"Пациент уже в амнезии": президент Приднестровья рассказал о кризисе в экономике ПМР
Сегодня, 20 марта, президент Приднестровской Молдавской Республики
В своем послании Шевчук призвал "перенять лучшее из прошлого и скорректировать механизмы организации власти, механизмы организации экономики, так как эти механизмы не совсем эффективны и порой были выгодны и выгодны сейчас лишь только узкой группе лиц". "Право людей выражать свое мнение законными способами гарантировано Конституцией, но сегодня желание ряда представителей проигравшей политической и экономической элиты манипулировать фактами, использовать старые властные схемы, схемы политической коррупции в органах власти, вводя людей в заблуждение, разжигая рознь, в дальнейшем недопустимы. Нам нужно правление общества, а не потакание корыстным пожеланиям или капризам меркантильных "новых" приднестровцев. Важно понимание, что интересы государства и коммерческие интересы - это не всегда одно и тоже", - отметил президент ПМР.
"В направлении внешней политики мы провозгласили и реализуем политику взаимовыгодного сотрудничества, и, в первую очередь, в культурной, образовательной и экономической сферах, - продолжил Шевчук. - Мы понимаем: эти сферы должны стать приоритетными для совершенствования условий жизни граждан, и мы готовы последовательно, в рамках взаимовыгодных партнерских отношений идти к поставленной цели. При этом сотрудничество ни в коем случае не предполагает изменение политического целеустремления граждан Приднестровья, направленного на строительство государства. Мы готовы к открытому сотрудничеству, но не будем приветствовать попытки навязать какие-либо невыгодные Приднестровью политические конструкции в ущерб интересам граждан ПМР и государству".
Президент ПМР напомнил, что совокупный долг республики, с учетом газового долга, сегодня превышает $3 млрд., дефицит бюджета на 2012 год составляет 68,6%, а золотовалютный резерв страны на 1 января 2012 года составил отрицательную величину. "Итак, основная задача сегодня - выйти из западни долгов и неэффективного управления в условиях продолжающегося воздействия внешних негативных объективных факторов, в том числе, продолжение блокирования возможностей нашей экономики искусственно созданными препонами при перемещении экспортируемого товара через приднестровско-украинскую границу, а также нетарифными ограничениями, действующие в отношении наших экономических агентов", - отметил Шевчук.
"Итак, экономика Приднестровья в глубоком кризисе, как говорят в больнице: "пациент уже в амнезии", - продолжил президент ПМР. - Стагнация всех секторов экономики - результат, в том числе, и падения потребительского спроса. Экономические неурядицы выталкивают наших сограждан в бедность, провоцируют рост напряжения в обществе, вызванного, в том числе, недоверием населения к стабильности экономики Приднестровья и к перспективам ее развития. Затягивание с внедрением мер по антикризисному управлению привело к усилению рецессии. Напомним, что в Приднестровье антикризисная программа была разработана и вступила в действие в первой половине 2009 года, при этом порожденные кризисом проблемы до сих пор не решены. Вовлечение части российских ресурсов смягчило воздействие на приднестровскую экономику мирового финансового кризиса. Использование инерционной модели управления экономикой привело к тому, что нынешнее правительство не располагает достаточными рычагами и пространством для маневра".
По словам главы государства, перед республикой стоит задача макроэкономической стабилизации. "В этих целях необходимо обеспечить последовательное снижение бюджетного дефицита через рост доходов. Необходимо дополнительно улучшать условия для привлечения инвесторов в сектор с наиболее высокой долей добавленной стоимости - сектор промышленности. С учетом высоких рисков, связанных с непризнанностью нашего государства и экономической нестабильностью, в том числе и блокирование железнодорожного сообщения с соседними с нами странами, правительство готово пойти на принятие мер по дополнительному льготированию хозяйственной деятельности в сфере промышленности, в сфере новых технологий, в сфере промышленной переработки сельскохозяйственной продукции. Данные льготы в условиях кризиса могут быть представлены в виде налоговых каникул для вновь создаваемых производств, а также в виде свободных экономических зон для депрессивных районов и населенных пунктов республики. Для достижения положительной динамики роста экономики нам предстоит грамотно реализовать комплекс мер государственного регулирования по ограничению деятельности крупных хозяйствующих субъектов путем вовлечения новых экономических агентов, способных создать условия для реальной, а не формальной конкуренции, что приведет к демонополизации сегментов рынка. Тем самым мы создадим предпосылки для вовлечения большего количества хозяйствующих субъектов, предлагающих в условиях конкуренции различные приемлемые по ценам товары и услуги".
Шевчук подчеркнул, что на первоначальном этапе разработки и реализации этих мер "без внешних ресурсов не обойтись". "Но, обращаясь за финансовой помощью, мы должны предлагать нашу модель последовательных действий по выходу из сложнейшей экономической ситуации. Для реализации поставленных перед нами задач экстренно необходимо рассмотреть комплекс антикризисных мер, предопределяющих стабилизацию сложившейся экономической ситуации. Не только в политике, но и в экономике нам необходимо реализовать тактику "четких шагов", то есть упрощать процедуры, препятствующие развитию деловой активности, а добросовестный, ответственный и социально-ориентированный бизнес должен получить режим благоприятствования", - отметил президент.
Он также отдельно остановился на анализе итогов проведенной приватизации. "Можно констатировать факт того, что свыше 90% государственных объектов оказались в частной собственности. Несмотря на то, что есть незначительное количество объектов, по которым можно признать приватизацию успешной, практика прошлых лет указала на необходимость внесения изменений в нормативные акты, регулирующие порядок приватизации, в части оформления перехода права собственности на объект приватизации лишь только после выполнения покупателем взятых на себя инвестиционных обязательств. Кроме того, необходимо разработать упрощенный порядок проведения процедуры возврата данных объектов в случае невыполнения инвестиционных обязательств и, как следствие, подвергнуть ревизии договоры по объектам приватизации на предмет выполнения взятых обязательств там, где они были не исполнены. Мы защищаем все формы собственности, но также должны защищать и интересы государства от действий обычных мошенников: или инвестиционные условия выполняются в полном объеме, или мы перезаключаем договоры на новых условиях с указанием конкретных периодов и сумм, вовлекаемых инвестором в производство для развития объекта, или возвращаем в государственную собственность и находим эффективных собственников. Данные подходы должны быть понятны всем и содействовать формированию большего количества рабочих мест, тем самым сократив уровень безработицы. Основания невыполнения установленных договором приватизации обязательств в части невыплаты зарплаты, сокращения числа работников, снижения уровня производства должны быть императивными, со 100-процентной предсказуемостью факта изъятия государством собственности у инвестора, за исключением форс-мажорных обстоятельств", - отметил Шевчук.
В области таможенной политики президент считает необходимым "рассмотреть концепцию о минимизации таможенной пошлины на ввозимые товары, не имеющие идентичных либо однородных товаров в стране (за исключением подакцизных товаров), с усилением мер ответственности за незаконное перемещение товаров через государственную границу". "Прозрачный учет оборота подакцизных товаров раскроет реальные источники доходности теневой экономики. Новые правила торговли в настоящее время должны создать условия прозрачности оборотов внутреннего рынка", - подчеркнул глава республики.
Также была отмечена необходимость реализации правоохранительными органами "поступательной тактики в сфере пресечения экономических и должностных преступлений, дабы выбивать экономическую основу преступности, использующей порой теневые ресурсы, подкупая чиновников, депутатов и иных должностных лиц". "Приднестровская экономика находится в агрессивной среде, и в этой связи правоохранительная система должна стать эффективным инструментом защиты и государственных интересов, и ущемленных интересов хозяйствующих субъектов. Системная уязвимость правоохранительной структуры усиливается факторами проникновения в данную систему представителей коммерческих структур в целях реализации четких сценариев прикрытия конкретных узких экономических интересов. В некоторых случаях органы правопорядка не хотят связываться с некоторыми "силами" Приднестровья, и здесь правительству и силовым структурам необходимо направить свое внимание на создание предпосылок по восстановлению правопорядка и реализации принципа неотвратимости наказания", - отметил Шевчук.
"В связи с тем, что консервативные подходы регулирования экономики страны могут привести к усугублению экономической ситуации, на данном этапе развития нашего государства целесообразно применить стимулирующие антикризисные инструменты, - заявил Евгений Шевчук. - Для эффективной реализации принятых антикризисных мер всем органам власти необходимо действовать сплоченно и принимать конкретные решения для стабилизации сложившейся кризисной обстановки. Эффективность управленческих решений должна определяться системой последовательных и взаимосвязанных действий: от планирования и реализации до контроля и ответственности. С учетом того, что на стимулирование изменений просто нет средств, государственные решения должны быть тем активом, который будет влиять на положительную динамику. И чем слаженнее и оперативнее мы будем реализовывать наши планы, тем эффективнее будет деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, и тем результативнее станут действия государственных органов в целом для наших граждан".
"Хочу сегодня поблагодарить наших граждан за терпение, трудолюбие и заверить в том, что курс на позитивные преобразования неизменен. В сложнейших условиях 2012 год должен стать годом восстановления управляемости государства и стабилизации экономического положения в стране. Наш серьезный потенциал - это позитивное мышление, конструктивные действия, партнерские взаимодействия всех граждан, общественных организаций с органами местного самоуправления, органами государственной власти. В таких сложных условиях сила духа, духовность, работа во имя добра, когда сильный помогает слабому и все берегут стабильность, являются неотъемлемыми элементами успеха наших действий. Я уверен, что при создании условий для раскрытия человеческого потенциала внутри ПМР и активном взаимодействии с внешним миром и с нашими друзьями в России, нас ждет успех", - подвел итог Шевчук.