Дмитрий Ермолаев: Латвия давно форматирует под себя рамки российско-латвийского диалога
В тихой заводи российско-латвийских отношений разразился скандал - МИД Латвии объявил персонами нон грата двух российских историков, директора и руководителя исследовательских программ фонда "Историческая память" Александра Дюкова и
Обе причины, и официальная, и неофициальная - не выдерживают никакой критики. Дюков и Симиндей и до организации выставки "Угнанное детство" освещали в своей работе тему преступлений нацистских коллаборационистов из числа жителей Латвии и я бы не сказал, что эта экспозиция как-то выделялась из этого ряда. Тем более, что МИД Латвии успел разобраться, что в вызвавшей скандал передаче на ТВЦ о выставке журналистами был добавлен ряд иллюстрационных материалов, к выставке не относящихся.
Так зачем же даже после выяснения недоразумения с передачей ТВЦ российских историков объявили персонами нон грата? Позволю предположить, что выставка, к которой с точки зрения исторической науки сложно предъявлять претензии, стала лишь поводом для объявления Дюкова и Симиндея персонами нон грата. Причины же этого шага латвийских властей следует искать в иной плоскости.
Как видится, попытка удалить Дюкова и Симиндея с поляны российско-латвийских отношений в области истории (запрет на въезд в страну явно затрудняет работу историка, исследующего прошлое этой страны), де-факто их маргинализировать - всего лишь звено в многолетней работе латвийских властных структур и спецслужб по переформатированию рамок российско-латвийского исторического дискурса под себя, то есть выстраивание его под единственную цель - добиться признания Россией латвийской концепции "советской оккупации" Прибалтики. Подчеркну, что объявление Дюкова и Симиндея, последовательно на фактах доказывающих несостоятельность латвийской официальной концепции "оккупации", персонами нон грата - лишь звено.
Почему лишь звено, будет понятно из перечисления уже достигнутого латвийскими властями и спецслужбами на этом направлении. Кстати, отмечу, что Министерство иностранных дел Латвии как-то неловко "засветило" именно роль латвийских спецслужб, заявив, что решение об объявлении Дюкова и Симиндея персонами нон грата было принято на основе заключения "компетентных структур". Признав тем самым, что и так всем было известно, а именно: латвийские спецслужбы активно участвуют в вопросе продавливания латышской концепции "оккупации" как краеугольного камня нынешней латвийской государственности.
Итак, начнём с встречи президентов России и Латвии
Как латвийским властным и иным структурам это удалось, не знаю, но Латвия сумела пролоббировать назначение на пост председателя российской части комиссии нескрываемо желанного для латышских историков академика
"Чубарьян хорошо нам знакомый историк, долгое время он был членом комиссии латвийских историков. Он знающий историк с современными взглядами", - так глава латвийской части двусторонней комиссии, яростный сторонник концепции "советской оккупации" Инесис Фелдманис публично заявлял о Чубарьяне ещё до его назначения председателем российской части комиссии. На этом моменте надо остановиться особо, он знаковый. В течение двух лет Чубарьян был членом комиссии историков при Президенте Латвии и вышел из её состава только под давлением российской общественности, в том числе Владимира Симиндея. А работа в этой латвийской президентской комиссии предусматривала, как минимум, "возмещение расходов на научную деятельность и командировки".
Так какие же выводы сделал Фелдманис из знакомства с Чубарьяном? На этот вопрос можно ответить, ознакомившись со словами самого Фелдманиса в его интервью трёхлетней давности латвийской Neatkarīga rīta avīze, то есть в то время, когда Фелдманис уже был хорошо знаком с Чубарьяном: "Мы доказали факты оккупации Латвии - как первой, так и второй оккупации. Однако сейчас достигнут известный прогресс: не знаю ни одного российского историка, который бы резко выступал против утверждения, что Латвия была оккупирована". То есть из этого можно сделать вывод, что Чубарьян, работая в латвийской комиссии историков при Президенте Латвии, особо-то и не возражал против концепции "оккупации".
После того, как Чубарьян был каким-то образом всё же назначен сопредседателем российской части комиссии, о чём общественность узнала лишь спустя месяц после состоявшегося решения, когда журналисты случайно наткнулись на документы за подписью Чубарьяна уже в новом качестве, - закипела работа по формированию российской части комиссии. И закипела она не где-нибудь, а в посольстве Латвии в Москве, где всегда радушно принимают Чубарьяна. В результате в комиссию был включён бывший научный руководитель диссертации друга посла Латвии в России Эдгара Скуи - кировского губернатора Никиты Белых
Отметим, что в некоторой степени латышским языком в российской части комиссии владеют лишь Е. Назарова и М. Михайлова. На этом фоне странно выглядит невключение в комиссию того же В.Симиндея, владеющего в полном объёме латышским и являющегося специалистом по латышской историографии, латвийской и эмигрантской.
Вот на этом фоне и состоялось надуманное объявление Латвией Дюкова и Симиндея персонами нон грата. Как видится, означают действия латвийских властей лишь одно - зачистку поляны российско-латвийских отношений от неугодных официальной Риге российских историков. Отметим и то, что реакции Чубарьяна на действия в отношении Дюкова и Симиндея (даже хотя бы протокольно-корпоративной, в защиту свободы науки) так и не последовало. Фелдманис же со ссылкой на знакомых ему российских историков назвал Дюкова "маргинальным историком". А с кем общается Фелдманис среди российских историков, мы уже рассказывали.
Мой прогноз, к сожалению, пессимистичен. Латвии в очередной раз удастся "визовая разводка", благодаря которой латыши удаляют с поляны двусторонних отношений невыгодных им россиян. А двусторонняя комиссия историков продолжит свою работу, при чём российская её часть под руководством Чубарьяна не будет стараться противостоять латвийской концепции "оккупации". А там недалеко и до реализации формулы известного латвийского официозного историка, одного из идеологов концепции "оккупации" Айвара Странги: "Было бы хорошо добиться хотя бы признания оккупации. Затем сожаления. Бог даст когда-нибудь и извинения".