Иннокентий Адясов: Сможет ли МИД России спрогнозировать ситуацию на постсоветском пространстве в 2012 году?
Наступивший 2012 год может стать одним из самых непростых для государств постсоветского пространства. Перед внешней политикой России встанет вопрос адекватного прогнозирования развития ситуации в бывших советских республиках: на Украине, Средней Азии, в Молдавии и Приднестровье. Как известно, согласно Конституции России, президент РФ определяет внешнюю политику страны. Но координирует внешнюю политику и готовит рекомендации для президента России МИД. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации так определяет основную задачу российского внешнеполитического ведомства - разработка общей стратегии внешней политики, представление соответствующих предложений Президенту и реализация внешнеполитического курса.
Внешняя политика невозможна без прогнозирования будущего. Прогнозирование - важнейшая функция управления. Любая страна, претендующая на независимую внешнюю политику (не говоря уже о странах, претендующих на роль мировых сверх- или региональных сверхдержав) определяет свои цели, планы, проекты, программы во внешних отношениях.
С момента назначения
Очень серьезные вопросы возникли и по тем прогнозам, которые давало российское внешнеполитическое ведомство накануне августовской войны 2008 года. Когда грузинская агрессия против Южной Осетии уже началась, высокопоставленные представители МИД России говорили о возможности продолжения переговоров с Тбилиси и нахождения некого компромисса. О качестве аналитических материалов, представляемых российским внешнеполитическим ведомством, говорил и президент России
Прошло уже больше полутора лет с той встречи, однако, как представляется, уровень аналитических документов российского МИДа, касающихся постсоветского пространства, вызывает много обоснованной критики.
После избрания
Положение Виктора Януковича сейчас очень похоже на положение
К таким наработкам, в первую очередь, мог бы относиться анализ поведения властных элит Украины после парламентерских выборов (ПР на них может потерять не только конституционное большинство, но и простое), позиция украинских властей по поводу ГТС страны в случае обострения экономического кризиса, возможность повторения "оранжевой революции".
Стоит особо подчеркнуть, что столь сейчас нелюбимый в России Госдеп США активно привлекает неправительственные экспертные фонды (прежде всего,Атлантический совет) для прогнозирования и моделирования развития ситуации в бывших советских республиках, прежде всего на Украине. Российский МИД такое сотрудничество не практикует и не планирует практиковать.
Как указывалось выше, второй горячей точкой для российской дипломатии на постсоветском протестантстве уже в ближайшее время может стать Средняя Азия. Предновогодние события в казавшемся оплотом стабильности в регионе Казахстане - лишь первый тревожный звонок для российской дипломатии. По практически единодушному мнению российского экспертного сообщества, регион находится на пороге "большого взрыва", который приведет к власти новые политические элиты и может серьезно изменить всю конфигурацию региона. Готово ли российское внешнеполитическое ведомство (долго прятавшееся даже от частного конфликта вокруг российского лётчика в Таджикистане) к такому развитию ситуации?
Видимо, нет.
Трагические события на юге Киргизии показали, что российское внешнеполитическое ведомство не смогло разработать алгоритм поведения в кризисных ситуациях в регионе.
Новый 2012 год, к сожалению, начался с кризиса в другой вновь горячей точке на карте постсоветского пространства - в Приднестровье (ПМР). Большинство аналитических прогнозов сводилось к тому, что нынешние руководство в Кишиневе пойдет на обострение ситуации вокруг российских миротворцев в регионе в момент передачи власти в ПМР. Цель провокации вокруг поста российских миротворцев понятна - окончательно выдавить Россию из региона и навязать новому президенту ПМР
К вопросу качества прогностически-аналитической работы МИД Росиии самым прямым образом примыкает вопрос создания реально действующих инструментов российского влияния на постсоветском пространстве. Согласно информации источников в
Как известно, проекты ЕврАзЭс - Таможенный Союз и ЕЭП - определены как российские приоритеты на постсоветском пространстве. Пока вопросы данных интеграционных проектов отнесены к ведению Первого департамент СНГ, что выглядит весьма странно, поскольку форматы СНГ и ЕврАзЭС объединяет только география. Структуру МИД России утверждает президент, но инициативы по изменению структуры обычно исходят от руководства министерства. Наверное, не стоит никому доказывать, что внешняя политика не может быть эффективной без грамотного внешнеполитического планирования и прогнозирования. Остается надеяться, что вопросы прогностически-аналитической работы станут реальным приоритетом работы российского внешнеполитического ведомства.