Зафар Гулиев: Азербайджан: внутриполитические итоги 2011 года
Во внутриполитическом ракурсе 2011 год прошел, с одной стороны, под знаком усиления неоавторитарных тенденций и дальнейшего отката страны от норм либеральной демократии, с другой - в атмосфере роста политической активности в обществе и усиления революционных и реформаторских ожиданий.
Стремительная волна революций в арабском мире и начатая властными структурами страны громкая компания борьбы с коррупцией актуализировали в обществе тему необходимости кардинальных перемен, вызвав у определенной части оппозиционной элиты и протестного электората в Азербайджане даже синдром революционного ожидания. В контексте мощной волны арабских революций и усиления прессинга Запада на постсоветские авторитарные режимы, в Азербайджане также началась активная борьба за реформирование политической и экономической ситуации в стране. Тон в этой борьбе с самого начала года задавала, созданная в конце 2010 года, Общественная Палата, вобравшая в себя видных представителей оппозиции, гражданского общества, масс-медиа и за короткое время ставшая главным оппонентом действующей власти.
После серии пробных акций протеста в марте месяце, последовал первый митинг Общественной Палаты 2 апреля, взорвавший застойную политическую тишь в стране. Хотя основной лозунг митинга, предложенный Общественной Палатой, был конструктивно реформаторским ("Народ требует кардинальных реформ"), тем не менее, акция проходила под прессингом революционных настроений. Правящий режим, обеспокоенный возможностью революционной раскрутки ситуации в Азербайджане, предпринял крайне жесткие репрессивные меры для того, чтобы на корню подавить революционные поползновения, арестовав и осудив целый ряд участников акции.
К концу весны революционная эйфория в стране заметно убавилась и политический реализм постепенно возобладал над политическим максимализмом. Реагируя на это, правящий режим постепенно свернул компанию борьбы с коррупцией и вырулил ситуацию в прежнее одиозное русло. Но ход событий показал бесперспективность подобной тактики. Новые политические тенденции в мире, события в арабских странах, активность Общественной Палаты и усиление протестной пропаганды в социальных сетях и СМИ не прошли бесследно: в сознании определенной части общества произошли определенные революционные изменения, возобладала установка на необходимость демократического обновления ситуации в Азербайджане. То, что страна оказалась ещё не готова к революционному изменению ситуации, не означало снижения внешнего и внутреннего настроя на перемены и обновления. Напротив, политически активная часть общества еще более утвердилась в мысли о необходимости кардинальных позитивных перемен в стране. Установка на перемены и реформы, в контексте усиливающегося прессинга извне и изнутри, стала, по сути, доминантной темой всего 2011 года.
О необходимости безотлагательного начала процесса демократических реформ говорили в течение всего года не только зарубежные эксперты и влиятельные международные организации, но также почти все политические и экспертные круги в Азербайджане: и те, кто в оппозиции, и те, кто относительно нейтральны, и даже те, кто у власти. Правда, до реальных реформ, если не считать скоротечную имитационную компанию борьбы с коррупцией, дело так и не дошло, но, тем не менее, в сознании и в лексике значительной части общества стала активно утверждаться тема востребованности позитивных перемен. По сути, 2011 год стал для Азербайджана сложным, но необходимым этапом психологической, мотивационной и политической настройки на процесс обновления.
В конце апреля Общественная Палата Азербайджана инициировала и представила на суд общественности проект "Дорожной карты мягкого перехода к демократии", представляющего собой комплекс необходимых политических, социальных, экономических и законодательных реформ для перехода страны на современные демократические рельсы развития. В мае-июне этот проект был доработан, разбит на реальные этапы, охватывающие период до двух лет, принят на Сессии Общественной Палаты и представлен широкой общественности и властным структурам страны.
Реформаторский почин Общественной Палаты оказал стимулирующее воздействие на все общественно-политические структуры и, в том числе, на движение интеллигенции, которая ощутила угрозы общественной стабильности в случае запаздывания реформ. В конце мая по совместной инициативе Национального Общественного Комитета Евроинтеграции Азербайджана и Форума Интеллигенции была проведена презентация Общественной хартии "
Вместе с тем, развитие внутриполитических процессов в Азербайджане в течение всего 2011 года свидетельствовало о том, что власть не настроена на реальные реформы и не намерена ослаблять прессинг на независимые бизнес-структуры, СМИ, НПО и оппозицию. Правящий режим, по сути, весь год продолжал навязывать обществу (всем его подразделениям) свою методологию, свой сценарий, свои правила организации социально-политической и экономической жизни, а также свое видение сегодняшнего и завтрашнего дня, в котором нет места ни для революции, ни для демократических реформ.
Контрастная гротескная двуликость стала и в 2011 году отличительной особенностью развития внутриполитических процессов в Азербайджане. С одной стороны, декларировался и временами имитационно осуществлялся курс на построение правового демократического государства, формирование гражданского общества, развитие рыночных отношений, соблюдение всего комплекса прав, свобод и т.д. С другой стороны, последовательно внедрялась неоавторитарная и неомонархическая модель монопольного контроля клановой власти над всеми сферами жизни, активно реанимировались тоталитарные советские методы управления государством. С одной стороны, страна стремительно развивалась, усиливалась, обновлялась и модернизировалась. С другой стороны, развитию человеческого фактора, заботе о рядовых гражданах, защите их прав и собственности не уделялось должного внимания. В результате, чем больше обогащался, перестраивался и модернизировался Азербайджан как страна, тем резче проявлялись контрасты и негативы в процессах развития общества и личности.
Тем не менее, ход развития событий в мире и в самом Азербайджане в 2011 году способствовал небывалой актуализации темы демократического обновления страны. В контексте "арабской весны" (а под занавес года и "русской зимы"), а также нарастающего в мире прессинга на авторитарные коррумпированные режимы, уже многие стали верить в наличие некоего внешнего фона, благоприятствующего основательным демократическим преобразованиям в Азербайджане. Да и в самой стране всё настоятельнее стала ощущаться востребованность кардинальных демократических перемен. Вхождение страны (после долгого затишья) в фазу политической активности и реанимация в обществе демократических ожиданий заострили внимание многих к вопросу готовности-неготовности азербайджанского социума к процессам революционного или эволюционного обновления ситуации. Сегодня в Азербайджане уже есть понимание того, что демократические перемены востребованы временем, обществом и ситуацией. Об этом заявляет не только оппозиция, но временами даже сам глава государства. Вопрос лишь в том, как подвигнуть закостеневшую страну и власть на путь реальных реформ и эволюционного разрешения противоречий? Нет сомнений, что Азербайджан вступил в 2012 год с ожиданиями реальных политико-экономических перемен. И, надо полагать, эти перемены непременно произойдут - эволюционным или же революционным путём.