О национальных интересах России в Приднестровье (заявление)
Ситуация, складывающаяся вокруг Приднестровской Молдавской Республики, вызывает серьезную озабоченность и побуждает нас выступить с настоящим заявлением.
Нарастает давление на Республику тех, кто стремится искоренить остатки присутствия России в Юго-Восточной Европе, лишить народ Приднестровья его законного права на самоопределение, подтвержденного после отражения молдавской агрессии на многочисленных референдумах. В районе Черноморья стратегический баланс сегодня фактически сломан взятым Вашингтоном курсом на милитаризацию данного региона, выбивающим почву из-под урегулирований 1980-1990-х годов, которые касались состава и дислокации вооружений в регионе.
Вместо должного ответа на это давление мы видим свидетельства желания сегодняшних проводников внешней политики России искать "компромиссы" с теми на Западе, кто, втягивая мир в еще большую деформацию, говорит о своем новом "продвижении на Восток", пусть и под видом "продвижения демократии". Параллельно усиливаются попытки воздействия из России на волеизъявление приднестровцев, которым в ближайшие дни предстоит избрать своего президента. Эти два вектора взаимосвязаны: тем в России, кто решил использовать Приднестровье в целях удовлетворения своих внешнеполитических амбиций или собственной материальной выгоды, а возможно и вследствие внешнего влияния, нужны в Тирасполе соответствующие исполнители.
Такая политика наносит глубокий вред близости и сотрудничеству наших народов, авторитету и национальным интересам России, больно ранит приднестровцев. О последствиях некомпетентного вмешательства во внутренние процессы в соседних государствах драматично свидетельствует происходящее ныне в Южной Осетии.
В отношении к приднестровской проблеме, к народу Приднестровья мы призываем общественность России и руководство нашей страны исходить из следующего.
Приднестровье, как и Бессарабия, Буковина и, собственно, Молдавия, были частью еще Древней Руси, а в XVIII веке вызволенное из-под османского ига Приднестровье, а позже и Бессарабия стали неотрывной частью России. Современная Республика Молдова не имеет правовых и исторических оснований претендовать на территорию ПМР. Более того, сам по себе статус Республики Молдова вызывает вопросы, поскольку ее "Декларация о независимости" апеллирует к давно утратившим силу международным документам и реалиям. Эта декларация также отменяет единственный документ, который мог бы служить основанием для ее современной государственности в бывших советских границах, - Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР" от 2 августа 1940 года. Таким образом, единственным правопреемником МССР остается Приднестровье, которое, в отличие от бессарабской части МССР, самоопределилось в результате референдумов сначала в составе СССР, а потом уже как независимое государство. Выход же Бессарабии из состава Советского Союза не был результатом всенародного волеизъявления и осуществлялся с нарушением союзного законодательства.
Перейдем от этого важного для понимания ситуации историко-правового экскурса к современным реалиям.
С военно-политической точки зрения, Приднестровье является важным фактором обеспечения безопасности Российской Федерации. Прочные позиции на приднестровской земле - это существенная составляющая формирования стратегического баланса Российской Федерации в отношениях с
Потенциал для тесного сотрудничества между Российской Федерацией и Приднестровьем налицо, и он не сводится лишь к военным факторам. Несмотря на непоследовательность Москвы, большинство приднестровцев помнят и ценят поддержку, оказанную Россией и россиянами в отражении внешней военной агрессии, в экономическом, политическом и общественном становлении республики.
Приднестровцы смогли сделать то, в чем, по большому счету, не преуспели другие государственные образования - преемники Советского Союза. Они выстроили собственную полиэтническую культурно-историческую и политическую общность - приднестровский народ. И нам надлежит проявлять должное уважение к этому, как и к тому, что большинство приднестровцев продолжает осознавать себя частью широкой русской культурно-исторической общности, частью возможного евразийского проекта.
С учетом изложенного, представляется необходимым ясно декларировать, что Российская Федерация будет неуклонно ориентироваться на волеизъявление народа Приднестровья, будь-то в вопросах его статуса или в выборе президента, строить отношения с ПМР, руководствуясь долгосрочными национальными интересами, а не преходящими, конъюнктурными политическими и прочими резонами.
Призываем правительство России рассмотреть возможности оказания Приднестровью широкой экономической поддержки, капиталовложений в приднестровскую экономику, особенно в предприятия оборонного профиля, транспортную и информационную инфраструктуру. Такой же призыв мы адресуем российским деловым кругам. Это будет вклад в наш собственный потенциал.
Самого серьезного внимания заслуживает поддержка Приднестровья в сфере образования, в первую очередь высшего, налаживание межуниверситетского сотрудничества как посредством расширения приема в наши вузы приднестровских абитуриентов, так и командированием в Тирасполь российских ученых и преподавателей.
Особое значение мы придаем тому, чтобы наши православные соотечественники в Приднестровье постоянно получали и чувствовали непосредственное покровительство Русской Православной Церкви.
Призываем все народно-патриотические силы объединять и координировать усилия в поддержку Приднестровья, его политического и культурно-исторического самоопределения, развернуть на этом направлении широкую народную дипломатию.
От имени:
Института динамического консерватизма - В.В.Аверьянов, директор ИДК;
Общероссийского общественного движения "Народный Собор" - В.Е.Хомяков, сопредседатель "Народного собора";
Международной инициативы "Интернациональная Россия" - М.А.Колеров, председатель политического бюро.
В личном качестве:
В.Г.Буданов - профессор, доктор философских наук;
Б.А.Виноградов - профессор, доктор технических наук;
Р.В.Газенко - кинодокументалист;
К.А.Геворгян - политолог;
М.В.Демурин - публицист, чрезвычайный и полномочный посланник 2 класса;
Д.Ю.Ермолаев - заместитель главного редактора федерального еженедельника "Российские вести";
Максим Калашников - публицист;
С.А.Колеров - шеф-редактор Западной редакции ИА REGNUM;
Д.Э.Кондрашов - главный редактор журнала "Балтийский мир";
Б.И.Костенко - тележурналист;
А.А.Мартынов - директор Международного института новейших государств;
О.Б.Неменский - историк, политолог;
М.В.Ремизов - президент Института национальной стратегии;
А.Г.Семенюк - культуролог;
В.М.Фалин - профессор, доктор исторических наук;
А.И.Фурсов - директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета;
К.А.Черемных - политолог.
Л.И.Грач - народный депутат Украины, Председатель Совета Коммунистической партии рабочих и селян.