История и в самом деле циклична: за веками относительного торжества добра, свободы, разума и справедливости следуют века господства жестокости, рабства, варварства и несправедливости. Светлые периоды богоугодного развития, расцвета наук, искусства и гуманизма, атмосферы мира и согласия, уважения к незыблемым нормам морали и права, неизменно сменяются темными демоническими эпохами тотальной вражды и конфронтации, культа силы и денег, апофеоза лицемерия, разврата, лжи и абсурда. Так было на протяжении всей истории человечества и, к сожалению, эта фатальная "маятниковая цикличность" в полной мере проявляет себя и сегодня. Но только в более убыстрённой, более парадоксальной и более безумной форме.

На подобный ход мысли наталкивает вектор развития доминирующих тенденций в сегодняшнем мире. Должно быть, маятник истории вновь качнулся в сторону абсурда и безумия: цивилизация в очередной раз входит в темную (сатанинскую) полосу развития, чреватую на этот раз непредсказуемо опасными, глобальными катаклизмами.

Между тем, несколько десятилетий назад (70-80 годы ХХ века) многим начинало казаться, что цивилизация наконец-то сумела выйти из "маятникового капкана" истории и отныне её развитие будет идти в русле последовательного и перманентного прогресса. Последовавший за этим крах коммунистической империи, окончательное разрушение колониальной системы и пронесшаяся над планетой "третья волна" демократизации вселили во многих надежду на то, что отныне мир будет развиваться в направлении всё большего торжества идей гуманизма, справедливости, свободы. Некоторые эксперты поспешили заявить о полном торжестве демократии в масштабах всей планеты. Известный футуролог Ф. Фукуяма даже сформулировал свой знаменитый тезис о "конце истории", доказывая, что западные либеральные ценности бесповоротно победили все конкурирующие представления о политическом и экономическом устройстве, и поэтому у демократии и капитализма уже не осталось какой-либо реальной альтернативы. Иными словами, утверждался оптимистический тезис о фиксации маятника истории на отметке неуклонного демократического прогресса. Вплоть до конца ХХ века, казалось бы, ничто не внушало тревогу за перспективы нормального развития человечества и не предвещало опасность наступления новой фазы "дебилизации" и безумия в мировом масштабе. Но явный рост патологических тенденций в первое десятилетие нового века говорит о другом: мир, кажется, опять начинает сходить с ума и в водоворот очередного цикла безумия постепенно вовлекаются многие страны и народы. Откровенный шантаж, цинизм, лицемерие, "двойные стандарты", имитационные игры, аргумент силы и денег вновь стали основой международных и межгосударственных отношений. Многообещающая "третья волна" демократизации выплеснула на берег уродливый феномен имитационной демократии. В целом ряде государств развитие пошло в направлении усиления одиозного авторитаризма в псевдодемократической оболочке. Процесс произвольного манипулирования нормами права, свободы, демократии постепенно охватил и передовые страны мира, а также влиятельные международные организации. Девальвация и имитационное опошление идей демократии, свободы, справедливости, гуманности, принципов международного правопорядка и норм цивилизованных отношений стали приобретать столь масштабный характер, что впору уже говорить о глобальном кризисе либеральных ценностей. Ситуацию не спасает даже волна антидиктаторских революций в арабском мире, бросающая вызов всем авторитарным режимам, поскольку эти грозные явления разворачиваются на фоне обострения общих кризисных процессов в мире и ведут они пока что не к росту демократии, а к раскачке опасных патологических тенденций.

К сожалению, тон в этом глобальном процессе профанации идей гуманизма, свободы, равенства, справедливости - основных и универсальных принципов современного миропорядка - задают зачастую именно передовые страны западной демократии и курируемые ими международные организации (ООН, СЕ, МВФ, МБ и т.д.).

Под флагом глобализации, используемой часто как удобный инструмент обеспечения собственных прагматических интересов, и под лозунгом борьбы с международным терроризмом, дающей чуть ли не карт-бланш на любые действия, ведущие мировые державы, транснациональные компании и манипулируемые ими международные организации, по сути, целенаправленно и методично разрушают хрупкие основы того либерального гуманистического миропорядка, который был задан после второй мировой войны и получил определенное развитие в последующие десятилетия.

Откровенная профанация правовых, моральных норм и либеральных ценностей наблюдается не только в странах имитационной демократии (таких, как Россия, Азербайджан), но и по всему миру. Такое ощущение (возможно, оно недалеко от истины), что во всех странах к власти пришли лицемерные и закомплексованные циники, которым наплевать на демократию, логику, мораль, на мнение собственной и мировой общественности. Почти в каждой стране и в масштабе чуть ли не всей планеты установилась самая лицемерная форма "дебилократии", исповедующей на словах приверженность международным нормам и принципам демократии, а на деле руководствующейся меркантильными интересами и "двойными стандартами".

События 11 сентября 2001 года и намеренно педалируемая опасность международного терроризма дали "мировой дебилократии" удобный повод для дальнейшей перекройки существующего международного порядка под свои имперско-мондиалистские цели, с перманентным сужением зоны либеральных прав и свобод. В последние же годы очень кстати подвернулась, предсказанная Хантингтоном, угроза конфликта цивилизаций. На волне намеренно раздуваемого конфликта цивилизаций началось дальнейшее глумление над принципами международного права, ценностями демократии и даже нормами здравого смысла. В последнее десятилетие происходит нечто парадоксальное: развитие событий в мире идет в большей мере не в русле предупреждения и предотвращения предсказанных Хантингтоном опасностей, а провоцирования и форсирования противостояния между культурами и цивилизациями; не в направлении снятия или блокирования угрозы международного терроризма, а ещё большего умножения причин и очагов данного явления; не в плоскости оптимизации условий для общего прогресса демократии, а в эскалации конфликтов и коллизий.

Всё чаще и чаще принципы свободы и демократии, права человека и целых народов, нормы международного права и человеческой морали, ценности гуманизма и эгалитаризма приносятся в жертву соображениям защиты государственных, корпоративных, геополитических, этно-конфессиональных и сугубо прагматических интересов от раздутых угроз мирового терроризма или конфликта цивилизаций. И этот процесс идёт не только на уровне отдельных стран, но и в рамках всей системы международных отношений. Словом, мир, управляемый "дебильными" циниками, целенаправленно вгоняется в состояние безумной паранойи. То, что казалось невозможным, абсурдным, диким или раз и навсегда преодоленным каких-то 10-20 лет назад, сегодня в модифицированной форме внедряется в отношения между индивидами, народами и государствами, как контуры новосозидаемого зловещего миропорядка. По сути, не осталось единых, универсальных, базовых ценностей и критериев: всё приобрело откровенно конъюнктурный и имитационный характер, повсюду "двойные стандарты". Принципы рациональной логики уже неприложимы к миру сегодняшней политики.

В цитадели демократии - США - под предлогом защиты национальной безопасности всё больше легализуется практика контроля, слежки, прослушивания за частной жизнью граждан, осуществляется негласная цензура над СМИ и даже уголовное преследование в отношении особо строптивых журналистов и масс-медиа. Или взять решение сената о возведении неприступной "китайской стены" вдоль границ с Мексикой. Эта стена высотой в 6 метров и протяженностью в 1500 км. уже интенсивно возводится. И это в стране, которая всегда кичилась своей открытостью? После падения берлинской стены многие надеялись, что рухнут наконец-то все стены, разделяющие народы, культуры и цивилизации. Но нет, сегодня активно возводятся новые стены: сегрегационные, тоталитарные и самые настоящие (из бетона, металла, пластика, электроники и т.д.).

Или взять другой пример, свидетельствующий о возрождении сегрегационной политики. Всё большее количество стран европейской демократии начали вводить различные законодательные запреты, барьеры, квоты, ограничения по этно-конфессиональным признакам на иммиграцию, гражданство, расселение, трудоустройство и предоставление других равных прав в отношении выходцев из тех или иных регионов (в основном мусульманских). Как подобная практика вяжется с международными нормами и базовыми принципами западной демократии? Разве это не модифицированная, утонченная форма прежней колониальной, сегрегационной, расистской и даже фашистской политики? По крайней мере, от подобных мер до фашистской практики расстояние уже не столь большое.

В каком-то параноическом угаре все страны и континенты словно вступили в соревнование по глумлению над нормами демократии и здравого смысла. Так во Франции недавно был принят закон, запрещающий женщинам появляться в общественных местах в платках, закрывающих лицо. Этот закон, раскритикованный многими, в том числе организацией "AMNESTY INTERNATIONAL", направлен в основном против мусульманок, носящих хиджаб. В России, скажем, уже которое время идёт стихийный процесс явного притеснения иноземцев ("лиц кавказской национальности"). Или другой пример: израильские раввины приняли религиозное постановление, запрещающее продавать и сдавать недвижимость неевреям. А парламент Ирана некоторое время назад пытался принять решение о введении особых различительных повязок для обязательного ношения в отношении представителей иных религиозных конфессий. К сожалению, в орбиту подобной сегрегационной практики постепенно вовлекаются всё новые страны.. От подобных опасных инициатив, созвучных атмосфере паранойи, постепенно охватывающей весь мир, буквально один шаг до практики особых гетто и концлагерей. И нередко инициатива подобных тенденций исходит от передовых западных стран (США и Европы). Сегрегация без повязок или сегрегация с повязками - не меняет суть дела.

Взять, к примеру, принятое на днях скандальное решение сената Франции об уголовном наказании за отрицание армянского геноцида. Прецедент подобной нелепой практике был положен ранее (Франция вновь была в числе первых), когда ряд стран Евросоюза приняли решение об уголовном наказании лиц, оспаривающих исторический факт Холокоста. Дело тут вовсе не в Холокосте и "геноциде", а в том поистине абсурдном и страшном тоталитарном прецеденте, который "либеральная" Европа заложила как норму в практику собственной общественной жизни. Фактически, это уголовное наказание за инакомыслие. И какая разница, что является предметом ограничения свободы слова и мысли - политические спекуляции вокруг исторического факта или идеологические расхождения? И потом, почему именно Холокосту, а затем армянскому геноциду в иерархии ценностей Европы (в частности Франции) отдана приоритетная роль? Выходит, можно безнаказанно подвергать сомнению существование самого господа бога, можно безнаказанно проповедовать расистские, фашистские, сатанинские и прочие взгляды, можно даже публичными карикатурами безнаказанно глумиться над личностью пророка и чувствами миллиарда верующих, поскольку свобода слова и мысли, принцип плюрализма - это наивысшие и непререкаемые ценности, основа европейской цивилизации?! А вот ставить под сомнение факт Холокоста или геноцида никак нельзя - моментально последует уголовная расплата. А как же в этом случае с критерием плюрализма, с принципами свободы слова и мысли?

Этот опасный тоталитарный прецедент уже даёт зловещие всходы и грозит изнутри полностью подорвать основы западного либерального миропорядка. С "нелегкой руки" некоторых стран Евросоюза законотворческий процесс в направлении откровенного глумления над основополагающими либеральными ценностями уже пошел. Кто осудит теперь парламенты других стран, если и они продолжат подобную практику удушения свободы мысли посредством манипулирования историей? К примеру, в Алжире примут решение об ответственности лиц, оспаривающих факт массового уничтожения мирных жителей этой страны французскими оккупационными войсками, Украина станет в уголовном порядке преследовать тех, кто оспаривает Голодомор, Литва ввела наказание за отрицание факта советской оккупации, парламент Азербайджана инициирует аналогичный законопроект о Ходжалинском геноциде и т.д. Ведь поле для подобных инициатив безгранично. Глобализация мира, увы, лишь усиливает процессы сегрегации.