О месторождении Д-6, ЛУКОЙЛе и России: интервью министра окружающей среды Литвы Арунаса Кундротаса ИА REGNUM
13 августа 2003 посол России в Литве Юрий Зубаков, завершивший свою каденцию, заявил премьеру Литвы Алгирдасу Бразаускасу, что Россия заинтересована в безопасности нефтяного месторождения D-6 в Балтийском море и предоставит Литве всю информацию о экологической безопасности месторождения. Представители власти Литвы не раз заявляли, что будущая эксплуатация месторождения D-6 неподалеку от границы Литвы вызывает огромное беспокойство, так как ЛУКОЙЛ собирается качать нефть уже в конце этого года, а проект экологической экспертизы в Литве никому показан не был. В конце июня премьер Литвы А. Бразаускас написал письмо премьеру России Михаилу Касьянову, предлагая создать совместную группу экспертов для оценки охраны края, вместе выполнить мониторинг окружающей среды. Ответа Бразаускас так и не дождался. Министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис вместе с министром иностранных дел России Игорем Ивановым в конце июля 2003 договорились, что все недоразумения, связанные с месторождением D-6, должны решать министр охраны края Литвы и министр природных ресурсов России. Но министр окружающей среды Литвы Арунас Кундротас заявил ИА REGNUM, что пока все его попытки найти общий язык с должностными лицами России безрезультатны.
В начале сентября буду праздновать своеобразный юбилей - говорит министр окружающей среды Литвы Арунас Кундротас. - Исполнится почти два года с того момента, когда я написал первое письмо министру природных ресурсов России с просьбой оценить возможное воздействие на окружающую среду. Ответа я не получил. Мы обратились в международные институции - в комитет окружающей среды Балтийского моря (HELCOM), в Евросовет, UNESCO. Эти институции заявили, что Россия обязана предоставить экологическую экспертизу нефтянного месторождения. Две недели назад после встречи министров иностранных дел Литвы и России, я написал письмо своему коллеге министру природных ресурсов России Виталию Артюхову, но ответа, традиционно, не дождлся. Это доказывает, что за год ничего не изменилось. Конечно, приятно слышать, что Россия заинтересована в том, чтобы сохранить экологически чистым Балтийское море и ее побережье - это дает надежду, что и в России проходят дискуссии на эту тему, но нам очень жаль, что Литва никак не получает ни результатов о воздействии на окружающую среду, ни информации о самом процессе.
Может Вам и не надо стучать в закрытые двери? На этой неделе губернатор Калининградской области Владимир Егоров заявил, что месторождение будут эксплуатировать безопасно, об этом информирован и президент России Владимир Путин. Может, этого достаточно, чтобы жители Литвы успокоились?
Я и раньше говорил, что если руководители России уверены в том, что для получения нефти будут использованы только современные и безопасные технологии, так почему этой информацией они не делятся с нами? И не только с нами - информацию ждут и международные институции. С другой стороны, есть и определенные процедуры. По конвенции охраны края Балтийского моря, страна, которая собирается проводить какую-либо деятельность в море, обязана информировать соседние государства о возможном воздействии на окружающую среду.
За поcледние 2 года получила ли Литва какую-нибудь информацию о месторождения D-6?
Полтора года назад немного информации было в интернете. Столько мы и знали. В марте этого года состоялась встреча экспертов из России и Литвы, но во время встречи мы никакой информации не получили - только обещания, что в ближайшем времени эта проблема будет решаться. И все. Мы также получили предложение поехать к Каспийскому морю и посмотреть на действующую нефтяную скважину, но нас такое предложение не удовлетворило. Каждое место специфическое: исследования воздействия на окружающую среду поэтому и необходимы, чтобы видна была специфика конкретного места. Что нам с того, если мы поедем к Каспийскому морю и полистаем брошюры? D-6 находится всего в 7 километрах от Куршской косы, которая занимает место в списке мирового наследия. Мы должны знать, все ли условия оценены, получит ли Литва компенсацию за нанесенный ущерб окружаюшей среде, подготовлена ли Россия к ликвидации аварии.
Тогда спрошу иначе. Все ли сделало министерство окружающей среды и Вы лично, для того, чтобы Россия предоставила эту информацию?
Да, мы сделали все. К сожелению, как я уже говорил, мы не получили никакого ответа. Если мне кто-нибудь посоветует метод, как еще можно получить эту информацию - буду очень благодарен. Министерство использовало все методы, 2 года переписываясь с Россией.
И не получили никакого ответа? Не может быть...
Получили единственное. Единственная институция России, которая ответила на многократные наши запросы - ЛУКОЙЛ. Год назад мы обратились к президенту общества по поводу планов начать качать нефть в Балтийском море и получили ответ, что мы обратились не по тому адресу - нужно обращаться в министерство природных ресурсов России...
Нужно ли скрывать информацию о том, что проект безопасен?
Это нас особенно и беспокоит. К нашим беспокойствам присоединяются и беспокойства международных институций окружающей среды - все хотят получить заверенную, конкретную информацию, то есть отчет о воздействии на окружающую среду. Такой отчет есть, и министерство природных ресурсов России дало положительный ответ по поводу эксплуатации D-6. Но с нами этой информацией никто не делится. Почему? Сложно сказать. Если бы это был вопрос, касающийся лишь министерства охраны края Литвы и министерства природных ресурсов России, можно было бы понимать по-всякому, но эта проблема затронута на самом высоком уровне - президента Литвы (нынешнего и завершившего каденцию), премьера, председателя Сейма, президента UNESCO. Я в самом деле не знаю, как проломить эту стену молчания.
Если, пока Вы пишете письма, ЛУКОЙЛ начнет добывать нефть, что Вы будете делать?
Литва не может запретить деятельность на чужой территории. Это дело России, она должна принять решение. Если так произойдет, придется только сожалеть, что мы не использовали возможности взаимопонимания и доброго сотрудничества.