Аршалуйс Мгдесян: Есть ли перспективы у "Восточного партнерства"?
Проект "Восточное партнерство" Евросоюза был официально представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. Главная цель проекта - сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР - Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
"Восточное партнерство" является дополнением к "Северному измерению" и "Средиземноморскому союзу" и является площадкой для переговоров по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами - восточными соседями, заменяя переговоры о расширении Евросоюза и членства в союзе. В целях придания большей эффективности указанной программе, ЕС и страны-партнеры сформировали Парламентскую Ассамблею - "Евронест".
Станет ли программа реальной платформой диалога между странами региона, или она превратится в еще одну площадку взаимных обвинений и пропаганды, особенно, между Арменией и Азербайджаном из-за карабахского конфликта?
Как воспринимают друг друга ЕС и ее "восточные партнеры": пример Армении
Необходимо отметить, что программа отнюдь не гарантирует странам-участницам полноценное членство в ЕС. Об этом также неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники Евросоюза. Поскольку изначально программа не преследовала такую цель, она, скорее, представляет собой некое измерение для диалога между ЕС и странами-участницами, для интеграции последних в европейском направлении.
Следует отметить, что гармонизация политических и законодательных систем шести стран будет происходить через "Восточное партнерство". По идее, этот формат для построения отношений с ЕС должен иметь также определенные правила игры.
Кроме вышесказанного, нужно также понять, воспринимают ли адекватно друг друга Армения и ЕС? В армянском обществе Европа, то есть ЕС, образно говоря, часто воспринимается как некий "
Может быть, ЕС этого не желает, но часто он воспринимается именно таким образом, поскольку реформы без соответствующего восприятия общества и политической воли у власти не могут обеспечить реального прорыва в этом направлении. Реформы не будут работать должным образом. Для эффективности процесса нужно его диверсифицировать и обращать внимание также на общество той страны, с которой ЕС работает. В противном случае все реформы и изменения, продиктованные обществу сверху, без соответствующей социальной базы, приводят к сопротивлению со стороны того же общества.
Реформы вне зависимости от их эффективности будут восприниматься как нечто чуждое, и в понимании рядового гражданина будут угрожать привычному строю вещей. Для этого до сих пор все международные структуры (ЕС,
Резюмируя вышесказанное, можно подчеркнуть, что для эффективного диалога Армении с ЕС нужна правильная оценка существующей ситуации и адекватное восприятие сторон друг друга. В общей сложности армяно-европейские отношения развиваются эволюционным путем, не очень скоро, но поступательно, с выраженной динамикой, направленной на интеграцию.
Связи в основном имеют культурный и экономический характер (в последнее время активизируется и политический вектор) - более трети армянского экспорта и импорта приходится на страны ЕС. С одной стороны, "Восточное партнерство" не предусматривает каких-либо действий и механизмов решения проблем, но дает возможность укреплять диалог, экономические связи - и все это в индивидуальном порядке, без привязки к региональным внешнеполитическим факторам, как например, карабахский конфликт.
Площадка для диалога или пропаганды?
С одной стороны "Евронест" становится новым форматом и площадкой для диалога между странами-партнерами с одной стороны и ЕС. С другой стороны он же становится полем соперничества для тех государств, которые имеют проблемы между собой, например для Армении и Азербайджана. Этому соперничеству способствует и сам Евросоюз своими резолюциями, наглядным примером чего стала резолюция
Сами чиновники европейских структур, в частности Европарламента, также признают, что соблазн превратить "Восточное партнерство" в площадку противоречий и пропаганды может существовать, однако изначально программа разработана таким образом, чтобы она стала платформой для сотрудничества и интеграции, как между странами партнерами, так и с ЕС. В этом вопросе, кроме самих стран партнеров много усилий должен приложить и ЕС в плане определения четой повестки "Евронест", в котором, на наш взгляд, на начальном этапе государства партнеры не должны затрагивать "острые углы" или "больные темы", что может ввести формат в тупик и окончательно парализовать его работу.
К сожалению, такие примеры уже наблюдаются. Диспут по теме карабахского конфликта разгорелся и в ходе недавнего заседания постоянной комиссии по социальным вопросам, вопросам образования, культуры и гражданского общества "Евронест" в Ереване. На этом фоне примечателен также тот факт, что азербайджанская делегация отказалась участвовать в проводимом в Ереване четвертом заседании молодежной платформы "Восточного партнерства". Пример использования платформы "Евронест" в целях пропаганды имел место также в рамках сессии 2-4 апреля "Евронест" в Баку, когда на уровне президента Азербайджана были озвучены в адрес Армении обвинения по поводу карабахской тематики.
Представители же ЕС в своем стремлении "угодить всем" воздерживаются от критики в адрес той стороны, которая нарушает правила игры. Таким образом, исходя из сложившихся реалий, можно сказать, что программа "Восточное партнерство", кроме возможностей по организации диалога и евроинтеграции, включает в себя и вызовы по углублению противоречий между странами партнерами. Это также свидетельствует о том, что в нынешней конъюнктуре карабахского процесса, страны-партнеры, особенно Азербайджан, не желают в полном объеме быть вовлеченными в программу, что само собой тормозит процесс становления этой платформы.
"Восточное партнерство" - насколько оно универсально?
С точки зрения универсальности и так называемой "восточности" программа "Восточное партнерство" хромает, так как трудно представить указанную программу с точки зрения целостности региональной кооперации, если в ней не участвует такое региональное государство, как Россия. Неучастие России, траектория интересов которой в регионе охватывает сферы от энергетики, торговли до вопросов безопасности, в указанной программе делает ее с одной стороны не полной, а с другой - формирует фобии и опасения у российского политического истеблишмента относительно сужения интересов РФ в регионе.
Исходя из региональной геополитики, где пересекаются часто противоречивые интересы соседней России, ЕС и США, зачастую исходя именно из этого расклада и общего регионального антуража безопасности, определяется и внешняя политика стран Закавказья. К примеру, Грузия после августовской войны 2008 года, окончательно определилась с интеграцией с ЕС и
Шаг Баку обусловлен двумя факторами - карабахский конфликт, где большую роль играет Россия и торговля энергетическими ресурсами с Западом. "Движение неприсоединения" для Азербайджана меньшее из зол или безобидный формат "уравниловки" интересов России и Запада. Положение же Армении в регионе довольно интересное, если учесть, что она развивает партнерские отношения с Ираном.
Армения - единственная страна в регионе, у которой тесные взаимоотношения и с Западом, и с Россией, и с Ираном, что исходит из внешнеполитической концепции Еревана, так называемого "комплиментаризма". Это, конечно, не без согласия России и Запада, которые, исходя из сложного регионального положения Армении, понимают цель углубления сотрудничества между Ереваном и Тегераном. Ереван именно по причине балансирования интересов Ирана, Запада и России соглашается на все форматы интеграции, как на пространстве
Результаты указанной политики бросаются в глаза, когда речь идет об интеграции Армении на пространстве СНГ и ЕС. Позиция Армении в этих вопросах, которые часто находятся в противоречии, такова - тесная экономическая, политическая интеграция "без финишной прямой". То есть без становления полноправным членом ЕС или таких находящихся в процессе формирования региональных структур, как
Заключение
Таким образом, программа ЕС "Восточное партнерство" являясь фактически единственным форматом для диалога, в котором участвуют все страны региона, кроме возможностей, включает и вызовы в плане углубления противоречий между конфликтующими государствами. "Восточное партнерство" может перерасти в арену пропаганды и взаимных обвинений, если как страны участники, так и ЕС окончательно не определятся с повесткой программы, куда на первое время не будут включены вопросы "с острыми углами".
В плане осуществления реформ в странах партнерах в рамках программы наблюдается такой расклад - реформы в обмен на финансы, но без их серьезной имплементации. То есть формат становится похожим на торговлю "мы вам деньги, а вы нам реформы", без их претворения в жизнь. В этом вопросе должны и окончательно определиться страны партнеры в плане того, нужна ли им на самом деле программа "Восточное партнерство" с ее возможностями или это очередной канал для накачки денег и благ.
И, наконец, одной из сильных сторон "Восточного партнерства" является перспектива по заключению соглашения о свободной торговле с ЕС и по упрощению визового режима и реадмиссии. Опять-таки соглашение о свободной торговле с ЕС не будет полным пока не налажена нормальная кооперация между странами региона. Здесь, на наш взгляд, ЕС идет по пути интеграции между странами региона параллельно в отдельном формате ЕС-Армения, ЕС-Азербайджан и ЕС-Грузия, что также логично, если учитывать конфликтогенность региона и карту интересов стран Закавказья.