Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом Зардуштом Ализаде.

ИА REGNUM: В последние недели активизировался вопрос продления аренды Россией Габалинской радиолокационной станции (РЛС). Баку повышает стоимость арендной платы с 7 до 15 миллионов долларов в год, российский министр обороны заявляет о планах по уменьшению на треть арендуемой площади и дальнейшей модернизации РЛС. Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего торга по цене и условий аренды?

Во-первых, вокруг Габалинской РЛС есть очень много спекуляций, которыми занимаются люди, ничего не смыслящие в противовоздушной обороне и, вообще, в военных вопросах, и в политике, и в геополитике. РЛС - это средство радиолокационной разведки, и в свое время в 1985 году эта станция была введена в действие как элемент противоракетной обороны Советского Союза. После исчезновения СССР Россия является правопреемницей Советского Союза по большинству договоров в области стратегической безопасности, системе ПРО. И она договорилась с Азербайджаном, сохранила эту станцию, которая является элементом противоракетной обороны России в южном направлении. Эта станция только в одном направлении излучает электромагнитные волны и получает информацию о полетах самолетов и ракет на территории вплоть до Индийского океана.

Что касается публикаций и разговоров о том, что в окрестных районах наблюдаются ужасные болезни, люди рождаются с физическими отклонениями, это, я думаю, к радиолокационной станции отношения не имеет. Физический характер волн, которые излучает эта станция, однороден с излучением мобильного телефона, телевизионной антенны, радиоантенны. Это другой тип излучений. Конечно, если будешь стоять рядом с таким мощным источником излучения - сваришься. Но уже по мере того, как эти волны распространяются, они уже на расстоянии нескольких сотен метров теряют свою силу воздействия на живые организмы.

Теперь о военном аспекте. Да, Россия это не СССР, это более слабая держава, но она все еще имеет военно-космические силы, ракеты и ядерное оружие, она участник очень важных договоров с Соединенными Штатами, и если она считает в военном смысле необходимым сохранение Габалинской РЛС и держать здесь небольшую группу военных специалистов, то ради Бога. У Азербайджана от этого не убудет ничего. Более того, размышляя более глобально, если эта радиолокационная станция прибавляет уверенности российскому военно-политическому руководству, если это является частью стабильности, паритета и уверенности между двумя ракетно-ядерными державами, то ради Бога. Нам тоже это выгодно. Азербайджан находится на земном шаре. Если на земном шаре будет ракетно-ядерная война, не дай Бог, и Азербайджана тоже не станет. И от того, что какая-то радиолокационная станция в каком-то районе находится, от этого от нас не убудет. Более того, если Азербайджан заинтересован в том, чтобы у нас были более доверительные отношения с нашим северным соседом, то, пожалуйста, пусть стоит эта станция, пусть ее обслуживают российские ракетно-космические войска. Эта информация поступает и в наше ПВО, но нам это ни к чему, потому что у нас противоракетной обороны нет. Но, в принципе, это информация к размышлению, информация к сведению, как говорится.

Теперь о том, почему есть люди и силы, которые выступают против РЛС. Они всегда смотрят на Россию сквозь призму карабахского конфликта. Сквозь призму того, что Россия поддерживает нашего врага, оккупанта, страну, которая оккупирует нашу территорию. Да это факт. Но с другой стороны, во-первых, наше руководство не сумело увязать российско-азербайджанские отношения с Карабахом. Наоборот, наша власть всегда увязывает российско-азербайджанские отношения с отношением российского руководства к азербайджанскому руководству, к власти Азербайджана. Если российское руководство принимает азербайджанские власти, то тогда независимо от карабахского вопроса азербайджано-российские отношения хорошие.

Если смотреть, опять-таки, через призму Карабаха, надо подумать, какой ущерб мы можем нанести России, если откажемся от Габалинской РЛС. Я думаю, что ущерб небольшой. И прибыли никакой, абсолютно никакой прибыли, кроме того, что наши отношения ухудшатся с Россией, с одним из сопредседателей Минской группы. Это нам надо? Кроме того, всегда надо помнить о том, сколько возможностей Азербайджан не использует для того, чтобы решить карабахскую проблему. Начиная от мирного потенциала, военного потенциала, информационного, экономического потенциала. Мы вообще используем, может, 10 процентов нашего потенциала для решения карабахской проблемы. Поэтому считать, что мы откажемся от Габалинской РЛС, и карабахская проблема сделает шажок вперед, это абсолютно глупое представление человека, который не знаком с реальной ситуацией в мире, который все еще живет с какими-то средневековыми представлениями. Назло кондуктору куплю билет и пойду пешком. Вот такая логика.

Я лично думаю, что требование повысить арендную плату правильное. Конечно же, у нас несравнимо большие суммы разворовываются нашим доблестным чиновничеством. Но хотя бы в этом вопросе можно эти деньги, небольшие деньги, направить на поддержку населения окрестных районов, на строительство каких-то дорог, инфраструктурных проектов целевым, адресным способом. Тогда люди увидят, что, да, аренда радиолокационной станции приносит прибыль, пользу каким-то людям. А какой-то вред от этой станции, насколько я знаю как офицер ПВО, который очень хорошо знает принципы действия радиолокационных станций, там такого ущерба природе, здоровью людей нет.

ИА REGNUM: То есть вы думаете, что договор об аренде Россией Габалинской РЛС будет продлен до 2025 года и где-то в 2 раза будет повышена арендная стоимость?

Да ради Бога. Если в 2 раза повысят, то это, в принципе, небольшие деньги ни для России, ни для Азербайджана. Но, видимо, кто-то хочет покочевряжиться. Ради Бога, пусть покочевряжится.

ИА REGNUM: Министр обороны Анатолий Сердюков заявил о том, что Россия планирует полностью перестроить Габалинскую РЛС...

Модернизировать они могут, конечно же. Это не проблема. Но от этого обороноспособность России не повысится. Проблемы обороноспособности России кроются в неэффективности российского руководства. В том, что министерство обороны планомерно разрушает армию, оборонную мощь России. В этом проблема. А одна станция... Ну, говорят, что в Арзамасе, на Северном Кавказе, еще построили схожую станцию. Опять-таки, я говорю, что проблемы обороноспособности России связаны с неэффективностью российского военно-политического руководства. Это проблема. СССР рухнул не из-за того, что Соединенные Штаты нанесли по нам ракетно-ядерный удар. Мы рухнули потому, что было бездарное руководство. Неадекватное руководство. И Россия сейчас проигрывает в политике только потому, что у нее неадекватное руководство, неэффективная система управления, политическая система абсолютно далека от требуемого коэффициента полезного действия. И то, что происходит сейчас в этой стране, - это страшный урон для России. Вот об этом надо думать, а РЛС - это всего лишь технический вопрос.

Ну, стоит станция на 100-150 километров южнее азербайджано-российской границы. Стоит на горе, смотрит в направлении юга. Информация поступает в центрально-командный пункт российских ракетно-космических войск. Ну и что? Опять-таки, никто и никогда не нападет на Россию. Америка не нападет на Москву. Все сидят и ждут, когда Россия сама по себе тихо мирно изнутри будет разваливаться. Вот в чем трагедия. А Габала, это, опять-таки, вопрос десятый.

Никто не собирается нападать на Россию. А зачем нападать, если само российское руководство подрывную работу проводит? Никто на Россию в жизни не нападет. Извини меня, там стоит нажать кнопку, и шарахнет - всего мира и жизни на земле не будет. Не стоит сегодня беспокоиться об уменьшении эффективности российских ядерных сил из-за того, что США строят ПРО. Это глупость. Достаточно будет, если дело дойдет до смертоубийства, нажать кнопку и взорвать все российские ядерные заряды прямо в шахтах, на территории самой же России. И земного шара не будет.

ИА REGNUM: О необходимости пересмотра условий аренда РЛС заявил и замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, по словам которого нынешний размер арендной платы является неадекватным ценности станции и рискам Азербайджана от ее использования Россией. Обращаясь к международному опыту по использованию подобных объектов, замминистра заявил, что "думая о возможных пределах пересмотра арендной платы, считаем, что речь должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов".

Несколько сот миллионов долларов - нет, я думаю, что это преувеличение. За Байконур Россия платит Казахстану больше сотен миллионов долларов, но РЛС это ведь не Байконур. В Таджикистане есть "Окно", там станция тоже смотрит за космосом. Я хочу сказать, что вот это требование в 2 раза повысить стоимость аренды - это еще я понимаю. И доллар падает, и Россия богаче намного, чем когда подписывали соглашение. Но опять-таки, все зависит от контекста отношений между Россией и Азербайджаном. Если бы между Москвой и Баку не было бы проблемы Карабаха, то, я думаю, что Азербайджан даже и денег не брал бы, потому что, опять-таки, с точки зрения общей безопасности, чем выше степень доверия, безопасности, оповещенности сторон, крупнейших военных сил мира, то и для нас, для Азербайджана, лучше.

Что касается рисков, то Америке по барабану, есть ли Габалинская РЛС или нет. Ну стоит и стоит радиолокационная станция. Россия же не строит по всему миру какую-то мощную систему противоракетной обороны. У Москвы на это технического, технологического, финансового ресурса нет. От существования Габалинской РЛС соотношение сил не меняется. Военный бюджет США больше совокупного бюджета всех стран вместе взятых.