Дмитрий Семушин: На Русском Севере - факельные шествия этносепаратистов
О варваризации культуры русского общества в Архангельске ярко свидетельствует как "культурный продукт", который производят псевдо-поморы, так и то, как эта "культура" принимается местным обществом и городскими властями. Наиболее ярким культурным символом "возрождения" поморства в Архангельске сейчас стало празднование так называемого "Поморского новолетия" или "Поморского
Как выясняется, введение в общественный оборот "традиционного поморского этнического праздника" в Архангельске явилось результатом обычной провинциальной прохиндиады. Изначально идея празднования "Поморского Нового года" родилась в голове у архангельского общественника
Оба эти массовика-затейника в противоестественном союзе уже который год своеобразно "обслуживают" духовные интересы и культурные запросы местного городского сообщества, докучая местным градоначальникам разного рода инициативами: "казак" при этом играет на ниве общественного "патриотизма", а "помор" - регионализма и этносепаратизма. Соответственно "казак" А.Тутов сейчас руководит архангельским отделением "Народного собора", а ментальный и, как он считает, генетический "угро-финн" И.Мосеев состоит "президентом" Ассоциации поморов Архангельской области. Однако мнимые крайности политических полюсов не мешают А.Тутову и И.Мосееву оставаться друзьями и действовать солидарно в разного рода общественных начинаниях. Так случилось, в частности, и в 2001 г., когда два друга-общественника убедили городскую администрацию в Архангельске устроить "поморский праздник". Тутов связывал эту затею с родившимся недавно из книг регионом "Поморье", а Мосеев с мнимым "коренным народом поморы", это "Поморье" якобы населяющим. Так и пошла с той поры эта провинциальная затейка. Лет через пять А.Тутову она надоела и организацию праздника перехватило молодое поколение "коренных поморов". Во главе дела стал глава "общины поморов" очередной поморский самозванец в Архангельске -
Собственно, какое отношение к настоящим историческим поморам, жившим в прошлом и живущим сейчас на Поморском берегу Белого моря, имеют все эти камлания и гуляния на берегу Северной Двины под видом празднования "Поморского новолетия" в Архангельске? Абсолютно никакого! На самом деле, Симеонов день (1 сентября по старому стилю, 14 - по новому) не имеет никакого отношения к культуре исторических настоящих поморов, живших на Поморском берегу Белого моря в ХVI-ХIХ вв. Этот день никогда особо не отмечался подлинными поморами в прошлом. В этом нетрудно убедиться, обратившись к исследованию, посвященному поморским праздникам, этнографа Татьяны Бернштам. [1]
Праздничный календарь настоящих поморов ничем не отличался от праздничного календаря прочих русских. Праздники эти были церковными, первейшим и важнейшим из которых была Пасха. Хотите праздновать поморские праздники - празднуйте Пасху, Рождество Христово, Вознесение - не ошибетесь. Что касается "новолетия" - то в допетровской России это был церковно-государственный праздник. Календарь в России с византийским годом и сентябрьским новолетием использовался с 1493 по 1699 г.: 1 сентября по старому Юлианскому стилю (сейчас по новому Григорианскому календарю - 14 сентября) - это день св. Симеона Столпника. В ХVII в. празднование новолетия открывалось вечерней службой 31 августа, после которой совершалось "молебное пение по новолетию, а иногда и Симеону Столпнику". В полночь церковный колокол на звоннице возвещал о наступлении Нового года. Кульминацией новогоднего праздника на следующий день было "действо нового лета или многолетнего здравия" (другое название - "чин препровождения лету"). Отправлялось оно на площади перед храмом между утреней и обедней при стечении народа. Особенно торжественно "действие многолетнего здравия" отмечалось в столице Российского царства - в Москве. Оно начиналось крестным ходом на площади перед
Что общего между подобным празднованием подлинного "Новолетия" в старой России и тем, что нам предлагают псевдо-поморы в Архангельске? Ровным счетом ничего. Современное празднование "Поморского новолетия" в этом городе, на самом деле, связано не с традицией, с прошлым, а с современным кризисом культуры постмодерна, с его стремлением уйти от действительности в виртуальные миры. На самом деле, откуда "поморские язычники" могут знать, как выглядели чудские идолы на Двине? Только из произведений современной массовой культуры, из какого-нибудь мультфильма о князе Владимире. Откуда А.Тутов может знать о технике фехтования и "бое палками" в Древней Руси? Из романов Толкиена, цветных исторических блокбастеров и клубов азиатских боевых искусств. Поэтому то, что предлагают нам организаторы "поморского новолетия" в Архангельске вместо традиции и классической культуры, является современным массовым шоу. И шоу это представляется особо неприглядным, поскольку помножено оно на местную материальную и духовную бедность, представленную на фоне декораций элементарного упадка материальной городской культуры.
* * *
[1] См. главу 3: " Календарь, верования, фольклор" в кн.: Бернштам Т. А. Народная культура Поморья. М., 2008. С. 148-219.
[2] Русские. Под ред. В.А.Александров, И.В.Власова, Н.С.Полищук. М., 1999. С. 576-577.