Данияр Аляутдинов: О развитии ситуации вокруг ядерной программы Ирана
В последнее месяцы обстановка вокруг Ирана заметно обострилась. Cо стороны США, ЕС и ряда стран
По данным
Ключевым аспектом ситуации вокруг иранской ядерной программы является противостояние региональных амбиций шиитского Ирана и суннитских монархий Персидского залива во главе с Саудовской Аравии, на которое накладывается стремление Израиля и США обеспечить свою "тотальную безопасность".
Нельзя рассматривать международную ситуацию вокруг Ирана без учета внутриполитической составляющей. В марте 2012 г. в Иране прошли парламентские выборы, которые продемонстрировали консолидацию общественных сил вокруг правящего режима на фоне относительно высокой явки избирателей. Выборы также подтвердили готовность большинства кандидатов работать на общую задачу - укрепление исламского строя республики и позиций ее верховного руководителя. Однако серьезным дестабилизирующим фактором внутриполитической обстановки остается экономическая политика кабинета Ахмадинежада, нацеленная на обеспечение полного контроля над национальной экономикой. Сложившаяся в стране ситуация чревата ухудшением социально-экономического положения и усилением протестных настроений в массах. Поэтому Тегеран вынужден использовать любую возможность для сплочения населения, акцентируя внимание на ситуации в ряде арабских государств и на недостатках политики, проводимой странами Запада по отношению к Ирану. Дополнительную обеспокоенность Тегерана вызывают ряд негативных тенденций международной ситуации: намерения правительства Израиля нанести точечные удары по ядерным объектам Ирана, возможное подключение к этой операции США, эскалация гражданского противостояния в Сирии, и угроза военной провокации в Ормузском проливе.
В свете вышеизложенного, можно выделить три основных сценария, по которым может пойти развитие международной ситуации вокруг Ирана в ближайшей перспективе.
Согласно первому сценарию, участникам конфликта удается удержать противостояние в мирных рамках и достичь консенсуса по отдельным вопросам. Эскалация конфликта не в интересах Ирана в связи с предстоящим в апреле с.г. вторым туром парламентских выборов. На фоне президентской избирательной кампании в США Белый дом также будет особенно избирательно реагировать на международные стимулы. Война не выгодна ОАЭ, которые, несмотря на нерешенный территориальный спор с Ираном и действующий режим санкций, продолжают получать выгоду от торговли с ним. Конфликт не выгоден Оману, имеющему свой "контрольный пакет" в Ормузском проливе и проводящему самостоятельную внешнюю политику. Финансовый кризис и режим санкции не позволяют как странам Запада и Ирану выделять большие средства, связанные с эскалацией конфликта. Кроме того, возможное смягчение экономических санкций в перспективе может побудить Иран к диалогу. Таким образом, стороны вновь могут вернуться за стол переговоров и возобновить работу в рамках "шестерки".
В случае реализации второго - кризисного - сценария возможна эскалация конфликта вплоть до использования вооруженных сил. Наиболее вероятным видится военное столкновение Ирана и Израиля. Тегеран ставит под сомнение право Израиля на существование, в то же время Тель-Авив фактически ведет диверсионную войну против Ирана, которая включает кибератаки, подрывы на ядерных объектах и убийства ученых-ядерщиков. Менее значительным видится риск столкновения между Ираном и Саудовской Аравией. Иран имеет серьезные инструменты влияния на расстановку сил на Ближнем Востоке. Во-первых, это спектр военно-политических организаций в Ираке, во-вторых, конспиративное подполье в суннитских монархиях Персидского залива - Саудовской Аравии, Бахрейне, ОАЭ и ряде других стран. Иран чувствует себя увереннее, проецируя влияние невоенными или паравоенными средствами, однако он не готов к масштабной региональной конфронтации. Не проявляют готовность к войне на этом этапе и саудиты.
В краткосрочной перспективе наиболее вероятным видится стагнационный сценарий. Он предполагает сохранение статуса-кво и торможение переговорного процесса при дальнейшем взаимном нежелании сторон идти на уступки.
Для России эскалация конфликта вокруг Ирана является жизненной угрозой ее интересам. Дестабилизация ИРИ приведет к деградации ситуации на южных границах России, прежде всего на Кавказе, и на Ближнем и Среднем Востоке в целом. В интересах Москвы продолжить настойчиво продвигать подходы, формирующие конструктивную альтернативу политике давления и конфронтации и выступать против любого военного варианта решения. Одновременно России необходимо добиваться деидеологизации иранского досье и побуждать партнеров вырабатывать свои подходы на принципах справедливости, законности и взаимности. Кроме того, должны быть учеты права на ИРИ развитие мирной ядерной программы. Выход видится в проявлении конструктивного подхода со стороны Ирана по снятию озабоченностей мирового сообщества относительно характера своей ядерной программы. Действенными шагами со стороны Тегерана в данном контексте были бы такие меры, как ратификация Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях МАГАТЭ, а также Договора о запрещении ядерных испытаний.
Данияр Аляутдинов
Студия прикладного анализа МГИМО (У) МИД РФ