Латентное противостояние между правящей Республиканской партии Армении (РПА) и её экс-партнером по власти, партией "Процветающая Армения" (ППА), вышедшей из правящей коалиции после парламентских выборов 6 мая, сохраняется.
Местные политики не раз утверждали, что выборы в Национальное собрание республики станут "репетицией" предстоящих в феврале 2013 года выборов главы государства. И на первый взгляд, ситуация для РПА, которую возглавляет действующий президент Серж Саргсян, сложилась достаточно комфортная: партия получила 70 мандатов в 131-местном парламенте. Результаты ППА вдвое ниже. Казалось бы, опасность "перехвата власти". исходившая, как уже неоднократно отмечалось экспертами ИА REGNUM, от реального руководителя "Процветающей Армении", экс-президента Роберта Кочаряна, заявившего о намерении вернуться в политику, была снята. Видные представители РПА стали утверждать, что в силу сложившихся обстоятельств ППА поддержит кандидатуру Сержа Саргсяна на президентских выборах, то есть их результат уже сегодня предопределен. В частности, зампред правящей партии Размик Зограбян заявил: "склоняюсь к тому мнению, что она поддержит (Сержа Саргсяна - ред.)".
Однако оптимизм функционера выглядит преждевременным. Во-первых, депутат от ППА Наира Зограбян, обычно озвучивающая мысли и подходы председателя партии, олигарха Гагика Царукяна (по ряду данных, всегда согласованные с Робертом Кочаряном) отметила, что за ППА и три оппозиционные партии (Армянский национальный конгресс, "Наследие и АРФ "Дашнакцутюн) проголосовало, в общей сложности, 750 тысяч человек, что превышает число сторонников РПА и её союзника - "Оринац еркир". А возможное выдвижение оппозицией единого кандидата создаст очень большие проблемы для действующего президента. Вслед за этим намеком, высказывания Размика Зограбяна были уже открыто дезавуированы. "Партия "Процветающая Армения" считает преждевременным озвучивать свою позицию по президентским выборам 2013 года", - заявил пресс-секретарь ППА Тигран Уриханян, по словам которого, непонятно, "откуда у Зограбяна такая информация и на чём базируется его убеждение". Уриханян отметил, что партия имеет позицию по данному вопросу, но обнародует её, "когда придет время". И хотя сроков для наступления этого самого "момента истины" названо не было, Уриханян уточнил, что "ППА не предпримет шагов, идущих вразрез с предпочтениями полумиллионного электората партии и не разочарует его".
После этого, вопреки заявлениям функционеров РПА, возникает противоположное мнение - что "Процветающая Армения" не настроена поддерживать действующего президента. Вопрос лишь в том, когда ППА обнародует свою позицию и в каком контексте это будет сделано.
Экспертами ИА REGNUM уже говорилось, что рискованная для олигарха Царукяна и его ближайшего окружения политическая позиция, чреватая многими крупными неприятностями (которые уже начались в виде налоговых проверок), ведется с твердым расчетом на получение могучей поддержки извне, конкретно - из России. Такие "гарантии" мог дать лишь один человек - Роберт Кочарян. Предполагается, что экс-президент, ныне являющийся независимым директором российской АФК "Система" и имеющий в Москве значительные деловые и политические связи, строит свою стратегию возврата во власть на возможном недовольстве, которое может испытывать Кремль "прозападным креном" нынешних властей Армении. Возможно, Кочарян рассчитывает убедить российскую сторону в том, что лишь под его руководством Ереван удастся склонить к вхождению в будущий Евразийский союз, одновременно затормозив активизировавшийся процесс сближения с Европой в рамках программы "Восточное партнерство" и расширяющееся сотрудничество с НАТО в рамках Индивидуального плана действий партнерства (IPAP). Также не исключено, что экс-президент прогнозирует скорое и резкое ухудшение социально-экономического положения Армении в связи со второй волной глобального кризиса, о чем уже заговорили некоторые эксперты. Кроме того, весьма вероятно, что расчет делается и на внешние обстоятельства, способные оказать сильнейшее влияние на жизнь Армении. Речь - о сирийском кризисе и вопросе иранской ядерной повестки. Обе проблемы могут обостриться к осени-началу зимы нынешнего года. Насколько можно судить, аналогичного мнения придерживаются и в российском Генштабе. Неслучайно в сентябре в Армении планируется проведение масштабных маневров Коллективных сил быстрого развертывания Организации договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ), а 102-я российская военная база в Армении в последнее время явственно усилила работу по повышению уровня боевой и тактической подготовки личного состава. Некоторые российские аналитики при этом считают, что западные державы, их ближневосточные арабские союзники и Израиль будут всецело заняты Сирией и Ираном, а также проблемами, которые порождает приход к власти в Египте исламистов. В этих условиях Москва может попытаться полностью вернуть себе контроль над Закавказьем, вероятность чего, кстати, весьма тревожит официальный Тбилиси и явно не вызывает энтузиазма в Баку. Любое сколько-либо масштабное обострение на линии армяно-азербайджанского противостояния (и в Карабахе, и непосредственно на армяно-азербайджанской границе) создаст предпосылки для вмешательства России как в качестве союзника Армении по ОДКБ, так и страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Карабаху. В этой связи прогнозируется, что части 58-й российской армии, дислоцированные на Северном Кавказе и в Южной Осетии, должны будут быть переброшены по территории Грузии для укрепления 102-й базы, а также (что вовсе не исключено) - для выполнения миротворческой операции.
О последствиях такого развития событий много говорить не приходится, они совершенно очевидны. В этой связи очень симптоматично, что Евросоюз стремится ускорить процесс заключения соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли со всеми тремя странами Южного Кавказа, хотя еще совсем недавно говорилось, что наличие нерешенных конфликтов мешает этому процессу. По-видимому, в свете новых обстоятельств в Брюсселе (а значит, и в Вашингтоне) пришли к выводу, что риск восстановления российского влияния в регионе настолько велик, что тянуть с интеграцией более не следует. С этим же, по всей видимости, связана и открытая поддержка, продемонстрированная действующей власти Армении со стороны США в ходе недавнего визита в Ереван госсекретаря Хиллари Клинтон. Все указанные выше внешнеполитические и социально-экономические перспективы, в случае даже частичной их реализации, делают ближайшее будущее и региона, и непосредственно Армении непредсказуемым. В таких условиях позицию "Процветающей Армении", её формального и теневого лидеров понять можно: заявление о поддержке Сержа Саргсяна не только не соответствовало бы истинным намерениям Роберта Кочаряна, но и могло бы оказаться шагом преждевременным и поэтому - опрометчивым. Не исключено, что ситуация прояснится ближе к концу года, когда "держать паузу" станет уже невозможно. Кстати, один из лидеров Армянского национального конгресса, председатель экс-правящей партии Армянское общенациональное движение (АОД) Арам Манукян заявил, что "осенью на политическом поле ожидаются новые пертурбации". Возможно, в АНК знают, в чем именно будет состоять "момент истины" для сил, прямо или косвенно составляющих оппозицию нынешней власти республики. Нельзя исключать, что "пертурбации" выльются в заявление о формировании оппозиционной коалиции для участия в президентских выборах с единым кандидатом. Но не исключен и другой вариант - две крупнейшие армянские партии - РПА и ППА - консолидируются перед внешней угрозой и нажимом во имя внутренней стабильности. Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)