Информация о подготовке к очередной трехсторонней встрече с участием президентов России, Азербайджана и Армении, посвященной поиску путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта, получила официальное подтверждение. Встреча состоится 23 января в Сочи. Международные и местные эксперты не предвещают каких-либо существенных подвижек в данном процессе. Пессимизм в этом плане настолько велик, что сама информация о подготовке такой встречи оказалась для большинства из них сюрпризом.

Еще свежи в памяти многообещающие заявления МИД России, озвученные в преддверии "рубежной" встречи трех лидеров в Казани 24 июня 2011 года. Переговоры тогда действительно оформили некий "рубеж" - но полной нестыковки позиций конфликтующих сторон, "рубеж", за которым последовала стагнация, еще более ожесточенная информационная война и резкий рост напряженности на линии фронта. Нужна ли была вообще эта встреча? Сказать сложно. С чем же идут стороны к новому раунду переговоров в Сочи, и в чем вообще смысл посреднических усилий уходящего президента Дмитрия Медведева?

После провала в Казани официальные лица Армении заявили, что азербайджанская сторона выдвинула на "рубежных" переговорах ни много, ни мало, а целых 10 новых условий к уже вроде бы согласованному пакету базовых (Мадридских) принципов урегулирования. Баку не стал опровергать данную информацию, не последовало каких-либо внятных комментариев и со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, Франции и США, выступающих в качестве посредников в данном процессе. Между тем, если Азербайджан действительно приехал в Казань с таким набором новых условий, то впору было бы заявить об открытом торпедировании переговорного процесса со стороны Баку!

Тем не менее, даже если армянская сторона распространила заведомо ложную информацию о десяти новых условиях азербайджанской стороны, что весьма сомнительно, существует еще одно, гораздо более весомое свидетельство того, что Азербайджан не заинтересован в достижении прогресса именно в той логике, в которой к нему идут посредники. В логике, которая позволяет говорить о политическом решении конфликта, а не о капитуляции одной из сторон, чего без новой войны добиться практически невозможно. Речь о колоссальных усилиях, затраченных Азербайджаном с целью торпедирования процесса нормализации армяно-турецких отношений, хотя именно он и был призван разрушить статус-кво, цементирующий текущую ситуацию в зоне карабахского конфликта.

В октябре 2009 года, когда Армения и Турция парафировали в Цюрихе протоколы по установлению дипломатических отношений и разблокированию армяно-турецкой границы, втянутые в процесс западные, особенно американские, политики усиленно убеждали всех, что этот процесс никоим образом не связан с карабахской проблемой. Но чем настойчивее они это твердили, тем очевиднее становилась такая связь. Открытая армяно-турецкая граница, по замыслу посредников, должна была стать тем "носиком чайника", через который, возможно, удалось бы выпустить карабахский "конфликтный пар". Вывод Армении из блокады мог бы привести к тому, что армянское политическое руководство в более безопасной обстановке, без постоянной оглядки на потенциальную турецкую угрозу, под гарантии международного сообщества смогло бы начать подготовку к выводу своего военного контингента с территорий вокруг Нагорного Карабаха. И от Еревана этого, безусловно, потребовали бы - взамен на усилия по разблокированию!

И когда сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев ежедневно заявляет, что статус-кво в зоне карабахского конфликта должен быть разрушен, можно с полной уверенностью констатировать, что именно он в тот период сделал все возможное для его сохранения. Стоит лишь вспомнить, что в день визита президента Армении Сержа Саргсяна в Турцию, в Баку спускали и сжигали турецкие флаги, а также была организована церемония подписания контракта о поставках газа в Россию. Заставив Турцию заморозить протоколы, Азербайджан, фактически, отложил в долгий ящик и реальную возможность расконсервировать ситуацию в зоне карабахского конфликта.

Весьма характерно комментирует застопоренный армяно-турецкий процесс директор европейских программ International Crisis Group (ICG) Сабина Фрейзер. Даная структура на протяжении многих лет консультирует западных политиков по различным "кризисным" темам и, по всей видимости, идея разделить карабахскую проблему от армяно-турецкого процесса для того, чтобы в конечном итоге решить их в комплексе, принадлежит именно ей. И сегодня ICG продолжает усиленно призывать к возобновлению диалога между Ереваном и Анкарой, при этом весьма неубедительно отрицая связь этого диалога с Карабахом. "Урегулирование карабахского конфликта и армяно-турецкие протоколы - независимые друг от друга процессы. Эти два процесса никак не могут быть связаны между собой. Хотя и нельзя утверждать, что они вообще не связаны друг с другом. В определенной степени они взаимосвязаны, но нельзя надеяться, что армяно-турецкий процесс решит карабахский вопрос", - говорит Фрейзер. Итак, "независимые", но "взаимосвязанные" процессы. Она же констатирует: "Начав переговоры с Арменией, Турция полагала, что может вести их, не считаясь с мнением Баку, и не ожидала столь бурного противодействия со стороны азербайджанцев. Но турки ошиблись в своих расчетах". Остается лишь добавить, что ошиблись в расчетах и те, кто планировал пошатнуть статус-кво в Карабахе, разблокировав Армению со стороны Турции.

А теперь рассмотрим, какой тактики придерживается Баку на текущем этапе, перед встречей в Сочи. В своем последнем выступлении, мало отличающемся по тональности и смыслу от всех предыдущих, азербайджанский президент заявил буквально следующее: "Мы и раньше заявляли, что в принципе согласны с предложениями, представленными обеим сторонам на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в конце 2009 года (заявляли, но 10 новых условий выставили - В.А.). Эти принципы выдвинули не мы, а сопредседатели. Если те принципы все еще в силе, то тогда этот конфликт может быть урегулирован. Я достаточно информировал общественность о тех принципах: территориальная целостность Азербайджана не ставится под сомнение, граждане Азербайджана возвращаются на все оккупированные земли и в будущем в неопределенное время и в неопределенной форме будут выдвинуты предложения о статусе Нагорного Карабаха. Основной вопрос заключается в том, что без согласия Азербайджанского государства Нагорному Карабаху не может быть предоставлен никакой статус".

Официальный Ереван в последнее время практически перестал реагировать на подобные безапелляционные заявления азербайджанского руководителя. Начнем с того, что в Мадридских принципах, о которых говорит Ильхам Алиев, принцип территориальной целостности упоминается в одном ряду с правом народов на самоопределение. То есть, информация, которой азербайджанский президент делится с общественностью своей страны, как минимум, предвзятая и не соответствует реальному содержанию данного документа. Алиев специально акцентирует на "неопределенности" сроков и формы "выдвижения предложений" по статусу Нагорного Карабаха, хотя именно в определении этого статуса и состоит реальная задача переговорщиков и суть самого конфликта. Но дело в том, что предложения по этой части как раз уже выдвинуты. Базовые принципы, которые предполагается обсудить в Сочи, совершенно четко формулируют, как минимум, форму определения статуса НКР - "юридически обязывающее волеизъявление", то есть референдум. Что касается сроков, очевидно, без их определения референдум не состоится, а это значит, что Нагорный Карабах так и останется в том статусе, в котором живет сейчас - де-факто независимости от Азербайджана.

Еще одна цитата Алиева: "Азербайджан не позволит, чтобы переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта были направлены не на решение проблемы как таковой, а лишь сводились к недопущению новой войны в регионе". Однако, каким же образом Ильхам Алиев планирует добиться решения конфликта, если он отметает всякую возможность определения статуса конфликтного региона? Если он фактически предлагает Нагорному Карабаху, а заодно и Армении капитулировать? По сути дела, азербайджанский президент оставляет на повестке дня только один вопрос - решится Баку на новую военную кампанию или нет?

Один из наиболее информированных в карабахской проблематике западных экспертов Томас де Ваал дает достаточно логичный ответ на данный вопрос. По его словам, вероятность возобновления военных действий между Азербайджаном и Нагорным Карабахом очень мала. "В июле этого года я побывал в Баку, и там реакция после Казани была такова, что они не желают войны и тратят деньги на оружие не для того, чтобы воевать, а чтобы заставить Армению вступить в гонку вооружений и обанкротиться", - сказал де Ваал. Точно таким же образом в свое время действовали США, запуская "утки" о новых военных программах и, тем самым, заставляя СССР нести непомерно большие расходы на развитие оборонной промышленности. Но Томас де Ваал считает, что Азербайджан "пребывает в иллюзиях". По его словам, "независимо от финансовых возможностей, армянская сторона не пойдет на односторонние уступки. Если вернуться на 10-15 лет назад, однозначно, Армения и Азербайджан были равны. Сейчас Азербайджан явно более богатая и сильная страна. Однако можно ли это связывать с карабахской проблемой? Нет, не думаю, потому что если даже Армения беднее и слабее, для защиты Карабаха она сделает все, что в ее силах. И хотя я не думаю, что у Армении очень хорошие социально-экономические перспективы, однако не думаю также, что Армения будет вынуждена уступить Карабах".

К оценке британского эксперта можно добавить лишь то, что, постоянно поддерживая высокий градус милитаристской риторики и направляя внимание азербайджанской общественности на внешнюю проблему, Ильхам Алиев достигает пропагандистского эффекта - снижает уровень внутреннего протеста, вызванного тем, что экономические успехи его правительства не в полной мере отражаются на повседневной жизни рядового азербайджанца. С другой стороны, открыто угрожая новой войной, азербайджанский президент пытается вызвать давление международных посредников в сторону Армении. Тактика эта довольно сомнительная, учитывая во многом противоположные региональные интересы Запада и России, что вынуждает их постоянно маневрировать и балансировать взаимоотношения с Ереваном и Баку.

Таким образом, необходимо констатировать, что предстоящая встреча в Сочи в принципе не должна привести к какому-либо ощутимому прогрессу в карабахском процессе. Но тогда не совсем понятно то рвение, с которым российская сторона в лице Дмитрия Медведева осуществляет посредническую миссию. 24 декабря российский президент в интервью государственной телерадиокомпании Азербайджана - AzTV заявил следующее: "На мой взгляд, это (карабахский конфликт - В.А.), может быть, единственный конфликт на постсоветском пространстве, который в настоящий момент можно урегулировать". По его словам, "все зависит от доброй воли (!) сторон, от их возможности и желания слышать аргументы друг друга, и, скажем прямо, не бывает простых решений. Договориться можно только на компромиссной основе. То есть каждая сторона должна пройти свой путь. Россия этому будет способствовать и дальше".

Сложно понять, в каком из заявлений Ильхама Алиева, сделанных за последние годы, можно найти хотя бы намек на "добрую волю". Наоборот, в Баку, кажется, сделали ставку на тотальное давление. Ситуация для Армении отягощена тектоническими сдвигами международного и регионального масштабов - эскалацией ситуации на Ближнем Востоке, сближением России и Турции в энергетической сфере, возможностью дестабилизации ситуации вокруг Ирана, принципиально новой внутриполитической реальностью в России и Грузии. На "карабахскую карту" Азербайджаном поставлена и судьба Габалинской РЛС.

"Для защиты Карабаха Армения сделает все, что в ее силах", - говорит Томас де Ваал. Но здесь есть принципиальный момент. Силы Армении на сегодняшний день во многом зависят от стабильности политической линии Кремля. И речь в данном случае не о том, что Москва попытается оправдать свой оптимизм за счет интересов Армении. Хотя и этот сценарий полностью нельзя исключать. Опасность кроется в попытках действующей российской власти демонстрировать влияние и предпринимать шаги там, где эффективность этого влияния весьма сомнительна, а необдуманные шаги ведут не к успеху, а к провалу и конфузу. Скандальное вмешательство в ход президентских выборов в Южной Осетии и ничем не оправданная тактика уступок в Приднестровье, осуществляемая путем давления на политическую элиту этой республики, целиком и полностью зависящей от Москвы, не должны оставлять у Еревана каких-либо иллюзий относительно источников оптимизма российского президента. И это та ситуация, когда выход из жесткого силового клинча с Азербайджаном может обернуться для армянской стороны весьма плачевными результатами, а для России - потерей последнего военно-политического союзника в регионе. Так стоит ли для этого устраивать переговоры в Сочи?

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья