Весной этого года в Армении пройдут выборы в Национальное Собрание (парламент), а в следующем году президентские выборы. Данные электоральные события в любой стране мира возрождают надежды на реальные изменения в обществе. Но такие изменения произойдут только тогда, когда путем честных, свободных и демократических выборов будет сформирована легитимная власть со своей кардинально новой, конкретной программой действия, получившей поддержку избирателей.

Поэтому один из главных вопросов для Армении - сама возможность проведения демократических, свободных выборов. Исторически сложилось так, что общественно-политическая система Армении, созданная после развала СССР, к сожалению, не стала созидательной и практически не базировалась на демократических ценностях, наоборот, она разрушила до основания все хорошие приобретения советской Армении.

Зародившаяся "элита" состояла из близких к новым властям олигархов, силовиков и преданного им класса чиновников. Непрофессионализм и коррумпированность, клановость стали главными инструментами удержания и укрепления новой власти. Процесс выборов превратился в фарс. Система и "выбирала", и "назначала".

После первых по настоящему свободных выборов 1991 года, уже на новых (1996 года) выборах Левону Тер-Петросяну пришлось с помощью полиции и армии, выстрелами в воздух разогнать протестующих, недовольных результатами выборов. Назначенные президентом на самые высокие посты системы - с 1995 года министр внутренних дел и национальной безопасности Серж Саргсян, и с 1997 года премьер-министр Роберт Кочарян в 1998 году устроили дворцовый переворот и заставили его досрочно подать в отставку. Получилось почти как в Библии - Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его. Система нашла для себя нового человека - Роберта Кочаряна. В политическом поле он освободил арестованных дашнаков, а потом помог олигарху Гагику Царукяну создать партию "Баргавач Айастан". При нем, после выборов в Национальное Собрание Армении 1998 года (где победил блок Карена Демирчяна и Вазгена Саркисяна) случился теракт 1999 года, в котором и погибли Демирчян и Саркисян. Получилось,что в одночасье страна лишилась не только выдающихся людей, но и лидеров тогдашней оппозиции.

В 2007 пост премьер-министра и преемника Кочаряна занял министр обороны Серж Саргсян, который автоматически стал руководителем Республиканской партии Армении. А через год, после президентских выборов 2008 года, уже Кочаряну пришлось с помощью полиции и армии, стрелять в протестующих (погибли 10 человек) и практически расчистить путь к президентству Сержа Саргсяна. Не имея и тени легитимности, Серж Саргсян во время введенного чрезвычайного положения шел на инаугурацию по пустому и безлюдному Еревану, даже не думая о новых досрочных, демократических выборах. Для него было важно, что система сделала свой "выбор".

А что же сейчас. Сегодняшнее политическое поле, как и раньше, в основном сгруппировалось вокруг трех президентов (Левон Тер-Петросян, Роберт Кочарян, Серж Саргсян). Обладание немалыми финансовыми, административными, медиа-возможностями делает этих людей "центровыми" игроками именно политического поля, но не лидерами народа, поскольку 20-летний путь развития независимой Армении показывает, что созданная ими система управления, по большому счету, привела страну к серьезному системному кризису, а экономику - к стагнации.

Часть оппозиционных партий (НПА, АОД, Либеральная партия и т.д.) создали блок АНК во главе с Левоном Тер-Петросяном. Другая часть оппозиционного поля ("Жарангутюн", "Новые Времена", ОРП, НП, Коммунисты, "Свободные Демократы" и.т.д) на данный момент готовится выступить на выборах в одиночку. Часть дашнаков и "Баргавач Айастан" (член коалиции) идеологически тяготеют к политическому курсу Роберта Кочаряна, хотя на выборах будут участвовать как независимые силы. Республиканцы и "Оринац Еркир" Артура Багдасаряна в составе коалиции всецело поддерживают Сержа Саргсяна. Интеграция этих политических сил в треугольник трех президентов-создателей системы значительно снижает их возможности борьбы за кардинальное изменение общественно-политической, социально-экономической, геополитической ситуации в стране. Пока их цель перебороть друг друга, иметь больше административных и финансовых рычагов в рамках уже сложившейся системы.

Но здесь у действующей власти имеется явное преимущество - финансовый и административно-силовой кулак. Перебороть его традиционными методами будет очень сложно. Следовательно, если до выборов ничего экстравагантного не произойдет, то эти силы будут проходить в парламент по определенным "квотам", выделенным системой. Тот же сценарий - и ситуация в стране не изменилась к лучшему. Наоборот. Сколько бы властная коалиция в лице Сержа Саргсяна не вела агитационную и пропагандистскую компанию о "великих" достижениях Армении, - реальная ситуация в стране критическая. Треть населения страны живет за чертой бедности, импорт превышает экспорт в четыре раза, экономика всецело зависит от внешних трансферов, внешний долг составляет 40% от ВВП, засилье монополий практически уничтожает малое и среднее предпринимательство, высока безработица. В год, по официальным данным, из страны уезжает от 60 до 80 тысяч человек.

Весной 2011 года в Армении не случилось революции лишь потому, что АНК решил провести диалог с властью. Политическая коалиция не распалась исключительно за счет силовых акций Сержа Саргсяна против партии "Баргавач Айастан". Взаимоотношения внутри коалиции не позволяют этим партиям идти на выборы единым списком. Несмотря на заверения властей, не раскрыты убийства во время кризиса 1 марта 2008 года, не преодолены политические последствия этих трагических событии.

Подписав инспирированные США армяно-турецкие протоколы, Серж Саргсян поставил армянский народ перед расколом по линии Армения-Диаспора. Поддержка эфемерной программы вступления РА в Европейский Союз (с которым, между прочим, у Армении тоже нет общих границ) и экономически ничем не оправданный отказ от вступления в Таможенный Союз, ЕЭП сулят потерей реальных инвестиций в промышленность, лишает экономику страны огромного рынка сбыта. Возможная война в Карабахе, нарастающий хаос на Ближнем Востоке, вопросы Ирана и Сирии, экономическая неразбериха в ЕС, противостояние России и НАТО, активизация пантюркистских стремлений со стороны Турции, возможный уход Грузии и Азербайджана в блок НАТО создают для системы Армении критическую ситуацию.

При негативном развитии событий налицо угроза потери государственности. И политической системе Армении придется когда-то сделать геополитический выбор - или в НАТО вместе с США и ЕС, или в Евразийский Союз вместе с Россией. Я глубоко убежден, что только в Союзе с Россией Армения может избежать огромных рисков и развиваться как самостоятельное, национальное государство. Но сегодняшние векторы геополитического развития страны показывают другие реалии. И создав "согласованный" парламент, власть системно не решает ни одну из вышеперечисленных проблем. Нужна новая власть, новая концепция развития, новые программы. Иначе вторая волна мирового кризиса, внутриполитические, социально-экономические, демографические проблемы чреваты или серьезными уличными протестами, благо выборы в Армении для этого всегда создают уникальную возможность, или дальнейшей деградацией общества. Поймут ли это политические силы (в первую очередь, властные) или для этого потребуется "уличная демократия"?

А.Р.Карапетян - лидер партии "Новые Времена" (Армения), доктор политических наук