Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 21 августа 2003
"Фантасмагория экономического пинка".
("Сегодняшняя газета", 21.08.03, Владимир Жилетов)
На последней сессии Законодательного Собрания представитель "Чести и Родины" задался вопросом постоянных путешествий тружеников высшего звена администрации в Первопрестольную. Получил край из федерального бюджета, мол, 50 миллионов, а гораздо больше потратили на встречи министров и поездки в столицу. Официальный тезис этих перемещений: "Мы к Москве всем передом, а она к нам пока всем... эээ... противоположной стороной. Мозолистыми руками столицу развернем, денег получим, льгот разнообразных выбьем, ситуацию исправим, донорским регионом быть перестанем". Как там на самом деле - непонятно. То ли интересы края защищаются, то ли какой ФПГ.
Сделать так, чтобы в Москву руководители края ездили исключительно по необходимости, не сложно. Как выглядит путешествие сегодня? Очень приятно оно выглядит: билет за счет краевой казны и пять часов на самолете в салоне VIP-класса. Тепло, сухо, комфортно. В случае, если пассажир заскучал, симпатичная стюардесса принесет коньяку. Совершенно иначе это путешествие выглядит, если билет бюджетный предоставлять лишь на поезд в плацкартном вагоне. Во-первых, для края сплошная экономия. Во-вторых, хоть четыре дня какой-нибудь заместитель губернатора от Красноярска до Москвы и четыре от Москвы до Красноярска будет проводить в компании "рядовых избирателей". В-третьих, подобная поездка вызовет у "выпь"-персон сильное неприятие. Перед каждой следующей командировкой три раза подумают:
"Нужно ли ехать или можно вопросы по телефону решить?" Командировочных расходов: гостиницы, питания и прочего - подобное нововведение тоже должно касаться.
Фантазируя о дальнейшем полезном ущемлении чиновничьих привилегий, можно совершенно замечтаться. Взять, к примеру, ответственность руководителей за возглавляемую сферу. Летом на правом берегу Красноярска трижды отключали холодную воду. Про горячую и говорить не приходится. Теперь представим, что каждый раз, как в каком-нибудь доме города отключается вода, она автоматически исчезает в квартире директора "Горводоканала", у всего состава депутатов заксобрания, у заместителя губернатора по данному вопросу и у губернатора. Трубы зимой чтобы в последнюю очередь грелись у директора "Красноярскэнерго". Чтобы ночью фонари зажигались на окраинах города, а уж потом в центре. Чтобы милицейское начальство жило в самом криминогенном районе, находя от своей машины утром лишь остов без колес, радиолы, стекол и руля. Чтобы это начальство каждый вечер переживало за своих жен и дочерей, как переживают жители Академгородка, напуганные слухами о маньяках в лесу. Вот это можно было бы назвать личной заинтересованностью руководителей. Когда же этот руководитель думает, где так ловко "сэкономить", чтобы сменить свой "Ландкрузер" на "Мерседес", это "не заинтересованность, а "понты" и "форс бандитский".
И уж совершенно неплохо было бы привязать уровень жизни чиновников к потребительской корзине. Кормились, значит, чтобы они целый месяц на прожиточный минимум в регионе. Денег, понятно, в такой потребительской корзине на лобстеров и даже на ежедневное поглощение куриных окороков от "Сибирской губернии" не хватит. Но через пару месяцев, прочувствовав язвой, гастритом и геммороем жизнь своих избирателей, губернатор и его команда сделают все возможное для изменения уровня жизни населения в регионе. Или для поднятия планки заработной платы. А если не сделают все возможное для "экономического рывка", то за год умрут от голода и холода. Но в этом случае на новых выборах будут только те кандидаты, кто будет готов к работе в суровых условиях. В тех условиях, в которых слабые чиновники не выживают.
К сожалению, вся эта "маниловщина настолько нереальна, что лежит даже за границей фантазий. Что же касается экономического рывка, о котором так много говорилось, есть на эту тему подходящий анекдот. Есть якобы два варианта поднять нашу экономику - реальный и фантастический. Первый: прилетят инопланетяне и спасут своими сверхтехнологиями. Ну а фантастический - каждый будет заниматься своей работой - и все получится.
"Холодный расчет движет чиновниками при подготовке к зиме".
("Известия-Красноярск", 21.08.03, Максим Шмидт, Дарья Марьялова)
Красноярский край готовится к зиме. Несмотря на то. что, по доброй традиции, наступить она должна неожиданно, уже к 15 сентября по личному распоряжению губернатора Александра Хлопонина должен быть выполнен основной объем на объектах ЖКХ во всех районах. Мешает этому только одно - сами жители.
По словам заместителя губернатора края Анатолия Матюшенко, в этом году вопросам подготовки к зиме уделяется "повышенное внимание" Причем не только со стороны краевых властей Матюшенко отмечает, что это связано как с началом реформирования отрасли, так и с предстоящими выборами. "поскольку многие недобросовестные политики пытаются манипулировать сознанием граждан и, используя недовольство населения, создают себе имидж борцов за справедливость" Именно поэтому личным! решением Президента РФ Владимира Путина на федеральном уровне была создана комиссия, которая контролирует ход подготовки хозяйств регионов к предстоящим холодам А в ближайшее время, как сообщил заместитель губернатора, вопросами ЖКХ "начнет заниматься даже прокуратура".
В крае с подготовкой к отопительному сезону пока все нормально. Как показали итоги проведенных кустовых совещаний, в среднем готовность объектов ЖКХ и бюджетных учреждений к работе в зимних условиях составляет свыше 70 %, поэтому поставленная губернатором задача -сделать основной объем работ до 15 сентября - вполне выполнима. Тем более что в этом году средств на это выделено в два раза больше, чем в прошлом, а за ходом работ осуществляется постоянный контроль.
Основные требования к коммунальщикам и главам муниципальных образований - снижение потребления энергоресурсов и потерь в теплосетях, снижение потребления топлива на выработку единицы гигакалории тепла и удельных норм расходов воды и электроэнергии на технологические процессы. Большинство требований выполнить можно, однако администрация в самый разгар проведения работ столкнулась с проблемой нехватки средств. Причем по довольно тривиальной причине - люди в некоторых районах просто не платят за жилье. Так, в Манском районе Матюшенко, по его словам, поразило "вопиющее отношение жителей к своим квартирам и к условиям проживания. Разбитые окна и двери в подъездах, кучи мусора в подвалах. Люди не платят за жилищно-коммунальные услуги и даже не пытаются что-либо предпринять". Самое удивительное, по словам чиновника, что из 2800 жителей района 2400 подпадают под субсидии. Но люди даже не пытаются их оформить. А бюджет района тем временем не может получить от края соответствующие средства.
Решать эту проблему администрация намерена в первую очередь методом агитации. С помощью СМИ чиновники надеются убедить население в том, что тепло в их квартирах предстоящей зимой зависит от того, насколько регулярно они платят за их эксплуатацию. С теми же, кто не поддастся на подобные доводы,представители краевой и местных администраций намерены "поработать". Как - можно судить уже по высказываниям о том, что "ЖКХ скоро начнет заниматься прокуратура".
Прямая речь.
Какие существуют способы агитации граждан своевременно оплачивать услуги ЖКХ?
Валентина Бибикова, депутат ЗС:
- Я считаю, что оплату населением жилищно-коммунальных услуг стимулировать не надо. Красноярцы и так платят исправно. Буквально на днях я видела документ (анализ реализации реформы ЖКХ в Красноярском крае), где есть данные: 90,6% жителей края платят за квартиру регулярно. И стимул единственный - боязнь потерять жилье. Мы не в Африке живем. Для сибиряков тепло и жилье намного важнее одежды и даже еды. Поэтому люди предпочтут отказать себе во всем, но за жилье платить будут. И чем выше цена, тем регулярнее будут платить, так как страх попасть в большие долги и, как я уже говорила, лишиться квартиры, велик. Поэтому какие-то дополнительные меры агитации, будь то конкурсы ответственных квартиросъемщиков или лазерные шоу с большими буквами в небе "А ты заплатил за квартиру?!" излишни.
"Уборочные страдания".
("Известия-Красноярск", 21.08.03, Никита Медведев)
Несмотря на то, что метеорологи обещают краевым аграриям достаточно благоприятный прогноз на оставшееся летнее время и начало осени, уборочная все-таки может столкнуться со значительными проблемами. Главные из которых стали уже традиционными: нехватка средств, горюче-смазочных материалов и техники. А в этом году селянам пришлось столкнуться еще и с "административным ресурсом".
Уборочная кампания в Красноярском крае началась. Об этом на вчерашнем селекторном совещании сообщил заместитель губернатора по сельскому хозяйству Виктор Раздуев. На сегодня уже убрано около 10 тысяч гектаров зерновых культур, средняя урожайность на них составила около 20,8 центнера с гектара. Однако, как считает Раздуев, в итоге на этом уровне удержаться не удастся. Виной тому прежде всего летняя засуха, от которой наиболее сильно пострадали восточные районы края. Поэтому в краевой администрации рассчитывают, что в среднем удастся собрать с одного гектара не более 15-17 центнеров пшеницы. Общий объем урожая, таким образом, должен составить примерно 1600-1700 тысяч тонн, что, по оценке Раздуева, соответствует примерно уровню прошлого года. И 80% от этого количества должно быть собрано уже к середине сентября.
Во-первых, по словам Раздуева, этому способствует благоприятный метеорологический прогноз на конец августа и начало осени, полученный накануне в управлении социально-экономического развития села. А во-вторых, как напомнил главам сельских администраций начальник управления Эдуард Шрайнер, уже в прошлом году в середине сентября в Шушенском и Ермаковском районах выпал первый снег, и не убранный на тот момент урожай просто погиб. В этом году такого администрация намерена не допустить. Хотя угроза частичного срыва уборочной все еще сохраняется.
Дело в том, что, несмотря на помощь, оказываемую хозяйствам со стороны властей, экономическое положение селян не самое радужное. Так, во многих хозяйствах нехватка горюче-смазочных материалов составляет до 50% от необходимого. Причем, к примеру, в Ермаковском районе администрация готова закупать ГСМ у частников по цене вдвое ниже рыночной, однако это требует согласования с краевыми властями и, соответственно, отнимает лишнее время. Парк уборочной техники изношен, по разным оценкам, от 20 до 60%. По словам Эдуарда Шрайнера, расчетная нагрузка на один комбайн в среднем составляет до 300 гектаров, что намного выше нормальной.
Однако, даже если урожай и удастся убрать, в крае могут возникнуть сложности с его хранением и реализацией. Согласно приведенным вчера специалистами управления социально-экономического развития села данным, из 40 хлебоприемочных пунктов на территории края готово сегодня к принятию нового урожая только 6. В то же время главы районов уже жалуются на то, что по их территориям начали ездить всевозможные перекупщики, которые готовы предложить реальные деньги за еще даже не убранное зерно. Единственная проблема, по словам крестьян, состоит в том, что они "не знают, почём бы продать". А это, в свою очередь, смущает уже и чиновников краевой администрации, которые достаточно недвусмысленно заявили вчера главам районов и крестьянских хозяйств, что "те, кто будет отдавать зерно дешево, могут не рассчитывать на поддержку со стороны власти".
Однако возможность продавать не убранное еще зерно у хозяйств есть. Администрация края практически заставляет крестьян активнее участвовать в торгах на биржевой площадке, открывшейся в краевом центре накануне. По итогам первых торгов, по словам Виктора Раздуева, был определен минимальный ценовой порог -3 500 рублей за тонну зерна самой ходовой, третьей, категории при себестоимости в 2 200 рублей. И именно эти суммы на сегодняшний день чиновники называют "адекватными".
Тем не менее, общая картина с уборочной пока не слишком оптимистична. Администрация требует от хозяйств "собраться" и провести ее без потерь и в самые сжатые сроки. Хозяйства, большинство из которых не могут перечить краевым властям в силу зависимости от последних, готовы к этому морально, но не готовы физически и - особенно - технически. Однако уже сейчас им, по словам Эдуарда Шрайнера, "придется искать резервы". Итоги поисков обещал подвести лично губернатор края Александр Хлопонин.
Справка "Известий"
В 2003 году яровые культуры в крае размещены на общей площади в 1221 тысячу гектаров, а яровые зерновые занимают 96 2 тысячи. Посадки картофеля и овощей составляют, соответственно, 1565 и 1213 гектаров.
"Валерий Зубов: "Я буду бороться, чтобы федеральная казна помогала краю".
("Сегодняшняя газета", 21.08.03, Александр Кандауров)
В Красноярск прибыл депутат Государственной Думы Валерий Зубов, чтобы в очередной раз отчитаться о проделанной в Москве работе. Во время встреч, с красноярцами и на пресс-конференциях федеральный политик коснулся ряда актуальных для региона проблем. Ниже мы приводим наиболее интересные высказывания парламентария, сделанные им в последние дни.
О проекте федерального бюджета.
Валерий Зубов рассказал красноярским журналистам о ходе работы над проектом федерального бюджета на 2004 год в нижней палате федерального собрания. Как отметил сам политик, бюджетный марафон уже начался. По убеждению Министерства финансов РФ, его утверждение проходит в оптимистичной форме. Налицо улучшенные показатели по экономике, удовлетворительное состояние бюджета по стране в целом. Тем не менее, по словам Валерия Зубова, прохождение бюджета может вызвать некоторые трудности.
Как отметил депутат Госдумы, для Красноярского края в 2004 году в новом проекте федерального бюджета появился ряд преимуществ по сравнению с предыдущими. Это связано как "с изменениями налоговой базы, так и с тем, что удалось добиться увеличением доли края в целевых федеральных программах". Более того, по словам Зубова, если краевая администрация совместно с депутатами Государственной Думы продолжит начатую с весны работу, то появится еще целый ряд позиций, по которым возможно улучшение финансирования краевых программ. В их числе программы, касающиеся сноса ветхого жилья, обеспечения школ компьютерами, жилья для молодых, метро, спортивных баз, сельского хозяйства, малого бизнеса, космических технологий и дорог "Это основные позиции, по которым мы должны бороться, начиная с 25 августа - внесения официального проекта бюджета в Государственную Думу - и до 28 ноября - четвертого чтения бюджета, - заявил Зубов. - Без сомнения, федеральная казна должна помогать краю, и я буду бороться за это. Я приложу все силы, чтобы большая часть проектов вошла в федеральный бюджет".
Как рассказал наш депутат, вопросом, с которого началось рассмотрение бюджета на заседании правительства в минувшую пятницу, стал вопрос о тарифах. По его словам, та идеология в управлении экономикой страны, которая была необходима в отношении регулирования тарифов, и которая воплощена в "законе Зубова", принятого Госдумой в октябре прошлого года и подписанного Президентом в январе нынешнего года, теперь принята и на правительственном уровне. По утверждению нашего парламентария, этот год стал первым, когда правительство пошло на установление неизменных в течение года расценок на услуги естественных монополий. Планируется их утвердить еще до того, как будет принят бюджет следующего года. Как заявил Зубов, по решению правительства нынешние тарифы будут ниже тех, что представили сами монополисты. По словам Валерия Михайловича, можно пойти еще дальше и принять решение, по которому тарифы на услуги естественных монополий будут утверждаться один раз в три года. Еще одним важным решением, касающимся тарифов, стало рассмотрение в Госдуме взаимоотношений между Федерацией и регионами. Теперь, по словам нашего депутата, федерация будет устанавливать предельные нормативы тарифов на энергоресурсы, выше которых региональные энергетические комиссии уже не смогут перешагнуть. Вместе с тем депутат отметил и вопросы, которые как приоритеты правительством пока еще не продекларированы. А они носят, по мнению Зубова, чрезвычайно важный характер. По его словам, несмотря на то, что с 1 октября намечается 33-процентная индексация зарплаты бюджетникам и двухразовое увеличение стипендий студентам, проблема соотношения заработной платы бюджетников и занятых в промышленности остается очень острой. Разрыв остается значительным, и это вызывает озабоченность. Как заявил наш депутат, сегодня для него главная задача - поддержка системы ЖКХ. Как сообщил Зубов, значительная часть парламентариев, в первую очередь группа "Народный депутат", куда входит и он, считает, что текущие платежи должны быть стабилизированы. Никакого дальнейшего повышения. Вместе с тем, ремонт и реконструкцию жилья бюджет должен взять на себя, а не перекладывать эти расходы на население, включая, а, прямо говоря, пряча, их в тарифы на услуги ЖКХ.
"Эти проблемы стоят наиболее остро при формировании федерального бюджета на 2004-й и на последующие годы, - заявил Валерий Зубов,- и я не уверен, что они будут легко решаться"...
Об экономике и бюджетной сфере
Валерий Зубов не согласен с позицией краевой администрации, считающей приоритетным развитие так называемого реального сектора экономики в ущерб бюджетной сфере. Зубов отметил, что и так существует диспаритет в уровне заработной платы работников бюджетной сферы и промышленности. И за последние четыре года он только вырос. Далее Зубов привел в пример систему образования. По его словам, невозможно отказаться от малокомплектных сельских школ. "Проблема малокомплектных школ существовала всегда и будет существовать, пока есть небольшие населенные пункты. А они будут всегда", - говорит депутат. Сельские школы являются единственной возможностью для молодежи из глубинки "встроиться" в современную жизнь. Без образования невозможно двигаться вперед. Еще один аргумент Зубов приводит из собственной книги. "Прочитайте мою книгу 1990 года о том, как американцы измеряют свою производительность", - сказал народный избранник, профессор экономики. Например, одним из локомотивов своей экономики американцы считают здравоохранение. Эта высокотехнологичная бюджетная отрасль тянет за собой всю национальную экономику через заказы для промышленности, науки, образования. "Я считаю, что бюджетная сфера - это не обуза для экономики, а очень эффективный инструмент ее развития, - утверждает депутат. - Надо рассматривать и федеральный, и наш краевой бюджеты именно с этой точки зрения".
О красноярской авиации.
Валерий Зубов посетил красноярский аэропорт "Емельянове", где состоялось праздничное шоу, посвященное Дню воздушного флота России. Парламентарий также побывал на строительстве взлетной полосы аэропорта для реконструкции которой депутат добился выделения денег из федеральной казны. Как отметил сам Зубов, когда полоса будет введена в действие, это существенно расширит возможности аэропорта, который сможет принимать самые большие современные самолеты и превратиться в международный транспортный терминал.
"Это очень хорошо, что мы, Красноярский край, "воздушная территория". Осталось совсем мало регионов в стране, у которых есть своя авиакомпания и достаточный грузо- и пассажиропоток через аэропорт. И мы должны поддерживать и развивать этот потенциал", - отметил Валерий Зубов.
Депутат Госдумы также сказал: "Я отношу к своим самым большим достижениям то, что в свое время было принято решение сохранить нашу авиакомпанию. Это было действительно очень тяжело. Но сейчас хотелось бы, чтобы наш край жил не тем, что было, а тем, что будет. Чтобы развивался авиационный парк. То, что красноярская авиакомпания купила первых два самолета Ту-204 - это хорошо. То, что самолеты "КрасЭйр" летают за рубеж - тоже очень хорошо. Значит, мы укрепляемся", - отметил он.
Что касается взлетно-посадочной полосы, то строительство ее идет уже третий год, и в самое ближайшее время оно будет завершено. В минувший четверг, по словам Валерия Зубова, на заседании Правительства говорилось о том, что финансирование работ по реконструкции взлетно-посадочных полос в России является приоритетным направлением. "Красноярский край звучал в числе первых", - говорит наш депутат.
В сентябре состоится коллегия министерства экономики, касающаяся вопросов организации трансполярных пролетов. И в этом направлении у авиакомпании "КрасЭйр" тоже есть хорошая перспектива. В крае создан центр управления полетами, он находится в Красноярске-26. Но пока не задействован красноярский аэропорт в качестве перевалочной базы, и не задействована местная авиация. Их включение в проект даст дополнительные преимущества Красноярскому краю, отметил парламентарий.
О строительстве метро.
27 августа пройдет заседание коллегии Госстроя РФ, где будет рассматриваться вопрос о строительстве красноярского метро. По словам Валерия Зубова, предложено изменить схему финансирования строительства метро. Цель - снизить расходы краевого бюджета, но увеличить расходы федерального. Есть вероятность, что такое выгодное для края решение будет принято. Наш депутат говорит, что "дележка финансирования строительства метро между федерацией и краем в равном соотношении - неэффективный подход". Как и других затратных проектах, надо постараться в максимальной степени переложить расходы с нашего, краевого на федеральный бюджет. Будет еще лучше, если финансирование строительства целиком удастся переложить на Федерацию. "На мой взгляд, должна быть единая программа финансирования метро из федерального бюджета. Это единая технология, и нам не надо включать сложную систему межбюджетных отношений, для того чтобы решить эту проблему", - заявил Зубов.
"Избирком готовит сани".
("Мир новостей" 20.08.03, Анатолий Мошницкий)
Предвыборные страшилки начались заблаговременно.
Краевая избирательная комиссия на прошлой неделе продолжила серию семинаров для представителей политических партий. Тема: "Правовое регулирование предвыборной агитации на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях". Попытку просветить политиков впервые предприняли еще в июне. Тогда собрать удалось представителей далеко не всех партий, после чего избирком направил разъяснительные материалы по почте. Большинство из них вернулись обратно, поскольку юридические адреса чуть ли не всех региональных отделений не соответствовали действительности. Председатель крайизбиркома Константин Бочаров не впал в отчаяние. Он предпринял новую попытку. Собрал примерно половину. Политикам во всех подробностях объяснили, чего они ни в коем случае не могут делать в предвыборный период, если не хотят крупных проблем. В разъяснениях избирательная комиссия руководствовалась Законом РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 года.
Вот что примечательно: методические рекомендации, комментарии и разъяснения от Центральной избирательной комиссии в край еще не поступали. Они придут из ЦИКа не раньше сентября. То есть Константин Бочаров в данном случае стремительно бежит впереди паровоза, которого еще и не видно. Что подгоняет председателя? Судя по всему, Константин Анатольевич хорошо помнит, какая судьба постигла его предшественника Георгия Кострыкина, который, по мнению большинства наблюдателей, по каким-то причинам не пожелал "навести порядок" вовремя, а начал махать кулаками лишь после драки. Ну, и домахался...
"Вслед за ВВП".
("Труд-Енисей", 21.08.03, Виктор Николаев)
Как известно, российский президент поставил задачу вырастить своего "аббревиатурного тезку" - валовой внутренний продукт страны - к 2007 году в 2 раза, что подразумевает нешуточный ежегодный прирост экономики на 7-10 процентов. Многочисленным скептикам подобная постановка вопроса представляется чересчур оптимистичной и в чем-то даже популистской: достаточно вспомнить, что в США или Европе даже 2-3% годового прироста считаются боле чем приличным достижением. Причем Владимир Путин формулирует задачу еще более жестко: достичь ожидаемого прироста не только и не столько за счет сырьевых отраслей, экспортирующих за рубеж нефть, газ; лес, цветные металлы и мало ориентированных на российский рынок. Во главу угла ставится расширение внутреннего спроса, развитие наукоемких технологий и отраслей, "завязанных" на конечное потребление.
При зрелом размышлении задачи, сформулированные президентом, выглядят не только вполне выполнимыми, но и более чем насущными. Ведь при менее высоких темпах экономического роста России практически никогда не удастся догнать развитые страны Запада по уровню жизни и производительности труда. Как говорится, "чтобы двигаться вперед, надо бежать изо всех сил". Реальность же, достижимость поставленных целей можно проиллюстрировать несколькими нехитрыми размышлениями "на заданную тему".
Обратим внимание, как кипит работа там, где есть "живые деньги" - в тех же сырьевых отраслях, например. Совершенно очевидно, что, если сравнимые по объемам финансовые стимулы пойдут в сферу торговли, строительства, обслуживания конечного потребления, и там состоится настоящий экономический бум. О его возможных масштабах ярко свидетельствует обширный неудовлетворенный спрос, упирающийся в низкую платежеспособность среднего россиянина (заметим, как только на прилавках магазинов появляется что-то дешевле, чем обычно, оно сразу же сметается с них словно в эпоху советского дефицита). Однако дело не только в недостатке финансовых средств. Совершенно очевидно, что, несмотря на обилие, как грибы после дождя, растущих супермаркетов, бутиков, спецавтоцентров, заправочных станций и всяческих сервисных служб, конкуренция в этой сфере остается еще недостаточной, а цены чрезмерными (превышающими порой американские или европейские и явно не соответствующими сложившейся в России стоимости труда). Складывается устойчивое впечатление, что цены эти ориентированы на относительно неширокий слой российских нуворишей и более-менее зажиточных граждан - они практически "оставляют за бортом" нормальной (по современным стандартам) жизни больше половины населения страны.
В развитии конкуренции и вовлечении широких слоев российского населения в динамичные экономические проекты (малый бизнес, ипотечное кредитование, освоение новых, востребованных временем специальностей в сфере высоких технологий) и кроется громадный, до сих пор еще слабо используемый резерв роста российской экономики. Резерв этот позволяет смело утверждать: задачи, поставленные президентом страны, реальны и вполне выполнимы - дело стало за политической волей, необходимой для их реализации, и политической поддержкой на местах.
Что касается последнего фактора, то крупнейшее в стране Красноярское региональное отделение партии "Единая Россия" таковую поддержку готово обеспечить в полной мере, о чем, в частности, говорят и сделанные недавно программные заявления руководства КРО. Сразу же после форума сторонников "ЕР", прошедшего в Москве 28 июня, секретарь КРО партии "Единая Россия" Игорь Тихов выступил с заявлением, в котором призвал своих соратников ускорить работу по составлению проекта "красноярской части" партийной программы, основанной на наказах граждан и приоритетах, сформулированных президентом РФ.
- Мы считаем, что время политического раскола для нашей страны прошло, - заявил Игорь Тихов. - Предстоящие выборы не должны стать поводом для политических баталий...
Наша цель - построение общества, благами которого может воспользоваться каждый гражданин, а неузкая социальная группа... В этой работе мы будем придерживаться принципов максимальной открытости, взаимодействия со всеми конструктивными политическими и общественными силами... Причем есть задачи специфические для Красноярского края, который традиционно развивался как источник сырьевых ресурсов. Необходимо решить проблему, когда, исчерпывая эти богатства - лес, цветные металлы, нефть, водные ресурсы - мы берем взаймы у будущих поколений. Одним из способов решения этой проблемы может являться развитие внутреннего спроса и потребления. Но это очень серьезная и комплексная задача, которая не может быть решена в отрыве края от всей страны...
Прошло чуть больше месяца, и Красноярское региональное отделение "ЕР", включающее в себя (в частности, через институт сторонников) большое количество крупных руководителей, предпринимателей и экономистов, выступило с программным заявлением в поддержку выбранного курса - "через стабильность к экономическому росту".
В меморандуме КРО партии "Единая Россия" говорится о том, что экономической элите страны в целом и края, в частности, настало время сосредоточиться на инновационных проектах в технологической сфере. Ресурсы для такого развития в крае есть, речь идет об изменении политики, об изменении отношения к самой идеологии бизнеса. Но не только новыми технологиями и всяческими ноу-хау экономика края, по мысли"единороссов", прирастать будет. Без роста платежеспособности населения, без массового спроса не будет и значимых, "веских" стимулов для всех этих "внедрений". Поддержка высокотехнологичных отраслей должна дополниться поддержкой инновационных проектов в сферах финансов, разнообразных услуг и торговли. Ведь не случайно же в развитых странах Запада данные области человеческой деятельности дают работу 60-70-ти процентам трудоспособного населения.
Региональная составляющая единой платформы "ЕР" предполагает выделение на территории края точек роста, призванных потянуть за собой остальную часть местной экономики. Прежде всего к таким "точкам" относятся крупнейшие города - Красноярск, Норильск, Ачинск... Именно там, в сжатые сроки можно добиться реальных результатов на пути задуманной реконструкции экономики.
Составители меморандума уверены: Красноярскому краю по силам превратиться из сырьевого, преимущественно, "придатка" в "опорный" российский регион, в ведущий сибирский центр инноваций и социальных достижений. Суждено ли этим по-хорошему амбициозным планам сбыться, покажет будущее. Но уже сейчас ясно одно: впервые в постсоветский период в масштабах России и края четко сформулированы основные стратегические задачи развития. Их решение во многом зависит от того, состоится ли коалиция власти, бизнеса и гражданского общества - союз, к которому вслед за президентом призывает всех "Единая Россия"...