Интервью ИА REGNUM с руководителем Исследовательского центра Восток-Запад политологом Арастуном Оруджлу (Баку):

ИА REGNUM: Традиционный вопрос: как вы оцениваете сложившуюся в Азербайджане общественно-политическую ситуацию. Судя по происходящим за последние месяцы событиям, общественно-политическая ситуация в Азербайджане выглядит не так стабильно, как это было скажем год и более назад.

В принципе эта пресловутая стабильность заметно пошатнулась уже год назад, когда на фоне "арабской весны" началась активность в стане оппозиции и среди молодежи. Поэтому сложившуюся с марта прошлого года общественно-политическую ситуацию в Азербайджане уже трудно было бы называть стабильной. Но тогда власти как бы приняли превентивные меры, осудив по сфабрикованным обвинениям 17 представителей Общественной Палаты на разные сроки. Признаться, подобная мера хоть и частично, но все-таки оказалась эффективной, так как власть порой умело манипулировала фактом осужденных оппозиционеров для влияния на поведение оппозиции, Оппозиция же по многим объективным, но я убежден, что в еще большей степени по субъективным причинам оказалась активной соучастницей этой игры. Де-факто властям частично удалось превратить главное ядро демократической оппозиции - Общественную Палату в некую правозащитную структуру. К сожалению, должен заметить, что это произошло не без поддержки части самих членов Общественной Палаты. Насколько осознанно было это затрудняюсь говорить, но возможно для кого-то правозащитная деятельность в этой структуре оказалась более привлекательной, чем жесткая концептуальная борьба с властью. Однако, выигранное время самой властью было использовано, мягко говоря, не очень эффективно, скорее даже наоборот. За прошедший год мы наблюдали еще более стремительный развал в системе управления, углубление кризиса во внешней политике, рост коррупции и беззакония, Резюмируя сказанное, с глубоким сожалением, но достаточно уверенно можно сказать, что в Азербайджане начался кризис системы. Первые признаки этого кризиса уже заметны: недавнее восстание в Губе, в небольшом северном районе, с последующим изгнанием представителя президента в этом районе - главы местной администрации, брожение в южных регионах, пострадавших от наводнения и нерациональное поведение властей на фоне всего этого. Если добавить к этому еще и фактическое отсутствие какой-либо системы общественно-политических отношений в стране, то нетрудно догадаться, что вероятность спонтанно-хаотического развития ситуации в Азербайджане достаточно велика.

ИА REGNUM: Но власть утверждает, что она достаточна сильна и что ситуация находится под ее полным контролем. Даже проводятся кое-какие реформы. Например. пару дней назад был подписан президентский указ о компенсации сбережений населения, оставшихся с советских времен, а 17 марта была проведена первая за последние 7 лет санкционированная акция протеста молодежи.

Начнем с того, что ни одна власть никогда не скажет, что она слабая и не контролирует ситуацию. Вот почему даже за день до трагического убийства ливийский лидер Муаммар Каддафи заявлял, что он законный глава государства и что полностью контролирует ситуацию в стране. Подобные заявления, скорее всего, служат цели мобилизации сторонников и укрепления власти, но если власть нуждается в укреплении, значит уже есть какие-то проблемы. Если власть, которая постоянно хвастает многомиллиардными нефтяными доходами и валютными запасами только сейчас, кстати, самой последней в постсоветском пространстве вспомнила о компенсации советских сбережений населению, то значит именно сейчас имеются на то довольно серьезные причины. Я еще не говорю о мизерной форме индексации при компенсации этих сбережений. Если вдруг только сейчас вспомнили, что существует конституционное право на свободу собраний, значит что-то не так выглядит, как это пытаются представить. Я могу продолжить список этих "реформ", однако не нахожу даже нужным анализировать все эти спонтанные полумеры, которые однозначно направлены на создание видимости реформ. И все это продиктовано не только внутренними причинами, но и также четко видны довольно очерченные контуры геополитических причин.

ИА REGNUM: Что вы имеете в виду под геополитическими причинами? Азербайджан всегда утверждал, что ведет сбалансированную внешнюю политику, основанную на условиях добрососедства и взаимовыгоды. Неужели теперь все это меняется? Если да, то крен в какую сторону следует ожидать?

Думаю, реально такого баланса во внешней политике не было и ранее. Просто был период, когда существовал тайм-аут в борьбе сверхдержав за влияние в регионе, что азербайджанские власти представляли как успех собственной внешнеполитической "стратегии". Мы за все эти годы многократно предупреждали, что только выбор внешнеполитических приоритетов может обеспечить гарантированную безопасность и стабильность. Вот сейчас настало время "собирать камни", а собрать оказалось нечего. В сложившихся реалиях у Азербайджана остался единственный выбор - интеграция в Европу и евроатлантическое пространство. Раньше нас туда активно приглашали, а сейчас уже ситуация изменилась коренным образом и Европа (де-факто Запад) ставит конкретные условия о проведении политических и экономических реформ. А в этом руководство Азербайджане абсолютно не заинтересовано, так как по глубокому убеждению власть имущих любая реформа непременно приведет к развалу правящей системы. Однако, мы думаем, что реформы нужны будут в любом случае, независимо от того, кто их требует. Так как признаки кризиса системы уже налицо, безотлагательное проведение реформ могло бы быть единственной эффективной мерой для спасения ситуации. И того же требует Европа, но официальный Баку пытается всеми возможными способами избежать реформ, даже ценой искусственного повышения существующей напряженности в регионе. К сожалению, на уже ставшую традиционной антиазербайджанскую политику Тегерана, стал регулярно и активно реагировать также официальный Баку.

ИА REGNUM: Вы считаете, что рост напряженности в двусторонних отношениях между Азербайджаном и Ираном является результатом сознательной деятельности Баку и Тегерана? Поведение Тегерана в данном случае еще как-то можно понять, ведь Иран порой использует жесткую риторику не только в отношении Азербайджана, но и некоторых других соседей. Но зачем же такой риск нужен Баку?

Я совсем не исключаю, что кое-кто в Баку думает, что именно в условиях перманентного противостояния с Ираном можно заручиться поддержкой, надежными гарантиями со стороны Запада и ускорить процесс интеграции в Евроатлантические системы безопасности, избегая требуемых реформ. Вот почему за последние месяцы мы наблюдаем "оптовые" аресты иранских шпионов и террористов в Азербайджане, что порой доходит до абсурда. Я далек от мысли утверждать, что тегеранский режим ведет себя в отношении Азербайджана как ангел, однако можем констатировать, что азербайджанские власти тоже не против именно сейчас подливать масло в огонь. Не исключено, что подобная реакция Баку также поддерживается и другими силами, заинтересованными в росте напряженности в регионе, желающими использовать подобное развитие в качестве повода для начала активных действий против Ирана. Но думается, нетрудно догадаться какую цену придется платить Азербайджану при таком повороте событий. Вот почему мы считаем, что лучше, безопаснее и дешевле будет все-таки проводить реформы.