Во вторник, 15 мая, в столице Приднестровской Молдавской Республики Тирасполе прошел Международный круглый стол "Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем - 15 лет: историческое значение документа и актуальность его принципов на современном этапе". Мероприятие было организовано Министерством иностранных дел ПМР, Приднестровским Госуниверситетом им. Т.Г. Шевченко, Консультативным Советом при президенте ПМР по международным вопросам. В форуме приняли участие глава МИД ПМР Нина Штански, посол по особым поручениям РФ Сергей Губарев, ректор ПГУ Степан Берил, российский эксперт, доктор политических наук Татьяна Полоскова, приднестровские эксперты, представители посольств России и Украины, ОБСЕ. По итогам круглого стола принята резолюция. ИА REGNUM публикует поступивший в редакцию текст выступления на круглом столе руководителя Консультативного совета при президенте ПМР по международным вопросам Ильи Галинского.

Концепция Общего государства, как сущностная основа Меморандума 1997 года, и современные реалии

В последнее время наши молдовские оппоненты и их западные поддержанты все чаще стали акцентировать внимание на необходимости определения, в контексте молдо-приднестровского урегулирования, особого статуса Приднестровья, под которым они понимают что-то вроде автономии. Их логика сводится к тому, что мол, главное в переговорах - это не налаживание добрососедских отношений между Молдовой и Приднестровьем, не решение жизненно важных проблем волнующих жителей двух берегов Днестра, а именно - фиксация этого статуса Приднестровья. При этом властями Молдовы напрочь забывается, что государственно-правовой статус Приднестровья в свое время фактически уже был определен и зафиксирован в Меморандуме 1997 года - международно-правовом документе, который и сегодня во многом сохраняет свою юридическую силу. Другое дело, что с тех пор уже прошло достаточно много времени, и Приднестровье, образно говоря, выросло из детских штанишек зафиксированного там статуса.

Тем не менее, еще раз хочется всем напомнить, что именно в Меморандуме, впервые в постсоветской истории, была сформулирована идея общего государства из Молдовы и Приднестровья, как двух государствообразующих субъектов, которые должны строить между собой отношения исключительно на равноправной основе.

То, что мы правильно понимаем суть Общего государства, мы можем подтвердить статьей из политического словаря, где отмечается, что "общее государство - это аналог конфедеративной формы правления, когда два (или более) государства составляют совместное государство, сохраняя при этом суверенитет, независимость и прочие элементы государственности". Отметим также, и для нас это крайне важно, что в заложенной в Меморандуме формуле Общего государства, гармонически сочетаются два важнейших принципа международного права, которые вызывают сегодня столько разночтений, а именно: право народов на самоопределение и территориальная целостность государства.

Важно также отметить, что сама идея строительства совместного конфедеративного государства из двух частей: Молдовы и Приднестровья не была изначально чужда общественному мнению приднестровцев. Еще в 1992 году Верховный Совет ПМР, руководствуясь принципами согласия и равноправия, принял Постановление за № 276 о возможности налаживания отношений с Молдовой на основе конфедеративной государственной модели. В силу чего, зафиксированное в Меморандуме положение об Общем государстве, не встретило отторжения у приднестровцев, наоборот, было воспринято, как реализация их жизненных устремлений и интересов. Иначе говоря, на тот период, статус Приднестровья как суверенного государства, которое образует с Молдовой Общее государство вполне удовлетворял как власти Приднестровья, так и большинство его граждан.

Более того, мы можем утверждать, что и сам Меморандум, как и смысловые константы Общего государства вроде бы как устраивали тогдашний правящий политический класс Молдовы. Ведь именно этот международно-правовой документ был использован властями Молдовы при ее вступлении в ВТО, как аргумент урегулирования отношений с Приднестровьем, в первую очередь - отношений экономических.

Эта концепция, или точнее - идея Общего государства, находилась в эпицентре молдо-приднестровских переговорных баталий до октября 2003 года, когда со скандалом, по вине молдовской стороны, сорвалось подписание так называемого Меморандума Козака.

Весь этот период с 1997 по 2003 год шла активная совместная работа при участии России, Украины, ОБСЕ, с привлечением лучших экспертов, специалистов в области федеративного и конфедеративного государственного строительства из разных стран мира. Одна за другой, в Кишиневе, Тирасполе, в Европе проходили научные конференции и круглые столы по проблемам федерализма и конфедерализма, на которых ученые и эксперты обменивались мнениями и международным опытом в этой области государственного строительства. Прошла Киевская встреча 1999 года на высшем уровне. Была разработана Декларация об общем государстве и сформулирована Доктрина "пяти общих пространств" для Молдовы и Приднестровья.

Но, пожалуй, наиболее продуктивно и концептуально выверенно проявила себя группа экспертов-аналитиков из 5 стран Европы, США, Канады, России, Украины, Молдовы, Приднестровья и ОБСЕ, которая в марте 2000 года, интенсивно работая в рамках Киевского рабочего стола (в Пуще Озерной) в режиме постоянных взаимных консультаций и согласований, в течение недели сумела подготовить два альтернативных проекта построения совместного государства на фундаменте федеративно-конфедеративных принципов. Причем, проект, который был подготовлен группой западных экспертов, оказался более радикальным и более приднестровским, поскольку учитывал в большей мере, скажем так, европейский, демократический подход к праву приднестровского народа на самоопределение.

Вспоминается, как после оглашения этого документа, глава приднестровской делегации Валерий Лицкай, произнес ключевые слова: "Если бы я был президентом Приднестровья, я бы немедленно подписал этот документ". Скорее всего, так бы и случилось. Президент Игорь Смирнов, с большой вероятностью, подписал бы этот документ. Однако, как всегда происходит в молдо-приднестровском переговорном процессе, данный вариант обустройства Общего государства провалился, поскольку не устроил руководство Молдовы.

Начало 2003 года ознаменовалось интенсивными поисками реального механизма строительства Общего государства со стороны всех участников молдо-приднестровского урегулирования. В результате этих поисков была достигнута принципиальная договоренность о написании новой Конституции будущего совместного государства. Парламенты Молдовы и Приднестровья своими постановлениями образовали Совместную Конституционную Комиссию, из полномочных представителей двух сторон (руководителем приднестровской части комиссии был нынешний президент Приднестровья Евгений Шевчук), которая с июня 2003 года, еженедельно заседая в течение нескольких месяцев писала Конституцию будущего Общего государства.

Был принят регламент работы Комиссии, была утверждена структура Конституции. Более того, был даже утвержден раздел Конституции, касающийся основных прав, свобод и обязанностей. Казалось бы, еще чуть-чуть и все встанет на свои места - Общее государство будет создано. Однако и тут, в очередной раз, молдовской стороне что-то не понравилось. Как нам рассказал "по секрету", во время неформального общения один из членов Конституционной Комиссии от Молдовы, идеальным вариантом Общего государства для Приднестровья президент Владимир Воронин считал Нахичеванскую Автономную область (в составе Азербайджана). Завершающую, а лучше сказать, убивающую идею Общего государства точку, поставил президент Молдовы Владимир Воронин осенью 2003 года, отказавшись подписывать уже завизированный им документ по "обустройству Общего государства в составе Молдовы и Приднестровья", который получил название "Меморандум Козака", и в котором развивались идеи Меморандума 1997 года об Общем государстве. Иначе говоря, власти Молдовы в очередной раз продемонстрировали всему миру свою недоговороспособность.

С тех пор прошло 9 лет, каждый год из которых приносил приднестровцам новые разочарования и все больше укреплял их в правильности выбранного курса на построение суверенного независимого приднестровского государства.

Логическим следствием враждебной Приднестровью политики молдовских властей стало принятие парламентом Молдовы в 2005 году закона, "дающего" Приднестровью ограниченную автономию. И как ответ на это - в 2006 году абсолютное большинство приднестровцев на всенародном референдуме отказалось от идеи Общего государства с Молдовой и высказалось в пользу своей суверенности и государственной независимости. Особо хотелось бы отметить, что с точки зрения здравого смысла в молдо-приднестровском урегулировании, в общем-то, сложилась парадоксальная ситуация. Дело в том, что обычно международная практика, в ситуациях подобных молдо-приднестровскому противостоянию, демонстрирует стремление "признанного" государства пойти как можно дальше навстречу государству "непризнанному" в удовлетворении его претензий. Причем, если проблема затягивается и не решается, с каждым годом, преференции "непризнанному" государству со стороны его государства-оппонента становятся все весомее и значительнее. Но только не в нашем случае. Ни молдовский политический класс в целом, ни отдельно кто-либо из высших молдовских политических руководителей, включая лидера коммунистов Молдовы Владимира Воронина, не "готовы" предложить Приднестровью что-то существенно больше бесправной автономии.

Все это, на наш взгляд, дает приднестровской стороне, не только юридические, но и все моральные, человеко-нравственные основания, отказаться от всех возможных иллюзий по поводу возможности построения с Молдовой чего-то государственно-общего.

Поэтому, та линия политического поведения, которая выбрана сегодня приднестровским президентом Евгением Шевчуком в молдо-приднестровском переговорном процессе, и которая направлена на максимальную поддержку всех действий, направленных на решение конкретных малых дел, на обустройство жизни жителей как Молдовы, так и Приднестровья, - является единственно адекватной, востребованной и прогрессивной в контексте выстраивания между двумя государствами нормальных добрососедских отношений.

И последнее. Осмысливая накопленный 15-летний опыт, с неизбежностью приходится признать, что политические элиты Молдовы и Азербайджана, а ранее и Грузии, в своей политической культуре, в восприятии ценностей возможного Общего государства, увы, все еще остаются на уровне политических установок и пристрастий времен колониализма и империализма, забывая, что на дворе - первая четверть 21 века. Однако, как бы там ни было, мы убеждены, что политическое время, отпущенное на реализацию концепции Общего государства в рамках молдо-приднестровского проекта, безвозвратно ушло. Мы с вами живем в новом историческом времени. Хронополитика Приднестровья сегодня - это политика, направленная на обретение Приднестровьем реального суверенитета, подтверждение его статуса независимого самостоятельного государства.