Эксперт: Национальная платформа развития России не менее важна, чем платформа газовой или нефтяной вышки
Опубликованную 23 января статью
Статья В.В.Путина "Россия: национальный вопрос" опоздала, как мне кажется, лет на двадцать - двадцать пять! Я ни в коем случае не хочу как-то умалить ее содержание, а, тем более, значение для современной России! Наоборот, я хочу сказать, что мы могли бы сохранить и модернизировать СССР с тех его, еще не развалившихся базовых его составляющих, если бы в то время руководители и политическая элита тогдашнего сообщества мыслила подобным образом. Мы не потеряли бы впустую страшные 90-е годы ХХ века. Если бы не Горбачев с Яковлевым, Шеварднадзе, Бакатиным и прочими подельниками, и если бы не Ельцин с Бурбулисом, Гайдаром, Чубайсом и другими могильщиками Союза обладали полнотой власти, а у ее кормила стояли бы именно такие созидатели и народные любимцы как Путин с его единомышленниками. И мы, скорее всего, не имели бы только за первый год (1992) после развала СССР убитыми более 200 тыс. ни в чем неповинных его сограждан. Не считая покалеченных, раненных, осиротевших, пропавших без вести навсегда.
Вероятно, мы можем чисто условно рассматривать всех политических деятелей своей или мировой истории и современности в двух ипостасях, - как созидателей и как разрушителей. Иногда, в редких случаях, в одном и том же лице могут и совмещаться эти две сути. Когда политик разрушает старое, но немедленно создает нечто новое. Таким был, как мне кажется,
Но нет большего несчастья для народа, чем когда к верховной власти приходит человек, стремящийся разрушить старое, абсолютно не понимая, что же надо возвести вместо него. Человек, который руководствуется только благими пожеланиями, пусть даже и этически оправданными, типа "общечеловеческих ценностей" и "нового мышления для Советского Союза и всего мира". Таким был
Это счастье для России, что ею уже целое десятилетие руководят созидатели. То есть те интеллектуалы и волевые решительные политики, для которых понятия политической глупости и политического предательства почти равнозначны и неприемлемы в принципе. Россия выкарабкалась из того ужаса, в который ее искусственно вогнали амбиции, некомпетентность, продажность, самодовольство, мелкотравчатость и интриги тех политиков прошлого, которые претенциозно называли себя "младореформаторами". Неспособные к управлению обществом, которого они не знают, они вновь и вновь пытаются прорваться к столь вожделенному для них рулю, чтобы окончательно разбить то, что еще не до конца изувечили. Но само общество, как мы видим, молчаливо, но упорно и твердо не принимает эти притязания, несмотря на все истерики средств массовой информации. Несмотря на стойкое неприятие населением махинаций и протесты против местных зарвавшихся чинуш, никаких "цветных революций" разжечь в России никак не получается. И если, как правильно когда-то заметил украинский президент Кучма (и даже написал об этом целую книгу), "Украина - не Россия", то уж не сомневайтесь в том, что Россия - не Египет, не Ливия, не Марокко, и уж подавно, - не Ирак с Афганистаном.
Российскому народу сейчас как никогда нужны руководители-созидатели. И, вероятно, здесь действует какой-то инстинкт самосохранения целого народа, - не пустить к власти новую свору политиков, которые при принятии каких-то решений прежде всего звонят в Вашингтонский обком, или бегают в посольство, то ли за ценными указаниями ("консультациями"), то ли в кассу за жалованьем. Еще больше не нужны русским, как и татарам, и башкирам, и чеченцам, и мордвинам и всем прочим народам доморощенные "национальные" вожди с их нацистскими идеями и фашистской практикой.
Бритоголовые штурмовики или бородатые боевики живут в своем вымышленном мире среди своих антиценностей, которые ничего общего не имеют с жизнью и ценностями нормального человеческого общества, в которое эти маргиналы никак не могут интегрироваться. В этом их трагедия, но в этом бульоне они только и могут плодиться и существовать. Мне кажется, большинство простых людей было бы глубоко благодарно государству, которое хотя бы в качестве эксперимента собрало бы всех штурмовиков, боевиков, террористов и национал-экстремистов в одном месте, в поле за высоким забором и позволило бы выяснять отношения между собой с помощью любимых ими видов вооружений, - кто там более всех правоверней, и кто национально более высок, и кто кого в чем превосходит. Разве что болельщиков-фанатов еще туда к ним запустить! Чем не решение "национальных конфликтов"? Никому из нормальных людей многонационального российского общества сейчас не нужны национальные разборки. Как не были нужны и ранее. Конфликты эти были взращены загнивавшей партийно-клановой системой на последних этапах существования искусственно уничтожавшегося СССР. Но этот этап россияне уже прошли. Разваливать теперь Россию, как когда-то Союз, никто из здравомыслящих людей не собирается, а для умалишенных, вероятно, найдутся соответствующие средства лечения. Но накопившиеся проблемы решать необходимо.
Тем более, что это не только чисто российские проблемы, а глобальные. В статье В.В.Путина дается их фундаментальный анализ и намечаются основные принципы государственной политики в области национальных отношений. Начиная с Ленина, Сталина, Нариманова, Шаумяна, Троцкого и прочих теоретиков и политиков построения нового "государства рабочих и крестьян" так серьезно и на таком уровне они практически не рассматривались. Думается, и для русских, и для всех других народов России эта работа Путина дает очень много информации к размышлению, как в плане постановки проблемы, так и в плане ее решения. Мне кажется даже, что статья представляет некие тезисы, которые очень хочется расширять и углублять. Я позволю себе это только на одном малозначительном, казалось бы, примере. "В одном из самых ранних русских философско-религиозных трудов "Слово о законе и благодати" отвергается сама теория "избранного народа" и проповедуется идея равенства перед Богом" - пишет автор. И это действительно так. Когда первый митрополит из русских людей - до этого церковью правили греки из Константинополя - Илларион в середине XI в. писал свое блестящее произведение, то признание равенства всех народов на земле для средневековой Европы уже само по себе - достижение и прорыв в будущее. Но это еще не все.
Илларион противопоставляет две идеи: принцип закона, данного людям лишь одного народа (иудеям) в качестве не истины, а лишь "тени истины", и принцип благодати, который дан не одному, а всем народам, каждому человеку. И все имеют свободный выбор принять или не принять эту благодать. Закон - это "Ветхий завет", данный одному избранному народу, который как бы изначально превосходит все другие, что означает лишь одно - рабство. А благодать предоставлена всем народам "Новым заветом". Она основана на равноправии и справедливости. И если в отношении закона человек - раб, то в отношении благодати - сын. Принять или отвергнуть истину благодати - дело каждого народа.
И в этих рассуждениях мы уже видим не просто христианское сознание, а сознание типично русское. То есть уже в первые времена существования русской государственности провозглашалось равенство всех народов, возможность всем им жить по правде, воспользовавшись Божьей свободой и благодатью. И одновременно с этим провозглашалась и другая не менее важная ценность, - державность. Ведь Илларион молится за деяния князей, защищавших Отечество и соотечественников, прославивших Русскую землю в других странах. Именно державность воспринималась людьми уже в те времена как умение защитить справедливость, желание и способность установить братство, равенство и правосудие среди различных народов общества. И именно русская державность становилась для всех народов Руси гарантией их существования и процветания. Равенство народов и справедливость не мыслится без сильной и устойчивой государственности, способной встать на их защиту, способной защитить и весь народ, и каждого соотечественника.
Это типично русский взгляд на решение национального вопроса. Мне представляется очень важным, говоря о сегодняшнем или даже о будущем дне, видеть ясную ретроспективу, - откуда растут наши корни, что их питает. Вряд ли мы найдем подобные взгляды у
Я вижу в статье Путина множество важных вопросов, которые должны быть многократно осмыслены и переосмыслены. Одновременно - это платформа дальнейшего развития российской государственности, ее движения в будущее. Она не менее важна, чем платформа газовой или нефтяной вышки. А может, важна и поболе. Поэтому порадуемся за россиян!
Нам же, жителям поруганной, растерзанной, неустроенной Молдавии, остается лишь с хорошей завистью наблюдать, как разумные политики-созидатели выводят братский русский народ из трясины кризиса, куда его завели разрушители прошлого времени. Наши разрушители и их ближайшие наследники, бросившие Молдавию в огонь гражданской бойни, те, кто разворовал и разграбил когда-то уютную, мирную, благополучную европейскую страну, и поныне восседают в своих теплых креслах и ходят по коврам на паркетных полах. А чтобы мы не скучали, нам каждодневно показывают и рассказывают, что они дерутся между собой как гладиаторы на арене, чтобы грудью защитить народные интересы. Никак президента не выберут, столько достоинств у каждого! Тараканьи бега! Пауки в банке!