Прошедший 18 февраля в Латвии референдум открыл новую страницу латвийской политики. Латышские националисты, устроившие, в том числе и посредством своего рупора, газеты Latvijas avize, в преддверие референдума настоящую русофобскую истерию, одержали пиррову победу. Формально они победили, но при этом проиграли морально. Они показали всему миру и, главное, самим себе, что "хвост" в виде неофашистского объединения "Всё для Латвии" крутит всей латышской общиной и определяет её идеологию. То есть "Всё для Латвии" добилась, что лицом Латвии стала идеология пещерного национализма, замешанная на многих принципах германского национал-социализма времён Адольфа Гитлера.

Латышским националистам удалось объединить русскоязычную общину - от Владимира Линдермана до Нила Ушакова, от Владимира Бузаева до Яниса Урбановича. Которую поддержали, судя по итогам референдума, не только абсолютное большинство русских, но и, как минимум, несколько десятков тысяч латышей.

Третье. Латышским националистам с их бескомпромиссной позицией удалось расколоть страну. Их поддержали только Курземе, Земгале и Видземе. Большинство в Латгалии и 38 процентов в Риге проголосовали за русский как второй государственный.

И это несмотря на то, что вся машина латвийского государства была брошена на срыв референдума. Маленькая деталь, говорящая о многом: в США, где проживает антироссийская и русофобская латышская эмиграция, было открыто 15 участков для голосования, а в той же России, где живет множество жителей Латвии - лишь четыре.

Так что моральная победа - на стороне организаторов референдума, общества "За Родной язык", "Центра согласия" и 273 тысяч граждан Латвии, русских и латышей, проголосовавших за русский как второй государственный.