Динамика цен на нефть под конец 2011 года с трудом поддается прогнозированию, отмечают аналитики. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от аналитического агентства "Инвесткафе", каждый день нефть находит себе новый фактор снижения или роста.

"21 ноября фьючерсы на нефть марки Brent, напуганные неспособностью американских конгрессменов прийти к консенсусу относительно снижения объема государственного долга, отметили месячный минимум, - отметил аналитик Сергей Глушков. - Но 22 ноября черное золото предстало перед нами совсем в другом настроении... Нефть даже не смутило то обстоятельство, что во втором чтении данные по росту ВВП США за 3-й квартал оказались пересмотрены с +2,5% до +2%. Как же так? Просто теперь для черного золота неожиданно вновь стал самым важным иранский фактор", - пояснил эксперт.

Реагируя на вышедший в начале месяца доклад МАГАТЭ, в котором высказаны подозрения относительно военного характера иранской ядерной программы, ряд стран Запада пошел на новые финансово-экономические санкции против Ирана, напомнил Глушков. "США подвергли санкциям одиннадцать тамошних нефтехимических компаний, а Канада и Великобритания ввели запрет на совершение финансовых операций с иранскими властями и банками, - пояснил он. - Вместе с тем МИД России дал понять, что считает данные меры неадекватными и "выходящими за рамки решения нераспространенческих задач". В продуктивности новых антииранских санкций сомневаются и многие эксперты: они опасаются, что данные меры отобьют у Ирана всякое желание сотрудничать с МАГАТЭ и подтолкнут страну к более активной работе над созданием атомной бомбы".

"Продолжение конфликта вокруг ядерной программы Ирана является стимулом для поддержания высоких цен на нефть, - констатировал эксперт. - Министр энергетики Ирана Ростам Каземи уже заявил о готовности республики превратить нефть в политическое оружие. К тому же сами по себе попытки Запада воздвигнуть препятствия на пути иранского нефтяного экспорта будут способствовать недостатку предложения на мировом рынке углеводородов, причем даже в том случае, если данный конфликт не перерастет в ирано-израильскую войну. Впрочем, я надеюсь, что до военных действий дело все-таки не дойдет: высокая стоимость нефти и так серьезно мешает посткризисному восстановлению, и в странах НАТО достаточно хорошо понимают, что война в Иране поднимет нефть на те уровни, которые сделают невозможным рост их экономик".

Еще одним фактором поддержки для нефти под конец года может стать снижение нефтедобычи в странах ОПЕК, добавил Глушков. "Министр нефтяной промышленности Ирака Абдул-Карим Луаиби заявил, что на саммите Организации стран-экспортеров 14 декабря ожидается принятие решения о снижении квот на добычу. По его оценкам, в этом случае нефтяные котировки останутся в диапазоне 100-120 долларов за баррель", - резюмировал он.