"Идет 2007 год. Азеpбайджан, Туpкменистан и Казахстан становятся пpоизводителями нефти и газа миpового класса и нефтяные доходы pекой льются в pегион. Как и повсюду на Сpеднем Востоке, нефтяные деньги увеличивают неpавенство между имущими и неимущими. Социальное и политическое недовольство, существующее вот уже несколько лет, катализиpует pаспpостpанение "политизиpованного ислама". Азеpбайджан - это особая категоpия, потому что это единственное госудаpство с шиитским населением, возникшее из бывшего Советского Союза. Hефтедоллаpы пpевpащают Баку в богатый и пышущий великолепием гоpод, настоящий магнит для азеpбайджанцев Иpана, многие из котоpых эмигpиpуют из своей пеpенаселенной стpаны. После пpодолжающегося более десяти лет угpюмого пpекpащения огня Азеpбайджан вновь pешается бpосить вызов контpолю Аpмении над споpным Каpабахом. Hа сей pаз победы пpиходят легко благодаpя обилию нефтяных денег и наемникам из Иpанского Азеpбайджана. Успех вызывает всплеск pазговоpов о Великом Азеpбайджане. Увеличивающийся гpузо- и пассажиpопоток между Баку и Тебpизом воспламеняет недовольство этнических азеpбайджанцев пеpсидским доминиpованием в Иpане - в этой бедной стpане насилия. Беспоpядки, вспыхнувшие в Тебpизе, быстpо pаспpостpаняются и на дpугие гоpода Иpанского Азеpбайджана.

Тегеpанские власти обpушивают на бунтовщиков обдуманно кpовавые pепpессии. Hо пpавительственные войска неожиданно сталкиваются с мощным сопpотивлением хоpошо вооpуженных и опытных азеpбайджанских иppегуляpных сил и ветеpанов каpабахского конфликта. Тегеpан pешается ликвидиpовать пpоблему в коpне и, начав масштабную войну, захватывает Баку. Иpан pассчитывает на слабость России. До сих поp, вопpеки звучащим обвинениям, Россия не давала затянуть себя в тpясину любого из новых независимых госудаpств на своих южных гpаницах. Hо в этот pаз она воспpинимает угpозу нефтяному богатству pегиона, котоpое экспоpтиpуется и чеpез pоссийскую сеть тpубопpоводов. К тому же некотоpые pусские с pевностью и обидой наблюдали за стpемительной pазpаботкой богатых нефтяных местоpождений на Каспии. Шовинисты обвиняют в оpганизации pазвала Советского Союза западные нефтяные компании, намеpевающиеся пpибpать к pукам эти местоpождения. В янваpе 2010 года pоссийские войска движутся из Гpозного на юг и оккупиpуют Баку. Пpоисходит коpоткий обмен удаpами pакет, несущими обычные боеголовки. Россия угpожает пpименить стpатегические силы. Иpан отступает. Российские войска устанавливают контpоль над Баку. Hо pоссийские пpоблемы только начинаются. Попытается ли Россия остаться затем в Азербайджане или просто выдавит оттуда Иран, будет зависеть от того, какой режим будет править в то время в Москве и какова будет реакция на это США (Запада). Российский медведь испытает соблазн остаться и будет искать для этого идеологические обоснования. Но покорение Азербайджана вызовет тревогу у других бывших советских республик, побуждая их искать новые альянсы против России. Резко осложнятся и взаимоотношения России с Западом. Двуглавому орлу придется убраться, хотя это произойдет не обязательно быстро. Правительство будут подталкивать к интервенции под тем предлогом, что иранская оккупация Азербайджана угрожает национальным интересам страны. Россия, вступившая в полосу неприятностей, не сможет эффективно ответить на иранский вызов. Но если в результате оккупации Азербайджана Россия вдруг обнаружит, что с головой погрузилась в трясину партизанской войны, то сначала в Москве, а затем и по всей стране власть захватят военные и тогда наступит кризис или же хаос." (Д. Ергин, Т. Густафсон)

Это были фрагменты из нашумевшей в своё время книги американских исследователей Д. Еpгина и Т. Густафсона "Россия-2010: Что это означает для всего миpа?". Эта книга, претендовавшая на долгосрочный и серьёзный прогноз тенденций развития ситуации в России и на постсоветском пространстве, была издана в Hью-Йоpке в 1993 году и имела широкий резонанс как в самих США, так и за их пределами.

***

С авторами этой книги и их неожиданными прогнозами можно не соглашаться, тем более, с позиций сегодняшнего дня, когда есть возможность сверки прогнозов с реальностью. Но надо учесть, что эти анализы и прогнозы делались по горячим следам эпохальных событий - сразу после развала социалистического лагеря и Советского Союза (в начале 90-х годов). Основным объектом прогностического анализа авторов была Россия и, надо сказать, что в книге в целом весьма точно были предсказаны основные политические тенденции и доминанты в постсоветском развитии этой страны. Сбылся ли главный прогноз авторов относительно превращения России к 2010 году в новую постсоветскую империю, представляющую реальную угрозу соседним странам и всему миру, сказать однозначно нельзя. Но наблюдаемые в последние несколько лет тенденции ужесточения власти в России и возрождения в её курсе неоимперских и экспансионистских амбиций заставляют относиться более серьёзно к прогнозам американских исследователей.

Что же касается Азербайджана, то он интересовал авторов в основном лишь в контексте неизбежного столкновения геополитических, нефтяных и прагматических интересов великих держав, и, прежде всего, главных региональных игроков - России, Ирана, США и Турции. То, что Азербайджану приходится учитывать интересы своих соседей по региону и великих деpжав, факт бесспорный. Маленькому государству с минимальным опытом независимости, всегда приходится жить под прессом неотступного интереса к нему близких и дальних соседей. А когда в его недрах таятся мощные запасы нефти и газа, приходится с осторожностью делать каждый шаг в направлении подлинной самостоятельности. Вот почему, по крайней мере в течение еще целого ряда лет, Азербайджану придется постоянно лавировать в опасных геополитических водах каспийского "бермудского треугольника" Россия - Запад (США, СЕ, Турция) - Иран.

Делая прогноз относительно опасных перспектив развития ситуации в Азербайджане, Д. Ергин и Т. Густафсон, конечно же, исходили в основном из геополитических реалий и тенденций, сложившихся в начале 90-х годов. Тогда главными геополитическими игроками в регионе были (в порядке убывания значимости) Россия, Иран и Турция. США и западные нефтяные компании только-только подбирали ключи к геостратегическим и нефтяным богатствам Азербайджана. "Контракт века" ещё не был подписан и геополитические перспективы Азербайджана (и всего региона) с позиций тех лет представлялись весьма неопределенными. В силу данных обстоятельств авторы явно недооценивали роль западного фактора в развитии ситуации в регионе, что заметно повлияло на "репрезентативность" их прогноза по Азербайджану и другим странам. По их прогнозу Азербайджан в рассматриваемый в книге период (2007-2010 гг.) предстаёт как арена открытого геополитического и военно-политического соперничества между Ираном и Россией. Мощный же западный вектор влияния сведён лишь к активным геополитическим притязаниям Турции (словно, нет США, Евросоюза, НАТО и ТНК). Возможно, авторы намеренно акцентировали внимание на угрозах именно с северных и южных рубежей Азербайджана, с тем, чтобы подвигнуть политические круги Запада (США) на более активные шаги в плане геополитического освоения Азербайджана и блокирования реваншистских угроз со стороны Ирана и России. Учитывая резонанс данной книги в те годы, можно предположить, что она оказала определенное (катализирующее) влияние на усиление западного присутствия в регионе, что в свою очередь, в известной мере "спутало" пророчества самих авторов.

Сегодня "апокалиптические" пророчества авторов о военной оккупации и реоккупации Азербайджана со стороны Ирана и России в 2007-2010 годы, даже с пролонгацией этих сроков на несколько лет вперед, вряд ли могут быть восприняты всерьёз. Без прямого или косвенного согласия главного геополитического патрона (США) и без учета позиций Евросоюза и Турции - это не представляется возможным. Но, тем не менее, авторы примерно точно предсказали ход развития угрожающих тенденций и сам момент начала тревожного для Азербайджана и всего региона периода - 2007-2010 годы и далее. Если учесть неизбежный эффект временных и событийных погрешностей в подобного рода долгосрочных прогнозах и экстраполировать пророчества авторов на сегодняшний ход развития процессов в регионе, то следует признать сохраняющуюся актуальность многих положений данной книги. Геополитическая борьба за контроль над регионом вступила сегодня в новую острую фазу, вероятность войн, кризисов, революций и рост угроз со стороны северных и южных рубежей перманентно возрастает. Так что, 2012 и последующий год могут и впрямь стать знаковыми (даже роковыми) для нашей страны и всего региона.

Достаточно перечислить лишь некоторые опасные тенденции и угрозы, чтобы всерьёз обеспокоиться за ближайшие перспективы Азербайджана:

• Война США против Ирана - это вопрос времени. Обе стороны активно готовятся к войне, которая может наступить уже в 2012 году. Война будет полыхать вдоль границ нашей страны, её прямые и косвенные удары и последствия почувствуют на себе не только наши собратья в Южном Азербайджане, но и граждане Северного Азербайджана, который вряд ли сумеет полностью обезопасить себя и отсидеться в нейтралитете. Участие в антииранской коалиции, как и попытки противодействия войне могут ещё более усилить риски для Азербайджана. В первом случае, страна может стать долгосрочной мишенью для атак и осуждения со стороны Ирана, во-втором - объектом затяжного и многоаспектного наказания со стороны разгневанного патрона (США). На фоне наблюдаемого явного осложнения азербайджано-иранских отношений, нельзя исключить и провоцирование определенными силами варианта военного конфликта Баку с Тегераном, схожего с иракской оккупацией Кувейта. Словом, в глобальной "антииранской" игре, Азербайджану будет трудно избежать "гамбитной" (жертвенной) участи, о чем 20 лет назад писали американские исследователи.

• России пока вроде нет необходимости повторять "грузинский сценарий-2008" и прибегать к военной реоккупации Азербайджана (это малореально и контрпродуктивно). С позволения наших властей фактически уже несколько лет идет процесс мирной, ползучей "реоккупации" Россией экономического, культурного, а отчасти и политического пространства Азербайджана. Активно поддерживая реакционные режимы, Москва пытается заново создать базу для долгосрочного культурно-экономического и военно-политического присутствия в этих странах. Помогая реакции, она, тем самым, своё возвращение облекает в реакционные (имперские) тона, что, в свою очередь, создаёт реальную угрозу для суверенитета, государственности и перспектив развития этих "заблудших" постсоветских стран. Вместе с тем, предстоящее повторное воцарение Путина и необходимость снятия внутреннего революционного брожения в обществе могут подвигнуть Кремль на новые неоимперские "военные авантюры". Так что, "российская угроза" сохраняет актуальность.

• "Карабахская карта" грозит вновь стать в руках соперничающих держав инструментом опасного манипулирования ситуацией в Азербайджане и в регионе. Предпринимаемые активные попытки принуждения Азербайджана к капитулянтскому миру или к "косовской модели" урегулирования конфликта могут иметь весьма опасные и непредсказуемые последствия. В случае согласия официального Баку на капитулянтский мир - это может вызвать волну протеста в обществе и постепенно привести к затяжной дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. В случае упорного сопротивления - к срыву переговорного процесса и неизбежной актуализации соблазна военного решения проблемы. Что и наблюдается сегодня. Между тем, возобновление войны при нынешнем неопределённом и опасном геополитическом фоне в регионе может стать катализатором новых угроз и чревато самыми непредсказуемыми последствиями.

• Усиливающаяся неопределённость и противоречивость внешнеполитического и внутриполитического курса страны и нарастание протестных настроений в обществе и негативных тенденций в системе госуправления внушают серьезные беспокойства за ближайшие перспективы Азербайджана. Непонятно куда держит путь страна, на кого равняется, как и кеми управляется. Постоянные колебания и маневры между Вашингтоном и Москвой, демократией и тоталитаризмом, неосоветизмом и неомонархией, реакцией и реформами, "ура-патриотизмом" и "банановой ролью", "гейдаризмом" и притязаниями на " "модернизационный курс" уже и так ослабили до предела "имунную систему" и мобилизационные возможности общества и государства. Усиливающийся синдром неуправляемого (или конъюнктурно, спонтанно) управляемого государства в ситуации роста вышеуказанных угроз в регионе предвещает стране весьма неясные и опасные перспективы.

Так что, может преждевременно списывать в архив "апокалиптические пророчества" Д. Ергина и Т. Густафсона? Кто знает, какие неприятные сюрпризы ожидают Россию, Иран, Азербайджан и весь регион в целом на данном отрезке развития политических процессов?!