Виктор Грибачев: Гаити: "Республика НПО"
Два года назад на Гаити произошло землетрясение. Прибывшие в страну "добровольные помощники" де-факто взяли власть в свои руки. Землетрясение длилось 35 секунд: 316 тысяч гаитянцев погибло, полтора миллиона осталось без крыши над головой, большая часть инфраструктуры страны была разрушена. Очередную годовщину не забыли. На местах массовых захоронений состоялись траурные церемонии, женщины - в белом, мужчины в черном шли в церкви, специальный посланник ООН по Гаити
Это потом уже подсчитали: погиб, получил ранения или же лишился крыши над головой каждый шестой житель страны. А нынешним январем, по случаю второй годовщины землетрясения, журналисты несколько дней кряду рассказывали о нынешней жизни на Гаити - хотя могли бы ограничиться кратким выводом о том, что в стране мало что изменилось. В столице, Порт-о-Пренсе, по сей день убрано лишь половина завалов, но на освободившемся месте практически ничего нового не построено. 600 тысяч человек живут в палаточных лагерях - что принято считать достижением, раньше здесь обитало полтора миллиона. Впрочем, как едко заметил один из репортеров, участь тех, кто сменил палатки на городские трущобы, ненамного лучше. В стране бездомных и откровенно голодающих людей доход на душу населения сегодня составляет около 600 долларов в год.
Хотя бы потому, что предыдущие деньги, собранные на восстановление Гаити, главным образом банально "распилили" - интересно, как перевести этот термин на французский или креольский, языки жителей страны? По сегодняшним подсчетам, за минувшие два года в общей сложности для гаитянцев собрали 3,6 миллиарда долларов. До них они не дошли, и единственное, чем ныне может гордиться страна, так это самым большим количеством неправительственных организаций, "занимающихся помощью": по некоторым данным, их там от 10 до 20 тысяч - многовато для небольшого государства. Но ведь "кормушка" оказалась большой, один-два "едока" не переварят.
Гаити войдет в историю как успешная экспериментальная площадка по "освоению средств". Сразу после трагедии Соединенные Штаты выделили от щедрот своих Гаити 379 миллионов долларов и направили в страну пять тысяч солдат. Не стоит благодарности: из каждого пожертвованного Вашингтоном доллара 33 цента пошли на отправку и содержание американских военнослужащих на Гаити, еще 42 цента растворились в бухгалтериях известных благотворительных организаций "Сейв зе чилдрен", "Пан Америкэн хелс организейшн", а также Всемирной продовольственной программы ООН. Судьба остающихся 25 центов неизвестна, однако, по мнению американских журналистов, до гаитянцев и до правительства страны вряд ли вообще что-то дошло.
Да не оскудеет рука дающего: в общей сложности США выделили на помощь Гаити 1,6 миллиарда долларов. Но уже в августе 2010-го выяснилось, что в Вашингтоне не забыли и про руку берущего. Итого 655 миллионов долларов из этих средств пошли на расходы
Билл Клинтон также отчитался о расходовании 2,4 миллиардов долларов, выделенных Гаити в качестве международной помощи. Она оказалась очень эффективной: 34 процента средств вернули донорам, которые должны были профинансировать свои гражданские и военные институты по содействию жертвам землетрясения. Непонятные "конкретные проекты ООН" отхватили еще 28 процентов - средства получили неправительственные организации и агентства Объединенных Наций. Частным подрядчикам и другим НПО выделили 26 процентов. И так далее, список "друзей Гаити", которых никак нельзя было обидеть при раздаче, оказался длинным. После всех подсчетов получилось: правительство страны, пострадавшей от землетрясения, от всех щедрот получило один процент всей суммы, гаитянские НПО - четыре десятых процента под известный рефрен "Ни в чем себе не отказывайте". "И они по сей день обвиняют нас в коррупции!", - пожаловался журналисту министр в правительстве Гаити.
Страна стала, пожалуй, первой в новейшей истории мира "площадкой", где иностранные неправительственные организации тихой сапой захватили власть. В Гаити есть президент и правительство - но денег, а, значит, реальных полномочий нет. Жители страны уже открыто говорят: богатые иностранные "доброжелатели" узурпировали власть в стране, и руководство Гаити не имеет на них никакой управы. Местные жители уверены, что восстановительными работами обязано руководить правительство, но дело доходит до того, что на свои собрания и совещания сотрудники иностранных НПО представителей гаитянских властей не допускают. Да и вообще, никто не знает, что они из себя представляют: лишь 450 организаций зарегистрировались в стране, только 17 из них регулярно отчитываются правительству.
Поэтому, наверно, работы гаитянцам не предложили, из 1490 контрактов, заключенных США с организациями для ликвидации последствий землетрясения, местным компаниям досталось всего 23. Зато про американских "тружеников" не забыли, они получили почти 40 процентов от общего объема работ. Предположения о том, что они гарантируют качество исполнения, судя по бедственному положению дел, предположениями и остались. Журнал "Роллинг стоун" выяснил, скажем, что нью-йоркская консалтинговая фирма "Далберг глоубал девелопмент эдвайзорс" получила полтора миллиона долларов. Хотя никто из ее сотрудников никогда не работал за рубежом, не имел никакого опыта в ликвидации последствий землетрясений, не занимался городской планировкой, а из всего персонала компании лишь один человек знал французский.
"Неправительственным организациями все еще предстоит ответить за свою отчетность, потому что в этом деле очень много "налички", - считает руководитель гуманитарной операции ООН на Гаити Найджел Фишер. - Что случилось с полутора, или даже двумя миллиардами долларов, которые
Отчетность подождет. Во вторую годовщину землетрясения Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в который раз призвал мировое сообщество продолжать помогать гаитянцам деньгами - которые до граждан страны не доходят. А потому они уже с ненавистью смотрят вслед бесцельно разъезжающим по улицам белым "джипам" неправительственных организаций. На Гаити успешно создана альтернативная структура власти, и куда она поведет страну - жителям неизвестно. Общий курс через два дня после землетрясения обозначил президент США