Эксперт: Без России у белорусов не было бы своего государства
Продолжение интервью с руководителем информационно-аналитического портала "Империя"
ИА REGNUM: Согласны ли Вы с мнением оппозиционных экспертов, например, директора по исследованиям ОО "Дискуссионно-аналитическое сообщество "Либеральный клуб"
Это высказывание представляет собой как раз один из образцов того, как оппозиционные эксперты позволяют себе высказываться по предмету, в котором ничего не понимают. Совершенно не удивительно, что в подтверждение своей мысли они не могут привести ни одного конкретного примера. А конкретика состоит вот в чем. Объем российского рынка новых автомобилей, подчеркиваю - новых автомобилей, произведенных и проданных в самой России, в 2010 году составил 1,9 миллиона автомобилей, а в 2011 - более 2,4 (!) миллиона автомобилей. Это не считая ввезенных новых и бэушных автомобилей из-за рубежа. Весь автомобильный рынок Белоруссии, включая и новые легковые, и коммерческие автомобили официальных дилеров, и завезенные из-за границы новые и бэушные автомобили - в 2010 году составил всего-навсего 25 тысяч автомобилей, т.е. почти в 100 раз меньше. Это во-первых.
Во-вторых, как может повлиять маленький рынок бэушных дешевых машин на огромный рынок новых машин с гарантиями по пробегу, рассрочками, скидками и т.д.? В 2010 году в республику было ввезено 13 тысяч бэушных машин - это просто капля в море на российском автомобильном рынке. Тем более, кто станет покупать бэушную машину какого-нибудь 2006 года за 12-15 тысяч долларов, когда практически за такие же деньги можно купить без проблем абсолютно новую машину?
В-третьих, такого рода "эксперты" как-то забывают, что еще до окончательного формирования
И, в-четвертых, самое важное. Дело в том, что рынки России и Белоруссии принципиально разные в плане доходов основного контингента покупателей. В Белоруссии средняя цена машины, купленной в 2010 году, составляла 10-12 тысяч долларов. В России в 2008 году средняя цена проданного автомобиля была около 25 тысяч долларов, в 2010 году - более 28 тысяч долларов. В это сегменте в Белоруссии в год продается считанное количество новых автомобилей. После всего этого, кто-то хочет сказать, что россияне ждут - не дождутся бэушных машин из Европы и Америки, которые будут привозить белорусские перегонщики, и платить за "кота в мешке" 10-15 тысяч долларов, вместо того, чтобы купить (в среднем) за 28-30 тысяч долларов хорошую новую машину, получить три года гарантии, скидку, рассрочку или кредит и спокойно на ней ездить? Смешно, никогда человек, который в состоянии купить себе хорошую вещь за 30 тысяч долларов, не будет покупать себе неизвестно что за 10-12 тысяч долларов.
Как видно, это как раз такая ситуация, о которой принято говорить так: "валить с больной головы на здоровую". Проблема белорусов не в том, что Россия защищает свой автомобильный рынок, соответственно, и белорусский, а в том, что в наших странах в разы стал отличаться средний доход граждан. Если бы в республике средняя зарплата была такой же, как в России, то и наши граждане без проблем покупали бы новые автомобили наравне с россиянами, в том числе и российского производства ведущих автомобильных марок.
ИА REGNUM: Еще немного на автомобильную тему. Оппозиционная пресса в штыки восприняла тезис
Как один из примеров наглого манипулирования общественным мнением и фактами. Приведу простой пример от противного - как белорусская сторона отреагировала бы на то, если бы Россия, например, в Смоленске поставила современный завод большегрузных автомобилей "МАН" или "Рено", а в Брянске аналогичный китайский завод, в результате чего через пару лет белорусским властям пришлось бы не продавать "
Предлагаю опять-таки обратиться к фактам. Последние десять лет российское правительство целенаправленно и настойчиво уходило от отверточной сборки с тем, чтобы все большая и большая доля производства создавалась на территории России. Стратегической целью правительства заявлено создание на территории страны автопроизводств крупнейших автомобильных брендов с высокой степенью локализации - 80% и выше. Такая степень локализации требует создания на территории страны не просто сборочного производства, а налаживания, в том числе, и производства комплектующих - от деталей кузова до сложных агрегатов, включая двигатели, трансмиссию и пр.
Новые игроки должны будут заключить соглашения на следующих условиях: создание в течение четырех лет мощностей по выпуску не менее 300 000 автомобилей и 200 000 двигателей и/или КПП и штамповке кузовных деталей. Кроме того, инвесторы должны создавать в стране центры разработки автомобилей. За шесть лет локализация производства должна повыситься до 60% (что станет промежуточным этапом на пути к заявленным 80%). Это вполне понятно, т.к. в этом случае и прибыль, и валюта остаются в стране, а не вывозятся за рубеж. Приведу простой пример. В 2010 году россияне купили легковых автомобилей на 39 млрд. долларов. Почти все эти деньги остались в стране, а не были вывезены за границу. Работают в России и китайские автопроизводители. Однако работают не на уровне отверточного производства, а создают большие заводы, в соответствии с принятыми российским правительством нормами по локализации автопроизводств.
ИА REGNUM: Как Вы можете прокомментировать заявление Рады БНР, в котором говорится, что в связи с последними заявлениями Александра Сурикова, российский посол должен быть объявлен "персоной нон грата" и немедленно покинуть республику?
Как заявления неадекватных людей, окончательно потерявших связь с реальностью. Судя по всему, это они уже давно и "плотно" покинули Белоруссию и являются "персонами нон-грата" в отношении собственного народа и происходящего в стране. Можно долго спорить о различного рода идеологических конструкциях, о том, частью какого мира является республика - Восточного, Западного, или это мост какой-то такой своеобразный. Это - сфера идей, и трактовок здесь может быть много. Но вот что касается экономики, финансов, тут трактовка может быть только одна - если бы не постоянная и братская помощь России на протяжении всех последних двадцати лет, то можно сказать, что сегодня белорусы не имели бы своего состоявшегося государства.
ИА REGNUM: Последний вопрос касается предположения Александра Сурикова о том, что "если вдруг Белоруссия снова окажется в сложной валютно-финансовой ситуации, как это произошло в 2011 году, то тогда, возможно, стоит подумать о переходе на общую с Россией валюту". Как бы Вы могли прокомментировать данное предположении?
Дело в том, что в ближайшее время еще один такой финансовый кризис, который случился в республике в 2011 году, экономика страны не выдержит. В результате белорусский рубль просто перестанет существовать как выполняющая свои функции валюта. Поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы, в том случае, конечно, если она возникнет, и может быть введение на территории Белоруссии и России единой валюты, обеспеченной российскими ЗВР. Соответственно, как крайняя мера для спасения ситуации такой вариант решения проблемы может вполне подойти. Это во-первых.
Во-вторых, в этом варианте нет ничего страшного. Опыт евро говорит о том, что если бы не спровоцированный мировым финансовым интернационалом под управлением США мировой экономический кризис, то все страны ЕС были бы довольны единой европейской валютой. Как только стало плохо, так и евро уже не угодило и все захотели вернуть назад свои валюты. Но экономики-то свои разорили под влиянием монетаристов из