Димитрий Кленский: Эстония: Объединятся ли центристы, соцдемы и русские?
Русские партии уничтожены. Сегодня - очередь центристов, завтра - соцдемов?
Анализируя уроки пятилетней давности позорных для Эстонии и
Не зря дозорных на допросах в Полиции безопасности спрашивали о возможных связях с русской учащейся молодежью - 1 сентября 2007 года должен был начаться переход русских гимназий на эстонский язык обучения. Поразительно схожи действия эстонской охранки, СМИ, политиков сегодня и пять лет назад. Клевета и дискредитация активистов, создание из них образа врага, ущемление в правах и подстрекательство к правонарушениям.
С одной стороны это нужно власти для разжигания розни между эстонцами и неэстонцами, чтобы отвлечь внимание населения от последствий своего нерадивого управления страной. С другой - власть, эстонские партии (причем все, кто брутально, а кто бархатно) жаждут одного: заставить местных русских, если не ассимилироваться, то в перспективе отказаться от своей национальности, мировоззрения, ментальности, русскости, православной веры. Нам хотят помешать глядеть на мир с широко раскрытыми глазами и ведут в убогий духовный мир протестантского провинциализма.
Для русских защита, как "
Опора на свои силы, но еще - "
Увы, и сегодня, пять лет спустя, русским в Эстонии бессмысленно честно и эффективно заниматься самостоятельной русской политикой. Охранка и эстоноязычные СМИ бдят, они следят за каждым телодвижением местных русских, как только они хотят чего-то "своего". При этом эстонские партии отталкивают убогим национализмом (не путать с патриотизмом). В одной партии этой заразы больше, в другой - меньше, но она обязательно присутствует. Это исключает нормальный диалог с властью, так как он может быть только равноправным. Только при этом условии можно говорить о компромиссах.
Так что делать? Конечно, нельзя сдаваться. Здесь, в Эстонии, следует оказывать хоть какое-то, пусть даже символическое или сколько позволит полицейское государство, но сопротивление моноэтнизму и этнократии. В последнее время в Эстонии снова стали возникать организации, в названии которых есть слово "русский". Обсуждается создание еще одной - некоммерческого объединения НКО "Русский союз" (Vene Liit). И это не потому, что русские - националисты и тем более шовинисты. Увы, они убедились в том, что Эстония намерена и впредь стоять к ним спиной, это - четверть населения страны, а с учетом всего русскоязычного населения (неэстонского) - даже треть!
Именно защита от непрекращающейся дискриминации вынуждает самих русских и русскоязычных жителей хоть как-то, но защитить себя, отстоять свои интересы и способствовать созданию в Эстонии начатков реального гражданского общества, то есть и равноправия. Сегодняшний девиз существования русских в Эстонии - "Опора на собственные силы". При этом русские предполагают диалог и сотрудничество со всеми общественными организациями страны, в том числе национальных меньшинств Эстонии.
Но этим, конечно, нельзя ограничивать усилия по сохранению русских в Эстонии. Обстоятельства заставляют их все пристальнее смотреть на восток. В этом смысле примечательно недавнее решение закрыть НКО "Список Кленского". Она ставила целью предание гласности негласно запретных в Эстонском государстве вопросов и проблем (и прежде всего - ущемления прав национальных меньшинств, и прежде всего русского). Но, как показала многолетняя практика, в Эстонии такая правда игнорируется. Коль так, то взамен планируется создать местный филиал международного движения "Евразийский Союз", создание которого инициировала российский политолог и общественный деятель
Возможности создания левоцентристской коалиции
Сохранение самого себя не позволяет русским игнорировать политические тренды внутри Эстонии. Наступление правых, несмотря (а может и именно поэтому) на все усиливающуюся антинародную политику в целом и подавление инициатив русского и русскоязычного населения, только усиливается. И в этом смысле показательны изменения в "диспозиции" противостоящих друг другу эстонских партий и политических сил. Сегодня центристы (главная оппозиционная сила в стране), пусть даже в силу политических причин (скоро снова выборы) поддержали разрозненные, но героические усилия русских общественных деятелей по сохранению образования на русском языке. И власть тут же записала уже не русских, а центристов - во "врагов Эстонии". Нынче их с упоением и разнузданно дискредитирует правящая националистическая и либеральная элита с услужающими ей Полицией безопасности и придворными СМИ.
В этом есть некая справедливость, так как народная мудрость учит не плевать в колодец. Ведь только теперь прозревший лидер
И все же, сдается, что в этой ситуации остатки самостоятельных русских политических сил должны считаться с очевидной тенденцией усиления тоталитарности власти в Эстонии, а также с продолжающимся наступлением правой угрозы не только для русских, но и всех левоцентристских сил. Поэтому ради защиты русского образования, межэтнического равенства, ради противостояния нынешнему антинародному, русофобскому режиму и полицейскому государству, стоит взвесить возможность/необходимость поддержки всем неэстонским населением, левоцентристские силы, и прежде всего, центристов.
Почему, прежде всего, именно их? Ведь есть еще
Тем не менее, те, кто ставит задачу противостоять нынешнему режиму, не должен терять надежды видеть в ближайшее время в союзниках все тех же соцдемов. Среди них, помимо ориентирующегося на правящую элиту руководства СДПЭ, есть немало политиков с левоцентристскими взглядами. Для этого есть предпосылки: опросы населения показывают, что поддержка центристов и соцдемов устойчиво растет и суммарно она уже выше, чем партий ныне правящей коалиции.
Ну, а конечная цель - договориться перед местными и парламентскими выборами о создании левоцентристской коалиции из центристов, соцдемов и самостоятельных русских политиков. Только участие в этом союзе самостоятельных русских политиков гарантирует создание и победу тройственного союза и, как минимум, подстрахует победу центристов на местных выборах в столице и на северо-востоке.
Чтобы и русских диссидентов считали оппозицией
Конечно, уния центристов и соцдемов пока гипотетическая. Тем не менее, вся русская община Эстонии и немногочисленные самостоятельные русские политики должны будут определиться, подумать над тем, что сделать, в чем пойти на уступки ради поддержки возможной левоцентристской коалиции центристов и соцдемов, призванной противостоять тотальному наступлению реакционных сил. Правда, ставка русских на единение левоцентристских сил сомнительна, если эстонские "левые" интеллигенты будут и впредь выдавать красное за - розовое, коричневое - за бежевое. Если будут и впредь осторожничать, критикуя власть и одновременно угождать ей. Вот, к примеру, литературовед и демократ Рейн Вейдеманн (Rein Veidemann) пишет: "Мы возвращаемся к советской практике, при которой партийные комитеты и органы госбезопасности оценивали каждое открытое критическое выступление или отклик на статью в эмигрантских изданиях?" Но разве не честно было прямо сказать, что такое присуще любому авторитарному режиму, и не угождать Тоомпеа и Кадриоргу, снова сваливая все и вся на советскую власть, на которую, кстати, списывают все свои провалы и сами нынешние правители Эстонии? Или Рейн Руутсоо (Rein Ruutsoo): "Полиция безопасности сама становится угрозой безопасности" и Эдуард Тинн (Eduard Tinn): "Русских в Эстонии хотят поставить по стойке смирно". Все верно, но Полиция безопасности давно стала угрозой Эстонии, и также уже давным-давно русские стоят на коленях!
Для русских политиков, всей общины важно, чтобы, как центристы, так и соцдемы, проявили готовность к единению с третьей составляющей - "русской силой" Эстонии. Для этого надо показать всему эстонскому обществу, что центристы и соцдемы категорически выступают против такой ситуации в обществе, когда критикующие власть эстонцы считаются оппозицией, а делающие то же самое русские - "врагами эстонского народа".
Только в таком случае самостоятельные русские политики смогут быть готовы к единению и переговорам об условиях политического союза. Только в таком случае самостоятельные русские политики готовы "оживить" ту часть русского и русскоязычного электората (это треть неэстонского населения), которая давно не ходит на выборы.
Русские: кто старое помянет, тому глаз вон?
Если осознание правой угрозы дойдет до самостоятельных русских политиков, то им придется отказаться от критического отношения и к тем русскоязычным и русским политикам, которые находятся в стане центристов и соцдемов или близки к ним. В том числе и ко всем вчерашним интеллигентам-конформистам и прагматичным (читай: трусливым) политикам и общественным деятелям, которые еще вчера в упор не видели защитников "Бронзового солдата", к тем, кто ради лояльности и видимой патриотичности осуждали дозорных в меньшей или большей степени. Такое тем более возможно и необходимо, что желающее спасти себя любой ценой, находящееся в глубоком идейном кризисе Эстонское моноэтническое государство, не потерпит уже никакого вольнодумства. И в то же время недовольство властью уже столь сильно даже среди вчерашних конформистов, что те все меньше пасуют перед неслыханной и унизительной бесцеремонностью, наглостью и демагогией власти. Заметно выросло число недовольных среди не только русскоязычных и русских членов оппозиционных партий, но и беспартийных русских деятелей культуры, лидеров общественного мнения Эстонии.
Конечно, у самостоятельных русских политиков есть основание упрекать за молчание или конформизм и тех русских, для которых предпочтительнее оказались их личное положение в обществе, респектабельность в глазах эстонского общественного мнения, а также благополучие и причисление к статусу лояльной (читай: продажной) части русского населения. Да, многие из них сразу после "бронзовых ночей" получили от напуганной поначалу власти определенную компенсацию (за молчание?) в виде, как общественного признания, так и материальных подачек на умеренную общественную деятельность. По сути, так оплачивались усилия лояльных русских и русскоязычных лидеров за игнорирование "Ночного дозора", создание видимости умиротворения русской общины и обеспечения искусственного межэтнического замирения после апрельских событий 2007 года.
Все это было. Но сегодня даже они признаются опальными, "рукой Москвы", оказываются репрессированными, раздавленными под натиском правой угрозы.
Эстония подошла к самой критической точке своего развития за 20 лет восстановленной независимости. Поэтому, как это сделал осенью 2006 года "Ночной дозор", так и сегодня все здравомыслящие должны подумать о возможности создания единого левоцентристского фронта. Ибо правящей парламентской и правительственной клике не составит труда уничтожить противостоящие им левоцентристские силы по отдельности (сначала центристов, а потом и социал-демократов). Как это уже сделано с русскими партиями.