Завтра, 18 июня в Париже состоится встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, посвященная урегулированию нагорно-карабахской проблемы. Информации относительно формата этой встречи практически нет. То ли она пройдет с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то ли под эгидой МИД Франции. Есть также неподтвержденная информация о возможности участия в ней представителей самого Карабаха. Но одно ясно совершенно точно - основная инициатива в данном случае исходит от США. О подготовке этих переговоров стало известно во время недавнего турне по странам Закавказья госсекретаря США Хиллари Клинтон. Глава американской дипломатии не только анонсировала парижскую встречу, но и пообещала, что сторонам карабахского конфликта будут представлены "новые подходы" к урегулированию застарелого противостояния.
В тот же день, 18 июня, в Москве стартуют переговоры по ядерной проблеме Ирана при посредничестве "шестерки" (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия). Неминуемое слияние в этот день информационных потоков с этих двух событий - еще один шаг к оформлению взаимосвязи между глобальной - иранской ядерной проблематикой и некогда локальной, региональной нагорно-карабахской проблемой. Ереван и Баку покорно следуют в этом опасном направлении уже не первый год, день ото дня все больше втягиваясь в процессы, которые сами не контролируют. Но если Азербайджан, в общем и целом, уже оформил конфликтную повестку своих отношений с Ираном, заручившись сомнительными гарантиями крупных международных игроков - США, Великобритании, Израиля и Турции, то для Армении - новое для неё союзничество с США, вольное или невольное участие в глобальной игре против Ирана может обернуться довольно печальными последствиями.
Тегеран традиционно и последовательно выступает против участия третьих стран в военно-политических процессах в Закавказье, в том числе в процессе урегулирования карабахской проблемы. Иранская сторона неоднократно изъявляла готовность стать посредником в урегулировании карабахской проблемы. Ясно, что Ереван и Баку не особо стремились востребовать такие услуги со стороны Ирана. Тем не менее, Иран был и остается важнейшим полюсом регионального политического, экономического и общественного влияния, учет интересов которого непосредственным образом касается безопасности и Армении, и Азербайджана, и Карабаха, с которым он непосредственно граничит.
Предстоящая встреча глав МИД Армении и Азербайджана в Париже, как представляется, - целиком и полностью плод предвыборных усилий демократической администрации Барака Обамы. В ходе недавнего турне по странам Закавказья госсекретарь США Хиллари Клинтон прямо заявила, что в Париже будет предложен новый подход к решению конфликта. "Мы хотим как можно быстрее достичь мира. Решение вопроса должно быть найдено", - заявила госсекретарь. Что касается "быстроты" нахождения такого решения, то масштаб амбиций Клинтон и США легко оценить, если вспомнить, что в прошлом году при посредничестве российского президента Дмитрия Медведева было проведено целых 10 (!) встреч не глав МИД, а президентов (!) Армении и Азербайджана, что, однако, не привело к каким-либо явным позитивным подвижкам в процессе урегулирования. Наоборот, ситуация еще больше обострилась. Чего же такого могут предложить американцы, что способно было бы "быстро" изменить ход событий и, самое главное, настрой сторон?
А вот что! Визит Хиллари Клинтон в Ереван и Баку "совпал" с наиболее масштабным за всю историю армяно-азербайджанского перемирия обострением противостояния в зоне карабахского конфликта и непосредственно на армяно-азербайджанской границе. В результате диверсионных акций были значительные потери с обеих сторон. Эксперты заговорили о некой "третьей силе", которая дестабилизирует ситуацию на линии соприкосновения и армяно-азербайджанской границе. Указанные инциденты произошли 4, 5 и 6 июня, то есть буквально по следам пребывания американского госсекретаря, которая посетила столицы региона и Турцию в период с 4 по 7 июня. Получается, что "третья сила" - это США?
Первое сообщение министерства обороны Армении о диверсии с азербайджанской стороны, унесшей жизни трех армянских военнослужащих, было распространено 4 июня. В этот день Хиллари Клинтон в армянской столице награждала общественных деятелей, "отличившихся в области защиты прав человека". А уже 5 июня в вашингтонском Центре Вудро Вильсона начались экспертные обсуждения, темой которых становится "обострившаяся в последние дни ситуация на армяно-азербайджанской границе". То есть в Ереване, Баку и Степанакерте еще не успели понять, что происходит на границе, кто устраивает диверсии, а кто на них отвечает, а за океаном, куда новости по идее должны доходить через как минимум 12 часов, уже были подготовлены, собраны и пошли экспертные обсуждения. "Рояль" США был уже в кустах! И вот к какому выводу пришёл один из участников обсуждения, сотрудник влиятельного Американского совета по внешней политике Уэйн Мери. Он предложил перейти в карабахском вопросе "от посредничества к силовому арбитражу", поскольку Армения и Азербайджан, на его взгляд, "блокируют работу посредников". Инциденты в регионе только произошли, а США уже имели готовый рецепт - "силовой арбитраж"!
4 июня, то есть в день, когда армянская и азербайджанская общественность только начала получать тревожные вести с фронта, газета The New York Times уже "успела" опубликовать материал, в котором называются причины и виновники дестабилизации. "Напряженная ситуация в регионе обусловлена распространенным в России и на Северном Кавказе терроризмом, российской оккупацией Абхазии и Южной Осетии, а также растущей возможностью возобновления агрессии между Арменией и Азербайджаном. Возвращение Владимира Путина в кресло президента России лишь осложняет и без того сложную ситуацию в Закавказье, поскольку он стремится увеличить российское влияние на постсоветском пространстве в противовес НАТО и ЕС", - пишет американское издание. Газета отмечает, что ситуация в регионе может осложниться вместе с "разморозкой" нагорно-карабахского конфликта, свидетельством чему являются частые нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения, а также "наращивание военного потенциала Азербайджаном за счет нефтедолларов". То есть "нефтедоллары" текут в Азербайджан с Запада, а ответственность за их использование в военных целях несет Россия. В статье также подчеркивается, что ситуация в регионе осложняется "постоянной угрозой терроризма на Северном Кавказе". Каким образом ситуация на Северном Кавказе отражается на обстановке в Карабахе, когда между ними лежит полностью контролируемая США Грузия, эксперты NYT не уточняют. Зато они констатируют, что антитеррористические шаги России (на Северном Кавказе?) не дают каких-либо результатов. В статье прогнозируется, что "волна терроризма в России повысится во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, и Москва в этом вновь обвинит Азербайджан и Грузию, как это произошло в 1999 году". Это уже не "рояль", а полноценный сценарий: запланированная волна терроризма и провокационно запланированные "подзащитные" США.
Иначе как прямым шантажом России эту публикацию назвать невозможно. Карабах будет взорван к Сочинской олимпиаде, а зона дестабилизации растянута через Азербайджан и Грузию вплоть до Сочи и Северного Кавказа - вот о чем в реальности гласит публикация The New York Times. Альтернатива этому сценарию - тот самый "силовой арбитраж", то есть ввод иностранного военного контингента в зону карабахского конфликта, о котором говорит Уэйн Мери.
Надо признать, американцы - мастера проведения параллельных и скоординированных информационных акций, которые при наложении дают вполне определенный эффект. Диверсии в Карабахе, визит Хиллари Клинтон, шантаж The New York Times и инициативы экспертов в центре Вудро Вильсона - грамотно просчитанная комплексная акция, призванная подготовить почву для переговоров в Париже. Однако это лишь промежуточная цель. 18 июня нам предстоит наблюдать за вторым актом спектакля с выходом на сцену главного героя - Ирана. Когда в Париже будут обсуждать "новые идеи" США, призванные достичь "быстрого решения" карабахской проблемы, в Москве будут обсуждать иранскую проблему.
"Силовой арбитраж" в Карабахе - это открытие северного фронта против Ирана. Россия, которую уже предупредили о том, что в случае дальнейшей защиты ею Башара Асада в Сирии она будет выброшена с Ближнего Востока, придется в этот день выбирать между дестабилизацией Закавказья (переговоры в Париже) и потерей позиций на Ближнем Востоке (переговоры в Москве). Проведение этих двух мероприятий в один день - целиком и полностью укладывается в планы США, но категорически противоречит интересам России и Ирана. Что же касается перспектив Армении и Азербайджана, то они, соединив Карабах с Ираном, выступят в обоих сценариях США в качестве разменных фигур, пешек, выдвинутых на передовую для дальнейшего принесения в жертву.