Как гласят официальные данные, в этом году Государственная инспекция по труду (ГИТ) Латвии за пять месяцев этого года выявила на 10% больше теневых работников, чем за тот же период прошлого года. Данный показатель свидетельствует о том, что теневой сектор занятости, борьбу с которым год за годом торжественно провозглашают правительственные чиновники, продолжает расти и крепнуть.

Заплатить налоги и остаться без штанов?

Итак, согласно информации ГИТ, в первые пять месяцев без письменного трудового договора в Латвии работали 1127 человек - тогда как за те же пять месяцев прошлого года их было выявлено 1011. На 74% больше оказалось применено и административных штрафов - на общую сумму в 430 тысяч латов. Увеличилось также количество полученных от работников заявлений о нарушениях, связанных с трудовыми договорами. Естественно, что в данном случае речь идет лишь о верхушке айсберга, ибо, как признают и сами представители инспекции по труду, абсолютное большинство случаев занятости без оформления остается неизвестным. Как указывает директор инспекции труда Ренар Лусис, многие предприятия по-прежнему стремятся сэкономить, не заключая трудовых договоров.

Свидетельствует работник Службы госдоходов Латвии Ингрида Гериня: "Работаю за кусок хлеба" - подобные высказывания нам приходится выслушивать очень часто. Мы стараемся неустанно напоминать о тех социальных гарантиях, которых добровольно лишают себя недальновидные люди, согласные на то, чтобы получать зарплату "в конвертах". К их числу относятся выплаты по больничным пособиям, средства, перечисляемые лицу, пострадавшему от несчастного случая на производстве. Получая даже часть зарплаты неофициально, работник, соответственно, получает меньше пособие, так как расчет, разумеется, проводится, исходя из размеров "официалки". Естественно, что "конвертчики" теряют, частично или полностью, и возможность на получение пособия по безработице". Тут же самую истину стараются донести и профсоюзные работники. Как указывает председатель профсоюза LABA Винета Спругайне: "Работодатель и работник находятся сейчас по одну сторону реки, в одной лодке, и их взаимное благосостояние зависит друг от друга. Нужно, чтобы работник от души трудился, а работодатель оплачивал его работу по достоинству и не "в конвертах". Иначе через некоторое время на всех нас, налогоплательщиков, свалится обязанность содержать абсолютно нищих людей пенсионного возраста без пенсий".

Однако, прямолинейная логика чиновников и общественников разбивается о суровую прозу жизни. Позиция предпринимателей тоже проста: дескать, они бы и рады, чтоб все честно и в полной мере... Но кризис!.. Но налоги! Мол, если платить без "конвертов", аккуратно внося все подати, то можно самим без бизнеса остаться, а заодно и без штанов. Экономист Евгения Зайцева опубликовала в местных СМИ статью, в которой приводятся неутешительные данные: "С одной стороны, у нас очень высокие налоги на рабочую силу (подоходный налог с населения и обязательные социальные платежи). В общей сумме расходов работодателя на оплату труда эти налоговые платежи составляют 40-45%, то есть из каждого лата затрат на оплату рабочей силы 40-45 сантимов уходит государству и только 55-60 сантимов выдается работнику на руки. Исходя из этого, увеличение оплаты труда для работодателя очень затруднительно. С другой стороны, работодатель понимает, что хороший работник должен получать достаточно, чтобы хватало на жизнь и чтобы не хотелось уехать за границу за "длинным рублем", ведь на многих сегодня висят еще и кредиты. Поэтому недостающий официальный заработок пополняется так называемой зарплатой в конвертах. И это, конечно, плохо. Ведь это признаки "теневой", а правильнее сказать - "серой" экономики. Тут у работодателей также много проблем, особенно с получением денег для выплаты этой "зарплаты в конвертах". По сути дела, парадокс - работодатели хотят, но не могут из-за больших налогов платить нормальную зарплату. А правительство хочет легализировать "теневой" заработок народа, но налоги снижать не хочет, да и не может".

Действительно, как показывает жизнь, государство, постоянно взывая к честности и добросовестности абстрактного предпринимателя, само мало заботится о том, чтобы сделать бизнесмену жизнь полегче. В результате, многие предприниматели нынче сворачивают деятельность в Латвии и уходят в Литву, Эстонию, Россию или Белоруссию - либо просто банкротят фирмы ввиду крупных задолженностей по налогам. Сейчас всякому известно, что даже крупные и уважаемые компании в Латвии зачастую вынуждены платить зарплаты в конвертах. Все налоги полностью могут заплатить разве что крупные частные и государственные монополии. Итог сложившейся ситуации подводит латгальский предприниматель Иосиф Реут: "Наверное, оно делает это непреднамеренно, но действия нашего государства, мягко говоря, никак не способствуют развитию бизнеса. Постоянный рост налогов еще не гарантирует притока денег в казну - для этого надо проводить такую политику, чтобы в стране появлялось как можно больше рабочих мест. А что мы видим на деле? Я работаю в строительной сфере и вижу, что ситуация все больше ухудшается. Заказы новых объектов происходят по демпинговым ценам, владельцы фирм вынуждены платить зарплаты в конвертах, а в перспективе - перебираться за границу".

Теневая занятость ведет к повышенной смертности

С другой стороны, в большинстве случаев у работника элементарно нет выбора - и он соглашается на подвернувшуюся работу вне зависимости от того, является ли она официальной или нет. Вот типичное свидетельство обычного латвийца, трудящегося без оформления: "Мне говорят, что не заплатив налоги, я не получу пенсии. Встает вопрос: а доживу ли я до нее, этой пенсии, в наше время, когда пенсионный возраст постоянно сдвигается в сторону все большего увеличения?! Мне нужны деньги на достойную жизнь здесь и сейчас, а не когда-то через много лет, когда меня, быть может, и на свете-то не будет. Нам кричат, что мы, дескать, уклоняемся от налогов, подрываем экономику. Но у нас налоги идут с каждого куска хлеба, каждого кирпича, с транспортного горючего, так необходимого в любой экономической деятельности. Однако, нам почему-то не говорят, на что конкретно эти наши налоги уходят. Ну хотя бы, например, много ли их тратится на поддержание в удовлетворительном состоянии автодорог? Не секрет, что наши дороги, в большинстве своем, не оставляют впечатления регулярно ремонтируемых, ни одного автобана у нас так и не появилось. А ведь сколько налогов поступает с каждого автомобиля! Конечно, на самом деле, хорошего в том, что "шабашничеством" заниматься у нас выгодней, нежели законной деятельностью, особо нет. Например, ничем нельзя помочь уже человеку, который, работая нелегально, получил травму или заработал заболевание на производстве: ясно, что никаких отчислений на лечение он не получит. Однако, когда открывается альтернатива: работать ли без оформления или не работать совсем - выбор ясен..." Эти слова подтверждаются и данными, собранными Латвийским союзом свободных профсоюзов (ЛССП) - более трети, или 37% жителей Латвии, готовы работать без официального оформления трудовых отношений.

Отсутствие официального оформления оказывается особенно убийственным в сочетании с высоким уровнем травматизма на производстве, существующего в Латвии. Кстати, одно логически вытекает из другого: ведь, как показывает действительность, работодатели, не регистрирующие официально своих сотрудников, как правило, экономят и на обеспечении безопасности труда. В результате, в латвийском государстве смертность на рабочем месте в два раза превышает средний показатель по Евросоюзу. Например, только за первые четыре месяца 2012 года в процессе труда погиб 21 человек. Количество отделавшихся лишь травмами несоизмеримо большее - но точно оно не известно, поскольку такие случаи нередко скрываются, как работодателями, так и работниками. Естественно, особенно часто это происходит в условиях нелегального трудоустройства. В результате, по свидетельству главы ЛССП Петериса Кригерса, иногда подобные происшествия принимают просто трагикомический характер: "Смерть на производстве скрыть, конечно, труднее, а вот травму - куда проще. Порой бывает, что в больницах оказываются люди в спецовках, с повреждениями явно производственного характера. Но все равно они рассказывают врачам, что пострадали у себя дома на кухне: дескать, резал капусту и получил топор в спину!"

Доля же вины в несчастьях на работе лежит, как правило, на всех: и на работодателе, который зачастую не обеспечивает и не контролирует безопасность, и на работнике, который к соблюдению правил безопасности относится, согласно известной формуле - "авось, пронесет". Только работник за легкомыслие может заплатить здоровьем и жизнью. Как констатирует сотрудник Трудовой инспекции Янис Бутанс, "к сожалению, приходится отметить, что на рабочем месте нередко не ведется проверка рисков. А ведь, согласно закону, работодатель должен иметь у себя на предприятии специалиста по охране труда, которой занимался бы этим. Как показывает практика, многие небольшие предприятия, рассчитанные менее, чем на полсотни сотрудников, таких специалистов не содержат. Часто пренебрегают инструктажами по безопасности работы, обязательными проверками здоровья работников - отсюда и летальные происшествия..." К этому можно добавить, что не оформленный официально работник не может и рассчитывать на то, что кто-то будет отчислять деньги на исцеление его производственных травм.

Будет ли толк от налоговой реформы?

Правда, с некоторых пор государственное руководство заявляет о своей решимости исправить ненормальную ситуацию, сложившуюся в сфере рабочего налогообложения. Во всяком случае, недавно премьер-министр Валдис Домбровскис заявил, что в настоящее время важно сконцентрироваться на снижении налогов на рабочую силу. О том же говорит и министр экономики Дэниэль Павлютс, призывая в процессе разработки бюджета следующего года постараться при первой же возможности, оценив фискальные риски, уменьшить данные налоги. Подобная мера лежит вполне в русле рекомендаций международных структур - Еврокомиссии и МВФ. С другой стороны, с этим не согласны некоторые государственные деятели Латвии. В частности, президент Банка Латвии Илмар Римшевич доказывает, что время пересмотра налога на рабочую силу пока не наступило - так как это может способствовать инфляции.

В минувшем мае Сейм поддержал поправки о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) и подоходного налога с населения. Изменения предусматривают, что НДС с 1 июля снизится с 22% до 21%, а подоходный налог в течение трех лет - с 25% до 20%. По словам министра финансов Андриса Вилкса, дальнейшего уменьшения ставок или пересмотра сниженных ставок НДС не произойдет: "В настоящее время я думаю, что нет. Давление с целью снижения налогов на рабочую силу сейчас столь велико - как со стороны бизнеса, так и коалиции - что оно непреодолимо. Можно дискутировать, не следует ли приравнять ставки НДС к тем, что были когда-то - 18% и 10%, но думаю, что этого не произойдет. Еще меньше надежд у обсуждения особых ставок налога для продовольствия. Это хорошо звучит, но не похоже, что это будет технически возможно". Как указывает разработавшее поправки Министерство финансов, цель налоговой реформы состоит в том, чтобы обеспечить в Латвии конкурентоспособный с Литвой и Эстонией уровень налогов на рабочую силу. По мнению авторов законопроекта, снижение налогов уменьшит общую нагрузку на рабочую силу, риски бедности и структурной безработицы, а также теневую экономику и уклонение от уплаты налогов. Оппоненты нынешней правящей коалиции из "Центра согласия" напоминают также, что данные меры обусловлены стремлением правительства соответствовать Маастрихтским критериям введения евро: "Чтобы достигнуть этой цели, правительство без жалости за счет социально незащищенной части населения сокращало расходы госбюджета, а теперь готово снизить НДС, что даст минимальное благо для долгосрочного развития государства". Действительно ряд критиков действующей власти указывают, что утвержденные изменения в системе налогообложения пока что слишком незначительны для того, чтобы оказать существенное благотворное воздействие на жизнь населения. От снижения НДС на 1% желание выйти "из тени" у находящихся в ней предпринимателей вряд ли появится.

Кстати, по расчетам Минфина, в 2013 году в результате снижения подоходного налога бюджетные поступления уменьшатся на 33,2 млн. латов, в 2014 году - на 98,1 млн. латов, а в 2015 году - на 173,3 млн. латов. Ну а снижение НДС на 1% с 1 июля в текущем году потребует из бюджета 16,5 млн. латов, а в будущем году - 40,5 млн. латов. Но чиновники надеются, что в 2012 году план бюджетных поступлений будет выполнен за счет перевыполнения поступлений в первом квартале и увеличения потребления. Кстати, некоторые экономисты не разделяют оптимистичных ожиданий в данной сфере. Та же Е. Зайцева указывает, что, с ее точки зрения, принятые решения о снижении налогов не принесут положительного эффекта. Более того, по ее мнению, "популистские обещания и пожелания как правящих политиков, так и не правящих, но популярных экономистов для подъема экономики Латвии уменьшить аж на 9 пунктов налоги с зарплаты - это мистические заклинания. Почему? Да потому что страна у нас маленькая и резкое снижение прямого налогообложения рабочей силы даст только негативный эффект для бюджетных доходов".