Предлагаем вашему вниманию интервью с лидером Российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций Владимиром Шапошниковым.

Владимир Петрович, проблема трудовой миграции стала предметом ожесточенных дискуссий в обществе. Одни считают, что без постоянного притока свежей рабочей силы российская экономика не способна не только на развитие, но и на поддержание существующего уровня производства. Другие утверждают, что мигранты напротив разрушают отечественный рынок труда. Не секрет, что строительная отрасль стала одним из главных "импортеров" недорогой рабочей силы из соседних стран. Какова позиция вашего профсоюза по данному вопросу? Стоит ли ограничивать приток гастарбайтеров и, если да, то как это делать?

Действительно, проблема трудовой миграции сегодня максимально обострена и давно вышла за рамки отраслевых проблем, затрагивая социальные и политические аспекты, обостряя вопросы межнациональных и межэтнических отношений. К сожалению, вместо рационального решения проблемы многие политические силы предпочитают "подогревать" ее, преследуя свои цели. Очевидно, что сегодня российская экономика вообще и строительная отрасль в частности действительно не может обойтись без привлечения дополнительной рабочей силы. Но это актуально не только для России - подобные тенденции на протяжении последних десятилетий характерны для многих стран Запада. Единого решения, устраивающего все стороны, пока никто не выработал. Но некоторые цели, к которым стоит стремиться, можно выделить уже сейчас.

Во-первых, необходимо четко осознавать, что нам нужна не просто рабочая сила, а квалифицированные специалисты, люди с определенным уровнем производственной культуры, понимающие и принимающие правила и законы, по которым существует российское общество. Это значит, что необходимо насыщать производство современными наукоемкими технологиями с одной стороны и выдвигать строгие требования к претендентам на рабочие места с другой.

Во-вторых, нужно максимально полно использовать уникальный исторический опыт России, на протяжении многих столетий успешно соединявшей в своих границах самые разнообразные национальные образования с их культурными особенностями.

Хочу особо отметить, что опубликованная в январе этого года программная статья Владимира Путина "Россия: Национальный вопрос" фактически форматирует национальную политику страны на ближайшие годы. Владимир Владимирович также делает акцент на том, что успешное сосуществование с приезжими возможно только на основе уважения к России как к державе с великой культурой и историей. При этом он предлагает не только введение обязательных экзаменов на знание русского языка, но и проведение аттестации иностранных работников, что особенно актуально для нашей отрасли. Такая взвешенная позиция, в полной мере учитывающая современные реалии, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь проблему трудовой миграции невозможно решить только силовыми и запретительными методами - необходимо управлять этим процессом на всех уровнях, начиная с государственного и заканчивая первичными профсоюзными и общественными организациями, заинтересованными в успешном развитии отечественной экономики. Более того, сегодня назревает необходимость более широкого сотрудничества на межгосударственном уровне и наш профсоюз уже выразил готовность к этому. При этом речь идет не только об отношениях с республиками Средней Азии как основными источниками миграционных потоков. Не менее актуальна проблема регулирования рынков трудовых ресурсов и в других странах.

Можно остановиться на этом вопросе поподробнее?

Мы живем в глобальном мире, где экономические границы стремительно размываются. Мировая экономика давно носит надгосударственный уровень и с этим невозможно не считаться. Актуальность межгосударственных объединений, создаваемых для регулирования глобальных процессов растет с каждым годом. Для крупных политиков, промышленников, финансистов и экспертного сообщества очевиден тот факт, что стабильное развитие национальных экономик невозможно без устранения существующих сегодня преград в виде несовершенства законодательства, непрозрачности управления и, конечно же, коррупции. События так называемой "арабской весны" убедительно продемонстрировали, к чему может привести застой в государственном управлении и как политические потрясения в отдельно взятых странах отражаются на мировой экономике. В свете этого особенно актуальной представляется проблема создания современных институтов регулирования и управления, способных своевременно реагировать на социально-экономические вызовы, обеспечивать мировой экономике стабильное поступательное развитие.

Так, участники прошедшего недавно в Кемп-Девиде саммита "большой восьмерки", заявили о решении поддержать арабские страны в рамках так называемого "Довильского партнерства". Речь идет об экстренной экономической стабилизации в регионе Ближнего Востока и Северной Африке, созданию новых производств и рабочих мест, обеспечению должного управления. Особо подчеркивается актуальность выявления и возвращения коррупционных доходов и по введению прозрачных схем в области торговли и инвестиций. Осуществлять эти задачи планируется на разных уровнях, включая профсоюзный. Наш профсоюз уже выразил свою готовность к участию в этих процессах, ведь нам есть, чем поделиться. Техническая поддержка арабских стран будет осуществляться в том числе и путем активного обмена специалистами, которых мы готовы предоставить уже сегодня. Благо, что наши эксперты обладают уникальным опытом построения системы защиты интересов рабочих кадров, а также плодотворного и конструктивного взаимодействия с органами государственной власти.

Но ведь профсоюзы по сути своей созданы для того, чтобы противостоять власти, ограничивать ее влияние?

Это слишком упрощенная точка зрения, не учитывающая реалий современного мира. К сожалению, такой стереотипный подход особенно удобен тем, кто желает решить свои текущие политические задачи без оглядки на общие цели и задачи, стоящие перед страной. Сегодня как у нас, так и на Западе, регулирующая роль государства исключительно велика. Осуществлять профсоюзную работу исключительно ради противодействия государственным органам власти недальновидно и, более того, деструктивно. Для успешного взаимодействия необходимо находить точки соприкосновения, общие интересы и цели, направленные на стабилизацию общественной экономики вообще и улучшение положения отдельно взятого работника в частности.

Хочется особо отметить создание Министерства труда и социальной защиты в новом правительстве Российской Федерации. Уверен, что эта мера позволит решать вопросы защиты прав трудящихся комплексно. Очевидно, что меры, предпринимаемые правительством, направлены на создание "сквозного контроля" за работодателем, а это означает соблюдение непосредственных интересов рядового работника на государственном уровне. Мы можем только приветствовать столь мощную поддержку. И, надо сказать, что наш профсоюз неоднократно обращался в правительство с аналогичными инициативами, направлял Владимиру Путину множество рабочих материалов, которые, надеюсь, были учтены при принятии этого ключевого решения.

Не менее успешно и плодотворно складываются наши отношения и с правительствами соседних стран. Так, в ноябре прошлого года, нашим профсоюзом было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве с представительством миграционной службы при правительстве Таджикистана. Ранее подобное соглашение было подписано с Киргизией. Сейчас ведется активная работа по установлению более тесного сотрудничества с государственными органами Украины, Молдавии, Армении и других республик. Конечно, прежде всего мы стоим на защите интересов российских рабочих. Именно поэтому и ведется работа по урегулированию миграционных процессов, приведению их к современным, цивилизованным стандартам, отвечающим вызовам времени. Заметьте, эта работа осуществляется нами параллельно с органами государственной власти, дополняет их деятельность и актуализирует инициативы правительства на низовых уровнях, обеспечивая их успешное исполнение.

Тем не менее, вы не поддержали инициативу лидера Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова по созданию новой, "профсоюзной" партии. И поддержали резкое повышение штрафов за проведение несанкционированных митингов...

Не считаю создание новой партии на профсоюзной платформе целесообразным. Да, такая партия наверняка позволит ее лидерам укрепить свое политическое влияние, но насколько она окажется способной решать реальные задачи по защите интересов трудящихся? Я уже говорил о том, что за последние годы профсоюзы накопили уникальный опыт успешного взаимодействия с органами государственной власти - так зачем искать новые пути взамен проверенных на деле методов? Полагаю, что "профсоюзная" партия только отвлечет силы на политическую борьбу ради интересов узкой группы лиц. Ну, а решение практических задач, как это уже не раз бывало в новейшей истории России, останется "за бортом".

Что же касается штрафных санкций за проведение митингов, то убежден, что максимально жестко нужно наказывать их организаторов, но никак не рядовых участников. Как профсоюз наша организация также участвует в протестном движении против произвола работодателей и мы не можем приветствовать какое бы то ни было ущемление прав рядовых трудящихся. Ответственность должна лежать на лидерах, которые, в свою очередь, должны четко осознавать свою ответственность перед страной.

Справка. Владимир Петрович Шапошников - председатель Российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций Родился 5 июня 1970 года в г. Москва. Окончил Московский государственный строительный университет по специальности инженер-строитель (промышленное и гражданское строительство); защитил диплом юриста в Международном юридическом институте при Министерстве юстиции РФ. Получил третье высшее образование по специальности менеджер организации в Московском государственном строительном университете в 2007 году.

С 2002 года активно занимается общественной и политической деятельностью. В 2007 году Владимир Шапошников возглавил Российский профсоюз работников строительных специальностей и сервисных организаций. В 2007 году избран членом политсовета отделения партии "Единая Россия" по Юго-Западного административного округа города Москвы, возглавляеткКонсультативный совет общественных организаций партии по своему округу. 2007 год - награжден знаком "Почетный строитель России". 2009 год - проректор Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России. В 2009 вошел в Общественный совет ФМС РФ.

2010 год - избран вице-президентом Союза профсоюзов России. 2011 год - вошел в состав рабочей группы по реформированию ТК при РСПП. 2011 год - Председатель комиссии по труду и миграции центрального совета сторонников всероссийской политической партии "Единая Россия". 2011 год - включен в состав экспертной комиссии комитета Совета Федерации по делам СНГ Кандидат экономических наук, доцент; автор трех монографий и ряда статей в области экономики, градостроительного планирования, развития транспортной инфраструктуры, архитектуры и градостроительства.