В Великом Новгороде прошел фестиваль исторического кино "Вече". Корреспонденту ИА REGNUM удалось побеседовать с президентом фестиваля режиссером Светланой Дружининой.

Ходит много различных слухов о зверствах режиссеров на съемочных площадках. А многие известные режиссеры и сами называют себя тиранами. А Вы какой режиссер?

Знаю, что и обо мне ходит множество разных слухов, но я ведь знаю, каково это - быть актером и находиться по ту сторону черты. Сама была в прошлом артисткой и актеров хорошо понимаю, стараясь подтянуть их, вытянуть до необходимого мне уровня. Как правило, у меня с ними складываются хорошие отношения, и после съемок они охотно работают со мной и дальше. Было два исключения, это Шевельков и Жигунов. С одним из них я даже не здороваюсь. И работать с ними никогда не буду. Но это совершенно другая тема, здесь в большей степени играли роль не творческие качества, а человеческие. Но то, что я дружу с актерами, совсем не значит, что я с ними сюсюкаюсь. Бывают и споры, но актер всегда точно знает, что этот спор творческий. Иногда я даже снимаю два или три дубля: мой и актера, еще какой-то. Я категорически против крика, визга, мата на съемочной площадке.

Актерское место дает возможность процветания гордости, и когда человек амбициозен, то это маленький микромир. Тогда режиссер может поставить себя как центр вселенной, как пуп земли, и есть такие деспоты, которые любят себя безоглядно и все подчиняют своему Я. Как правило, я так не делаю, в таком режиме у меня просто ничего не получается. Но я очень требовательна к актерам. Прошу, заставляю или провоцирую сделать то, что мне нужно, особенно при работе с непрофессиональными артистами. Это зачастую совсем не просто физически, и актерам непросто. Но если они знают, что вы их любите и требовательно относитесь к ним, то они это понимают.

Какая самая страшная "байка" ходит о режиссере Дружининой?

Они связаны, скорее, не с артистами. А с работой с другими членами съемочной группы. Дело в том, что я очень не люблю лодырей, а это очень быстро выясняется на съемочной площадке. Один раз человек что-то не сделал, другой, а ведь из-за него страдает весь огромный коллектив. Таких людей я выгоняю сразу, вне зависимости от того, просят за него или нет. Однажды солгавший солжет и в другой раз. Поэтому у меня очень небольшая съемочная группа. Все это очень ответственные люди.

Как у Вас строятся отношения со звездами на площадке?

Я не очень хорошо понимаю слово звезда. Думаю, что звезда - это образ жизни. Как Пугачева, например. А в кинематографе - блеснул человек один раз, взлетел на пике популярности. Сейчас это происходит с актерами сериалов. Сериал - и завтра его все узнают. А он ходит со сдвинутой головой.

Я "методом тыка" смотрю все, что показывают по телевидению, чтобы знать, кто на каком канале живет. Например, в "Бригаде" я помню двух ее членов. Естественно, Безрукова и того, чей персонаж носит кличку "Космос". Других я никак не могу запомнить. Но по коридорам киностудии "Мосфильм" ходит совершенно безумный человек, который никого не видит и несется, как тайфун, и все должны уступать ему дорогу. Я как-то спросила: "А это кто так невоспитанно себя ведет?" Мне говорят: "Как! Он снимался в "Бригаде"! Вы что, его не помните!" Я его не запомнила, а у него уже крыша поехала. Он звезда, и его жалко, потому что он несчастный.

Чем выше классом артист, тем легче с ним работать. Чем талантливее артист, тем легче с его струнами взаимодействовать и можно ему и прощать многое. А с теми, у кого мгновенно едет крыша, работать тяжело. А я с такими не работаю вообще.

Как складывается отношения с теми актерами, которые стали популярными, сыграв в Ваших фильмах?

Я где-то даже прочитала, что Дружинина делает звезд. И Катя, которая играет молодую Елизавету, будет звездой. После нашей картины она уже снялась в великолепной саге о Москве по Аксенову. А рекомендовал ее туда, кстати, Павел Финн, мой сосценарист. Должно быть 26 фильмов, после первых шести серий ее уже узнают. Она шла с первого курса и всегда слушалась, хорошо выглядит на экране, работает и поэтому многого достигнет.

Как с ними работается потом, например, с Харатьяном?

Я прекрасно работаю с Дмитрием Харатьяном. Прекрасно работается мне и с Сергеем Шакуровым, сыгравшим князя Меншикова. Я боюсь загадывать, но думаю, что в серии "Тайны дворцовых переворотов" у него будет еще роль. Здесь нужно точно подобрать образ, чтобы не было узнаваемо лицо, но в то же время была бы какая-то мистика. Есть, однако, два актера, с которыми я работать не буду никогда. Правда, говорят, Жигунов хочет помириться и очень переживает. Он даже хотел пробоваться на роль Петра Великого и даже сделал грим. Но это категорическое "нет".

Как Вы пришли к мысли взять на роль Петра I Николая Караченцева в фильме "Завещание императора"?

На самом деле их лица очень похожи. Одна лепка лица, у Караченцова такая же скуластая физиономия, как у Петра. У обоих открытый мощный темперамент. Правда, у них не похож рост. Он мне так и сказал: "Я же маленький?" Но по фильму он все время лежит. А когда он стоит, то камера снимает его все время снизу вверх, а свет установлен так, что тени под потолок. А когда он в кадре вместе с Екатериной, то там сознательно сделана мизансцена. Она падает и ползет от него по полу. Остальное время он умирает.