Эльхан Шахиноглу: "Для Обамы голоса армян важнее стратегического партнера в регионе - Азербайджана?"
Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" Эльханом Шахиноглу (Баку):
ИА REGNUM: Господин Шахиноглу, президент США
Этот факт огорчает. В списке главы Белого Дома послы США в Грузии, Литве, Свазиленде и других странах, но как правильно вы отметили, Азербайджан в списке не упоминается. Наверное, причина кроется в президентских выборах в ноябре этого года в США. Вероятно Барак Обама как и в 2008 году хочет заручиться поддержкой армянского лобби. А в данный момент назначение посла в Азербайджан может вызвать новые нарекания или вопросы у некоторых проармянски настроенных конгрессменов. Поэтому, Обама считает, уж лучше повременить в этом вопросе и назначить посла США в Азербайджане после президентских выборов, чем идти на противостояние с этими конгрессменами или же с армянским лобби. Хотя такая постановка вопроса вызывает объективные нарекания у общественности и политических кругов Азербайджана.
ИА REGNUM: Получается, что в этом году назначение посла не предвидится?
Экс-посол США в Азербайджане
ИА REGNUM: Но временный поверенный в делах США в Азербайджане Адам Стерлинг, говорил о том, что высокопоставленные госчиновники его страны понимают, насколько важно как можно скорее определиться с послом США в Баку...
Американские дипломаты хорошо понимают, что задержка с назначением посла ничего хорошего не сулит взаимоотношениям двух стран. Временный поверенный в делах США в Азербайджане Адам Стерлинг, хотя и говорил о том, что высокопоставленные госчиновники его страны понимают, насколько важно как можно скорее определиться с послом США в Баку, однако, он, как и Эрик Рубин, уклонился от утверждения, что этот вопрос будет решен в ближайшие месяцы. Другой экс-посол Америки в Азербайджане, нынешний директор Центра Дину Патрициу в "Атлантическом Союзе" Росс Уилсон несколькими днями ранее в интервью Радио "Свобода" тоже признался, что отсутствие в Баку посланника США негативно сказывается на взаимоотношениях двух стран. Он сказал буквально следующее: "Отсутствие посла ничему не помогает. Государства потому держат своих послов в других странах, что это преследует конкретные цели и задачи, и послы выполняют эти задачи. Отсутствие посла в определенном смысле затрудняет доведение наших мессаджей до адресата и управление американо-азербайджанских взаимоотношений".
Росс Уилсон прав. После того как летом 2009 года Баку покинула тогдашний посол США в Азербайджане
ИА REGNUM: Может ли отсутствие американского посла в Баку активизировать других послов в вопросе влияние на политику властей Азербайджана?
Затяжное отсутствие посла в американо-азербайджанских отношениях имеет место уже во второй раз. И нет никаких сомнений, что данной ситуацией воспользуются страны, конкурирующие с США в Азербайджане. Посольства Ирана и России в Баку и без того достаточно активны. А фактор отсутствия посла США в Баку будет побуждать их к более тесным контактам с властными структурами Азербайджана с целью еще большего ослабления их прозападного курса во внешней политике. В условиях повышенной концентрации внимания международного сообщества на Иране, отсутствие в Азербайджане посла США увеличивает возможности Тегерана в плане оказания влияния на Баку. Иран и так сильно давит на Баку, и власти Азербайджана как никогда нуждаются в активной поддержке Вашингтона. А в такой непростой ситуации Вашингтон не посылает посла в Баку. И как же это нужно понимать: для Обамы голоса армян важнее стратегического партнера в регионе - Азербайджана?
Посол представляет собой мост между своим государством и страной пребывания. Нет посла, значит, нет моста, или он очень хрупок. А временного поверенного в делах официальные лица страны его пребывания не могут принимать всерьез, так как, во-первых, знают, что у него нет таких полномочий, как у посла, а во-вторых, считают, что составленные им отчеты Вашингтон может не принять во внимание.