые, как выразился посол, "будут сражаться в будущем во имя того, чтобы Эстонии никогда не пришлось снова потерять свою свободу".
Его поддержали министр обороны ЭР
Праздничное настроение, наверное, несколько омрачило обнародованное на сайте Посольства США Обращение главы американского диппредставительства. Как сообщает на портале Baltija.eu журналист Максим Холодов американский посол заявляет о своей полной поддержке представителей сексуальных меньшинств в их борьбе за равноправие. Обращение размещено в Youtube и походит больше на проповедь священника. Автор заметки пишет: "Посол сообщает, что ему известно о той борьбе, которую ведут представители секс-меньшинств за свои права: "Над вами издевались и вас третировали люди, которые думают, что с вами что-то не так... Они не правы". Думаю, здесь этого достаточно. Чтобы посол не оставил о себе совсем неприглядное впечатление. (См. "Посол Полт: "Все изменится к лучшему" на http://russian.estonia.usembassy.gov/).
Казалось бы, этот пассаж не имеет никакого отношения к теме интеграции-дезинтеграции русского и русскоязычного населения в эстонское общество. Но нет! Ведь с послом США можно согласиться полностью, если бы он рассуждал не о секс-меньшинствах, а национальных. Но тому ближе интеграция сексуальных меньшинств в остальное общество с традиционной ориентацией. В том и незадача: Запад волнуют проблемы неравноправия женщин, защиты животных, а теперь и сексуальных меньшинств, но оно равнодушно к неравноправному положению национальных меньшинств в той же Прибалтике с ее моноэтнизмом и этнократией. Вот так и "замыливают" в Эстонии проблему межэтнического равноправия - основы интеграции и создания в стране полноценного гражданского общества, то есть для всех, а не только для эстонцев. Что ж, и наставники прибалтов подобрались под стать. Объяснение всему - цель политэлит Прибалтики и их североатлантических покровителей, это - дерусификация. Только сперва - лишение прав, а под занавес - люмпенизация русских и русскоязычных жителей региона.
P.S. Как сообщает портал Русской общины Эстонии Baltija.eu, "Союз борцов за свободу Эстонии" (Eesti Vabadusvõitlejate Liit) объявил о намерении установить на острове Сааремаа "нейтральный" памятный камень. Примиренчество, в котором больше недосказанности, создателям памятника видится в предложенном ими тексте на камне: "Здесь, в Техумарди, 8 октября 1944 г. произошел ночной бой". В нем участвовало тысяча солдат и обе стороны понесли потери по несколько сот человек только убитыми. Чтобы распознать врага в темноте, советские бойцы сняли с себя ремни. В 1967 году в память о победителях в этой рукопашной схватке на перешейке полуострова Сырве - советских воинах Эстонского стрелкового корпуса, воздвигли высоченный, из местного камня - доломита, памятник-меч, вонзенный в землю. И вот теперь "Союз борцов за свободу Эстонии" считает, что монумент не отражает их чаяний. В уездной газете "Голос островов" (Saarte hääl) их представитель заявил: "Поскольку памятный знак, установленный оккупационными властями, никак не связан с местом события, идея "борцов за свободу" получила поддержку островитян".
Малоубедительно. И мало понятно, если знать, что этот Союз объединяет ветеранов Второй мировой войны, в том числе воевавших в составе 20-й дивизии СС и служивших в полицейских батальонах, занимавшихся карательными операциями против мирных жителей, а также прочих нацистских коллаборационистов, их сегодняшних поклонников. Именно "Союз борцов за свободу Эстонии" регулярно проводит сборы своих сторонников на упомянутой выше горе Синимяэ. Именно "освободители" вызывают протесты антифашистов Эстонии и МИД РФ... Но, очередной слет уже через месяц. Ну, какая тут может быть интеграция? И с кем?