"Сегодня на самом деле назрела необходимость обстоятельно и всесторонне поговорить о западнорусизме в общественной жизни республики", - заявил 23 января в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, профессор Валерий Черепица, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.

По мнению белорусского историка, идеология западнорусизма в учебниках истории "до сих пор представляется некорректно, как якобы мешавшая национальному развитию белорусов и противостоявшая установкам подлинных "друзей народа", т.е. национал-радикалов, а отчасти большевиков". На самом деле, отметил Черепица, западнорусизм выступал с позиций не отрицания "белорусскости", но "спасения самобытности белорусов через единение в рамках православной церкви и единой России".

"Идеология западнорусизма зиждилась с момента ее зарождения в середине XIX века на утверждении триединства русской нации - по аналогии с триединством христианской Троицы. Т.е. русская нация выступала как триединство великороссов, белорусов и малороссов, - пояснил историк. - Большевики же исходили из идей интернационализма, апеллировали к реализации нового проекта, по их мнению - справедливого, отрицавшего установку западнорусизма на триединство русской нации".

"В борьбе с западнорусизмом союзниками большевиков стали представители местной прослойки "полонистов" - узкого течения в среде местной интеллигенции, оторванного от народа, декларировавшего идеи униатства, критически настроенного по отношению к России. Не случайно представители местной радикально настроенной интеллигенции были представлены выходцами из католической и шляхетской среды. Среди них были и достаточно известные люди, включая и создателей газеты "Наша Нива". Все они вели непримиримую борьбу с западнорусизмом, - отметил Черепица. - Представители последнего же, на оборот - незыблемо отстаивали тезис о том, что мы - триединый народ".

В советскую пору это противостояние находилось в подполье, но в период распада СССР и начала формирования суверенной Белоруссии оно опять стало предметом острых дискуссий среди ученых и общественных деятелей, отметил профессор. Белорусский ученый весьма критически отозвался о деятельности в современной Белоруссии так называемых "русских обществ", ориентирующихся на пополнение своих рядов выходцами из Российской Федерации: "Отказ от триединства великороссов, белорусов и малороссов - это узколобость. Нас, представителей восточнославянского, русского народа друг от друга, ничего принципиально не отличает, кроме пережитых исторических обстоятельств, включая величайшую геополитическую катастрофу - крушение единого государства и вынужденные попытки самостоятельного развития".

"Впрочем, поиски не замедлили тотчас же привести к необходимости реализации, извечно живущей среди восточных славян идеи о воссоздании Союзного государства Белоруссии и России, хотелось бы и Украины", - добавил белорусский профессор.

"Так что развитие западнорусизма способствует строительству и укреплению Союзного государства, развитию народной дипломатии, укреплению связей между нашими республиками. Государства разные, народ - один, - подчеркнул профессор. - Не понимая или не желая понимать этого, оппоненты западнорусизма в качестве носителя идеи "незалежности" полностью продолжают ориентироваться не на Российскую Федерацию, а на Запад, который, в свою очередь, боится западнорусизма как огня".

Профессор Черепица является автором ряда исследований по истории западнорусизма, самым известным из которых является монография "Михаил Осипович Коялович: История жизни и творчества" (издана в Гродно в 1998 году). "Первоначально, когда вышла в свет моя книга о Михаиле Кояловиче (русский историк XIX века, один из наиболее известных идеологов западнорусизма - ИА REGNUM), многие восприняли сам факт данной публикации резко негативно. Теперь же ряд моих коллег, с которыми я расхожусь во взглядах на западнорусизм, благодарят меня за этот труд, - отметил профессор. - На самом деле, назрела необходимость обстоятельно поговорить о западнорусизме нам, сегодня, здесь - в Белоруссии. Почему критика западнорусизма осуществляется из Вильнюса, Праги, Будапешта на деньги западных фондов - нам понятно. Но вот почему нам не хватает воли здесь самим обсудить "классический" западнорусизм и то, как изменился он в новых условиях, в наше время? Над этим надо поразмыслить".

"Неопределенность же властных структур по отношению к современному заподнорусизму - это или продукт неведения того, что это такое, или осмысленное желание поиграть в национализм в ситуациях, связанных с нередкими разногласиями между РБ и РФ по экономическим вопросам", - констатировал белорусский ученый.

Как сообщало ИА REGNUM, на протяжении последних месяцев власти Белоруссии инициировали ряд мероприятий, охарактеризованных белорусскими экспертами как "политика мягкой белорусизации". Министерство культуры в декабре инициировало установку очередного памятника великому князю литовскому (Миндовгу), 6 января Совмин утвердил госпрограмму "Замки Белоруссии", в рамках которой будут восстанавливаться находящиеся на белорусской территории замки польских магнатов, а 11 января председатель Союза писателей Белоруссии в очередной раз озвучил предложение предоставить льготы гражданам, изучающим белорусский язык. "По нашему предложению все улицы были названы на белорусском языке. По нашему предложению все населенные пункты были названы по-белорусски - знаки стоят", - заявил Николай Чергинец журналистам.

Напомним, в декабре 2011 года председатель СПБ Николай Чергинец (в недавнем прошлом - высокопоставленный чиновник) заявил о необходимости организовать курсы белорусского языка и предоставить льготы тем, кто будет изучать белорусский язык на данных курсах. "А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня", - заявил Чергинец. При этом сам он отказался проходить обучение на данных курсах.

Также напомним, осенью 2011 года власти Белоруссии возобновили преследование витебского писателя Андрея Геращенко и в конце декабря уволили его с госслужбы. На протяжении двух лет прозападная оппозиция добивалась увольнения литератора, а председатель провластного "Союза писателей Белоруссии" Николай Чергинец пообещал "расправиться" с витебским писателем. "Дело Геращенко" получило известность после того, как белорусский писатель в интервью российскому порталу "Материк" (28 января 2010 года) заявил о единстве русских и белорусов, обозначил Белоруссию как русское государство, а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции.