В основе материала - ответы, отражающие точку зрения белорусских управленцев, проходивших переподготовку в Академии управления при президенте Республики Беларусь. Может быть, изяществом стиля они не блещут, поскольку воспроизводятся дословно. Не часто доводится выступать в таких высоких аудиториях. Эти люди занимают солидные должности. На учебу в академии смотрели серьезно. Как управленцы-практики, владеющие материалом, открыто высказывали мысли. Надеялись, что здесь их поймут и сами они узнают что-то полезное для дела. Так и не дождавшись, брали инициативу на себя. Излагали свои мысли всерьез. На местах, перед своими аудиториями-подчиненными, так не скажешь. Фамилии их я вынужден опустить, поскольку знаю, что всегда найдутся "доброжелатели", которые постараются создать деловым людям серьезные проблемы. Итак, основными проблемами политического управления (1), препятствующими более эффективному управлению и развитию республики, по мнению белорусских чиновников, являются:

Кадровые проблемы, к которым белорусские управленцы высшего звена относят "отсутствие системной кадровой политики" (В.Б.), "старые кадры, как по возрасту, так и по уровню видения вперед" (Н.А.), "крайне неэффективное использование молодых кадровых ресурсов" (С.М.) и "отсутствие желания у большинства руководителей организаций что-либо изменять, модернизировать" (И.К.). По мнению руководителей, "сегодня всякий человек, получивший где-либо и какое-либо образование, стремится к управлению. Число управленцев умножилось до крайности, но повсюду ощущается дефицит способных чиновников" (И.А.). "Некоторых "креативных" управленцев большая часть исполнителей просто не понимает" (И.К.). Также проблемой является "недостаточное количество руководящих работников новой формации, а именно людей, имеющих нестандартное мышление, умеющих принимать не стереотипные решения, владеющих современными знаниями, методиками, навыками управления" (А.А.). В целом "из года в год управленческие кадры "мельчают", уровень образования падает" (М.Л.). Имеющийся в распоряжении кадровый резерв "существует в большем количестве случаев для "галочки", поскольку "принцип устройства "дочек, сватьев, братьев", друзей, друзей друзей, хорошо знакомых и т.п. по "звонку" по прежнему сохраняется и носит повсеместный характер, несмотря на существующие запреты. В большом количестве случаев должности получают не профессионалы, а зачастую и не специалисты по необходимому направлению, а, как известно, профессионал - это специалист с положительным опытом работы. Из этого вытекает боязнь оперативного и грамотного принятия управленческих решений, боязнь ответственности - ведь нужно "расписаться" под тем, в чем плохо понимают... Наличие непрофессиональных кадров сильно тормозит развитие предприятий. Решение важных вопросов затягивается, а при возникновении спорных ситуаций, "новые" управленцы вместо того, чтобы пытаться отстаивать взгляды заинтересованных, принимают сторону более сильных, которые могут просто сказать: делать так, как я сказал, остальное не мои проблемы" (В.П.).

Следующая проблема - "жесткая централизация власти на всех уровнях", приведшая "к пассивности гражданской инициативы и слабому развитию самоуправления" (О.В.) и "повсеместное использование административного ресурса при принятии политических решений и избирательного процесса" из-за которых "рядовой гражданин не чувствует себя защищенным при несогласии с руководством" (Д.Е.). В этом контексте интересна точка зрения некоторых управленцев на специфику белорусской избирательной системы: "выборы осуществляются прямым способом, однако в ряде случаев наблюдается безальтернативность этого процесса. Эта проблема часто встречается при выборах в местные советы (на селе). Из года в год в деревне... выдвигают одного кандидата "И.И.", а второго "С.С." выдвигают из другой деревни или вообще незнакомого (слабого оппонента). В итоге "И.И." снова становится депутатом. В районный/областной Совет выдвигают известного руководителя предприятия, а вторым и даже третьим выступают безвестные "трактористы" и "доярки". В итоге Совет сформирован на 95% из нужных людей. Некоторые схожие черты присутствуют и при проведении президентских выборов. Присутствует только один кандидат, поддерживающий политику государства. Остальные 1-10 представители малопопулярной в стране оппозиции. Мое мнение - для динамичного развития государственного политического управления на разных уровнях необходимо присутствие свежих мозгов. Даже если они на 100% разделяют политику предшественников" (С.В.).

Еще одной "из актуальнейших проблем в сфере политического управления в Республике Беларусь", является "слаборазвитая система местного самоуправления и сильная власть на республиканском уровне" (В.В.). "Отсутствие на районном уровне фактических рычагов управления" (А.А.) и "назревающая проблема отрыва центральных органов управления от местных, вытекающая из отрыва от реальности", приводят к "планированию и доведению нереальных программ и требований" (М.Л.). Как следствие, "все более и более расширяется контролирующий аппарат, которому при таких обстоятельствах действовать становится все легче и легче" (М.Л.). На практике: "районными советами депутатов принимаются те решения, которые заранее были приняты в районных администрациях, делается вид их обсуждения и 100% голосования "за". Депутат, оспаривающий данный законопроект, рискует потерять свое место работы (пример из личной жизни). Из этого вытекает следующая проблема: это перегиб на местах решений центральных органов. Для того чтобы показаться перед вышестоящими руководителями ценными работниками местными чиновниками могут приниматься даже непопулярные меры. Отсюда следует такая проблема как постоянные приписки, для того чтобы выполнить доведенные отраслевые и социальные показатели" (В.М.).

Существенной проблемой является дублирование функций республиканского и местного управления и принцип двойного подчинения (одновременное подчинение нескольким управлениям, министерствам, отчетность и т.д.) (А.А.), которые также "во многом препятствуют эффективной работе. С одной стороны - наниматель (министерство), с другой - руководитель территориального органа власти (исполком); требования и подходы к руководителю предприятия также могут розниться. Предприятие по своей сути выполняет или старается этого добиться перед двумя "собственниками". (Д.Н.). Один из примеров того, во что это вытекает на практике: "ПРУП "Минскоблгаз" входит в состав министерства энергетики и подчиняется ГПО "Белтопгаз". На предприятии работает около 3000 человек. Основной задачей нашего предприятия является бесперебойное и безаварийное обеспечение природным и сжиженным газом населения, промышленных предприятий и других потребителей Минской области. Но сегодня, кроме обслуживания систем газоснабжения, предприятие занимается проектированием, строительством этих систем, а также растениеводством и животноводством в присоединенном сельхозпредприятии и разработкой торфяных месторождений и производством топливных брикетов на присоединенном торфобрикетном заводе. И на данный момент трудно понять - чем же мы больше занимаемся: газом, сельским хозяйством или торфом. Система управления построена таким образом, что подчиняемся мы и Министерству энергетики, и Государственному производственному объединению "Белтопгаз", и Минскому областному исполнительному комитету и все вышеперечисленные органы управления контролируют и регулируют все направления нашей деятельности" (М.М.).

Виновато и действующее законодательство, качество которого, по мнению чиновников, "оставляет желать лучшего", в том числе и из-за того, что оно "очень сильно подвержено изменениям" (А.А.). Зачастую "подготовка и принятие законов, указов, постановлений проводятся без должного участия органов местного исполнения и распорядительной власти, без участия и предложений специалистов конкретной отрасли, работающих на местах. Поэтому данные законодательные акты часто не охватывают каждый частный случай и чиновнику легче отказать физ. или юр. лицу в принятии положительного решения" (Т.Г.). Большая свобода "в части создания и принятия нормативных актов (постановления, распоряжения и т.д.), без согласования с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и отсутствие должной ответственности за ошибочные, а порой и отмененные, документы, приводят к большим проблемам со стороны исполнителей.

Одним из ярчайших примеров может служить небезызвестное Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 911, поставившее под угрозу выполнение ряда государственных и отраслевых программ. Даже скорая отмена данного решения и последующее смягчение ряда позиций Постановления приостановило выполнение программ как минимум на месяц-два, при этом, не мешая довести очередные существенно увеличенные показатели" (В.П.). Совместной "работы органов местного управления (исполнительной) и законодательной власти просто нет. Законопроекты разрабатывают "теоретики" не имеющие никакого представления о том, как будет та или иная норма действовать и будет ли действовать на практике. Зачастую такая норма на практике не действует и впоследствии отменяется" (И.М.).

"Непозволительно, когда некорректное правоприменение превалирует над содержанием законодательства, что зачастую имеет место в Республике Беларусь. Концентрация всех властных полномочий в руках исполнительной власти привела к прорехам судебной системы. Суды зачастую лишь формально утверждают решения, вынесенные исполнительной властью, искажая суть нормативных актов. Такое положение вещей приводит не только к бюрократии, но и коррупции" (И.А.). Результат: "белорусские чиновники, работая в условиях не всегда однозначного законодательства, вынуждены страховать себя от возможных ошибок и их последствий, перекладывая риски и ответственность на других чиновников либо на просителей" (И.А.).

Не менее значимыми проблемами общегосударственного уровня в сфере политического управления в республике, по мнению белорусских управленцев, являются "сильная президентская власть и вмешательство президента практически во все сферы жизни общества через систему органов государственного управления" (К.В.) и "существующая система жесткого административного управления", благодаря которой "на принимаемые решения рядовые жители страны не имеют сколько либо значительного влияния, так как отсутствует обратная связь и так называемый диалог между чиновником и гражданином" (П.И). "Также хочется отметить тот факт, что в сознании большинства чиновников в местных органах власти, да и простых граждан нет понимания того, что государственная власть существует для народа, а не народ для власти. Когда это понимание придет к тем и другим в полном объеме, только тогда можно будет говорить об эффективности государственного управления" (Ю.Н.).

К сожалению, дельные советы и толковые рекомендации людей знающих, непосредственно занимающихся управлением, производством (в том числе и процитированных выше), как всегда, оказываются никому не нужными. Особенно те, что направлены на исправление и улучшение ситуации. Это только создает проблемы - на местах и в центре. На этом зиждется созданная в республике система. Нынешняя власть никогда не пойдет на ее изменение. Чем грозят подобные перемены, она прекрасно понимает. Крахом.

Николай Малишевский

(1) Следующий материал будет посвящен проблемам управления в социально-экономической сфере.