Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" Эльханом Шахиноглу (Баку):

ИА REGNUM: Господин Шахиноглу, какие могут произойти изменения в российско-азербайджанских отношениях после избрания Владимира Путина президентом?

Существенных изменений я не предвижу. Тут надо вспомнить первые два срока президентства Путина в 2000-2008 годы. Тогда Путин свою первую официальную зарубежную поездку совершил в Азербайджан. Это было своего рода неожиданностью для многих, так как до этого визита отношения между двумя странами развивались не в лучшую сторону. Москва обвиняла Баку в содействии чеченским полевым командирам, а Баку обвинял Кремль в незаконной передаче Армении вооружений на сумму более миллиарда долларов. Борис Ельцин несколько раз встречался с Гейдаром Алиевым, но толка от подобных встреч было мало. После того как президентом стал Путин и вслед за его визитом в Баку в российско-азербайджанских отношениях начали проявляться позитивные импульсы. К сожалению, эти импульсы не решили те острые вопросы, которые существуют до сих пор.

ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?

Как жест доброй воли, Баку забыл про двухстороннюю комиссию, созданную с благотворения Ельцина и Алиева и которая должна была расследовать, как российское оружие попало в Армению. Понятно, что Кремль не был заинтересован в активной деятельности данной комиссии. Баку все время делал упор на важности работы комиссии. Но после приезда Путина в Баку про комиссию "успешно" забыли уже обе стороны. Вторым встречным шагом азербайджанской власти стало закрытие представительства Чечни в Баку, которое тогда контролировалось сторонниками Аслана Масхадова. Кроме этого, чтобы не рассердить нового хозяина Кремля, Баку начал дистанцироваться от планов НАТО по расширению на восток.

ИА REGNUM: И что же последовало в ответ?

Принципиально ничего. Просто между лидерами России и Азербайджана установились теплые и, как говорят дипломаты, доверительные отношения, да и Кремль в отличии от середины 1990-х годов не так усердно выступал против тех энергетических проектов Азербайджана, которые связывали его с западными рынками, проходя мимо территории России. Основные ожидания Баку, что Путин даст толчок для справедливого решения Нагорного Карабаха, не оправдались. Наоборот, военно-стратегические отношения с Арменией для Кремля стали первоочередными на Южном Кавказе. Кремль, как поставлял оружие Армении в ельцинские времена, так и в путинские годы делал то же самое.

ИА REGNUM: Но ведь были еще 4 года президентства Дмитрия Медведева...

Надежды Баку на Медведева были очень большими. Официальный Баку пошел тем же путем встречных уступок, как ранее, когда рассчитывал на Путина. Баку заключил с Москвой новые газовые соглашения, вызвав тем самым гнев Вашингтона, Брюсселя и Анкары, дистанцировался от проекта NABUCCO в надежде на то, что новый хозяин Кремля приблизит справедливое решение нагорно-карабахской проблемы. Но как старый, так и новый хозяин Кремля, не оправдали ожиданий официального Баку.

По моим наблюдениям, после всех этих неоправданных ожиданий для властей Азербайджана стало уже очевидным, что кем бы не был хозяин Кремля, коммунистом, националистом или либералом, он не заставит Армению освободить захваченные оккупированные территории вокруг Нагорного Карабаха.

ИА REGNUM: То есть вы думаете, что президент Путин ничего не предпримет для разрешения конфликта?

А зачем это ему? Вряд ли Путин войдет в историю как посредник, разрешивший нагорно-карабахский конфликт. У Медведева был такой шанс и, возможно, были благие намерения. Но он не решился пойти против воли тех политических и военных кругов России, для которых такие слова, как "плацдарм" и "форпост", важнее стратегических отношений с Азербайджаном. Благие намерения у Путина в этом вопросе вообще отсутствуют. Наоборот, когда Медведев вел трехсторонние встречи с Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном, Путин устраивал непонятные переговоры с бывшим президентом Армении Робертом Кочаряном. Эти переговоры были своеобразным давлением на Медведева и на Саргсяна, чтобы те не решились заключить справедливый мир с Азербайджаном. Так что, каким президентом будет Путин в вопросе разрешения конфликта, ясно и сейчас, когда до его инаугурации осталось еще несколько месяцев.

ИА REGNUM: А что же будет с Габалинской РЛС?

Когда в 2002 году подписывался договор по использованию Габалинской радиолокационной станции, оппозиционные партии и основная часть общественности Азербайджана были настроены против соглашения с Кремлем. Да и Вашингтон с Анкарой тоже не были в восторге от продления аренды. Но шел второй год президентства Владимира Путина и, как я уже отметил, после продолжительных напряженных лет "холодной войны" с Борисом Ельциным, Гейдар Алиев нуждался в оттепели с новым хозяином Кремля, и соглашение по РЛС пришлось как нельзя кстати. Но теперь, когда Путин возвратился в Кремль в третий раз, Баку уже не так заинтересован в вопросе продления аренды Габалинской РЛС.

ИА REGNUM: Что же изменилось в подходе Баку?

За десять лет многое изменилось. При помощи нового и более совершенного модуля Россия будет более усердно контролировать двух стратегических союзников Азербайджана - Турцию и Пакистан. Это не отвечает национальным и внешнеполитическим интересам Азербайджана. Новое соглашение противоречит военной доктрине Азербайджана, принятой парламентом в прошлом году. Поэтому неспроста на официальных переговорах представители Азербайджана назвали завышенную цену за аренду: 300 миллионов долларов. Это в 40 раз больше нынешней цены. Неоправданные надежды на Кремль в разрешении нагорно-карабахской проблемы тоже оказывают немаловажное влияние на позицию Баку в вопросе Габалинской РЛС.

ИА REGNUM: Но пойдет ли Ильхам Алиев на осложнение отношений с Путиным из-за РЛС?

Времена меняются и Алиев не тот. Ильхам Алиев уже не прочь пойти на углубленные отношения и с НАТО, и с Вашингтоном и даже с Тель-Авивом. Кроме прочего, на Алиева давит Тегеран, который все время наращивает планы, как бы сделать больнее Азербайджану. Вот и приходится идти Алиеву на военное сближение с Западом. Но это не означает, что у Кремля нет шансов заключить соглашение по РЛС с Баку. Полагаю, что первая же тема, которую Путин обсудит с азербайджанским коллегой, будет включать в себя и РЛС, и Карабах. Баку начнет торг с Москвой и главный объект торга известен: справедливое разрешение нагорно-карабахского конфликта в обмен на использование РЛС, даже за гораздо более скромную цену. Хотя в успех такого торга я мало верю...